Основы теории физической культуры и спорта

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Прокопьевск 2017

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Прокопьевск 2017

ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие составлено в соответствии с «Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования по программе физической культуры».

При составлении положений программы автор-составитель опирался на требования по теоретическому разделу «Федеральной программы по физической культуре для учащихся 1-11 классов».

В программе содержатся три раздела:

1. Исторические основы Олимпийского движения.

2. Теоретико-методические основы физической культуры.

3. Гигиенические основы физической культуры.

Содержание указанных разделов программы раскрыто в различного рода литературных источниках – учебниках, методических пособиях, журналах, газетных статьях. Однако, учитывая отсутствие большинства источников в библиотеках, особенно сельских, автор считает необходимым раскрыть содержание каждого положения программы в предлагаемом пособии.

Пособие предназначено для подготовки к экзамену по физической культуре и спорту.

I. ИСТОРИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Прекращение проведения Олимпийских Игр в древней Греции

Олимпийские игры античных атлетов проводились непрерывно и регулярно в Олимпии в течение 1169 лет (293 Олимпиады древности против нынешних 27-ти Олимпиад современности). Они не отменялись и тогда, когда могущество Греции начало падать и греческие земли подчинил себе Рим.

В 394 г. до н.э. римский император Феодосий I, насильственно насаждавший христианство, усмотрев в Олимпийских Играх языческий обряд, специальным указом запретил их проведение.

Вскоре, после запрещения Олимпийских Игр, сооружения для проведения состязаний были уничтожены, а в 522 и 521 гг. до н.э. сильные землетрясения окончательно разрушили Олимпию.

Возрождение Олимпийских игр

Первые попытки возродить античные Олимпийские игры были предприняты в середине XIX в.в. в Греции. В 1859, 1870, 1889 в Афинах устраивались состязания по бегу, прыжкам, метаниям гимнастике и др., в которых участвовали греческие атлеты. С выходом спорта на международную арену возникла необходимость проведения крупных комплексных состязаний, образования центра международного спортивного движения.

В этих условиях французский общественный деятель Пьер де Кубертен (1863 – 1937) выступил с предложением возродить Олимпийские игры. Именно его исследования и большая организаторская работа позволили к концу XIX в. осуществить идею возрождения Олимпийских игр. В 1889 г. Министерство просвещения Франции поручило Пьеру де Кубертену создать международный конгресс для обсуждения актуальных проблем физического воспитания. Он состоялся в июне 1894 г. в Париже и собрал представителей спортивных организаций 12 стран. Заслушав доклад Кубертена, и ознакомившись с разработанными им организационными основами олимпийского движения, конгресс принял решение о возобновлении.

Особенности проведения Олимпиад

В Москве и Лос-Анджелесе

Особое место в международных связях спортивных организаций занимают игры XXII Олимпиады в Москве. Для проведения Олимпиады-80 были в короткие сроки построены и реконструированы 70 олимпийских объектов. Многие из них являются уникальными и не имеют аналогов в практике отечественного и зарубежного строительства.

С большим успехом выступили на Играх XXII Олимпиады советские спортсмены, завоевав 80 золотых, 69 серебряных и 46 бронзовых медалей.

В условиях острой спортивной борьбы выявились и недостатки в подготовке по некоторым видам спорта. Они явились следствием недостаточного внимания спортивных организаций, тренеров сборных команд к подготовке резервов, слабой морально-волевой подготовки некоторых спортсменов, упущений во внедрении и освоении передовой техники тренировки.

В целом же Олимпийские игры в Москве завершились убедительной победой советских спортсменов. Во многих видах спорта они показали преимущества отечественной школы спорта.

Прекрасная организация игр Олимпиады, высокий накал спортивной борьбы, высочайшие спортивные результаты – все это было отмечено руководством МОК при закрытии Игр. При этом достойной сожаления оказалась позиция правительственных кругов США и ряда стран, отказавшихся от участия в Играх по политическим мотивам.

На Игры XXII Олимпиады в Лос-Анджелесе (1984 г.) не выехали Советские спортсмены из-за отсутствия гарантий безопасности.

Выдающиеся Олимпийцы СССР и Российской Федерации

С 1952 г. по 2000 г. отечественные спортсмены успешно участвовали в 12 Олимпийских играх (за исключением XXIII Олимпийских игр, проводимых в 1984 г. в США).

Наиболее выдающиеся достижения показали следую­щие отечественные спортсмены-олимпийцы (см. табл. 1).

Таблица 1

Ритуалы Олимпийских игр

Церемония торжественного открытия Игр начинается с появления на стадионе главы государства страны-органи­затора Игр и президента МОК. После этого начинается па­рад олимпийских делегаций стран, прибывших на Игры (его возглавляет команда Греции). Затем перед спортсмена­ми и зрителями выступают с речами президент Организа­ционного комитета Игр и президент МОК. Вслед за этим глава государства страны-организатора Игр объявляет об их открытии. На стадион вносят олимпийский флаг, подни­мают его на специальной мачте под звуки олимпийского гимна.

Один из спортсменов страны-организатора, завер­шающий олимпийскую факельную эстафету, вбегает на стадион с олимпийским факелом, проносит его по дорож­ке стадиона и зажигает огонь в олимпийской чаше. Над стадионом выпускают голубей. Спортсмен-олимпиец и судья произносят торжественные клятвы.

После испол­нения гимна страны-организатора начинается художест­венная часть программы церемонии открытия Игр, на которой выступают выдающиеся актеры мирового искусства.

Церемония торжественного закрытия Игр проводится на стадионе по окончании всех соревнований. Перед стро­ем знаменосцев с национальными флагами участвующих стран маршируют спортсмены единой колонной без разли­чия гражданства. Проводится церемония передачи памят­ного флага президентом МОК мэру города-организатора следующих Олимпийских игр.

Затем произносят речи президент Организационного комитета прошедших Игр и президент МОК, который в заключение объявляет Игры закрытыми. Гаснет олимпийский огонь, под звуки олимпийского гимна олимпийский флаг медленно опускают и уносят со стадио­на, звучит орудийный салют, и спортсмены покидают ста­дион.

Клятвы спортсменов и судей. На торжественной церемо­нии открытия Олимпийских игр произносят две клятвы: от имени спортсменов и от имени судей. В 1920 г. на VII Олимпийских играх в Антверпене (Бельгия) впервые была произнесена клятва спортсменом той страны, где проводи­лись Игры.

Текст олимпийской клятвы разработал Пьер де Кубертен. В ее содержании говорится об уважении и со­блюдении правил, участии в соревновании в истинно спор­тивном духе, во славу спорта и во имя чести своих команд. Клятву от имени судей и официальных лиц произносят с 1968 г. (на XIX Олимпийских играх в Мехико). В этой клятве говорится о беспристрастности судей, соблюдении правил, преданности принципам настоящего спортивного духа.

Дисциплины

Для включения в программу Олимпийских игр дисциплина, представляющая собой ответвление олимпийского вида спорта и включающая в себя одни или несколько видов соревнований, должна иметь прочное международное признание и отвечать критериям для включения олимпийских видов спорта.

2. Виды соревнований.

Для включения в программу Олимпийских игр виды соревнований должны иметь прочный международный статус, входить не менее двух раз в программу чемпионатов мира или континентов, могут быть включены только виды соревнований для мужчин, распространенные не менее чем в 50 странах на трех континентах и для женщин – менее чем в 35 странах на трех континентах. Виды соревнований включаются в программу за 4 года до очередных Олимпийских игр.

Неприемлемы виды спорта, дисциплины и виды соревнований, в которых результаты главным образом зависят от грубого проявления высокого уровня физической подготовки.

Обязательным условием включения вида спорта в Олимпийскую программу является наличие Международной спортивной федерации (МСФ), руководящей его развитием и официальное признание ее МОК.

Виды спорта летних Олимпиад

1. Бадминтон 17. Парусный спорт
2. Баскетбол 18. Плавание
3. Бокс 19. Плавание синхронное
4. Борьба вольная 20. Прыжки в воду
5. Дзю-до 21. Ручной мяч
6. Велосипедный спорт 22. Современное пятиборье
7. Водное поло 23. Стрельба из лука
8. Волейбол 24. Стрельба пулевая
9. Волейбол пляжный 25. Стрельба стендовая
10. Гимнастика спортивная 26. Теннис
11. Гимнастика художественная 27. Теннис настольный
12. Гребля академическая 28. Тяжелая атлетика
13. Гребля на байдарках и каноэ 29. Фехтование
14. Греко-римская борьба 30. Футбол
15. Конный спорт 31. Хоккей на траве
16. Легкая атлетика  

Виды спорта зимних Олимпиад

1. Биатлон 8. Прыжки на лыжах с трамплина
2. Бобслей 9. Санный спорт
3. Горные лыжи 10. Сноуборд
4. Керлинг 11. Фигурное катание
5. Конькобежный спорт 12. Фристайл
6. Лыжное двоеборье 13. Хоккей
7. Лыжные гонки 14. Шорт-трек

Олимпийские награды

Спортсмены, занявшие на олимпийских состязаниях 1-3 места, получают медали и дипломы. Медали вручаются президентом МОК (или назначенным им членом МОК) в сопровождении президента соответствующей МСФ по возможности сразу же после окончания соревнования и в том же месте, где оно проводилось.

В личных соревнованиях первый приз состоит из позолоченной (не менее 6 г золота) серебряной медали и диплома, второй приз – из серебряной медали и диплома, а третий приз – из бронзовой медали и диплома. На медалях должны указывать вид спорта и вид соревнований, за победу на которых они присуждаются. Спортсмены, занявшие 4-8 места, получают диплом. В случае равенства результатов за первое, второе или третье место, каждый из участников имеет право на медаль и диплом. В командных видах спорта и командных соревнованиях в других видах спорта каждый член команды – победительницы, участвовавшей во время ОИ хотя бы в одном матче или соревновании, имеет право на позолоченную медаль и диплом, за второе и третье место – медали и дипломы соответствующего достоинства. Остальные члены этих команд имеют право получить только диплом. Все остальные участники, официальные лица команд и другой персонал команд получают памятный диплом и памятную медаль. К Олимпийским наградам относятся также Олимпийский кубок и Олимпийский орден.

Олимпийский кубок был учрежден Пьером де Кубертеном в 1906 г. Он присуждается организации и городам за особые заслуги в развитии Олимпийского движения. Постоянно хранится в музее МОК (г. Лозанна, Швейцария), а награжденным вручается памятная бронзовая пластинка и диплом.

Олимпийский орден учрежден МОК в 1974 г. Он присуждается отдельным лицам (спортивным деятелям или спортсменам) за особый личный вклад в Олимпийское движение и заслуги в развитии любительского спорта. Имеет три степени – золотой, серебряный и бронзовый значки.

В числе первых, удостоенных самой высокой, награды были: Людмила Турищева – трехкратная олимпийская чемпионка и неоднократная чемпионка Мира и Европы по спортивной гимнастике, тренер-преподаватель; Зоя Миронова - заслуженный мастер спорта, доктор мед. наук, профессор, главный травматолог команды страны; лыжницы Галина Кулакова и Любовь Егорова; спортивный журналист Николай Озеров.

Лауреатами Олимпийского ордена МОК стали выдаю­щиеся российские спортсмены: Елена Мухина, Лариса Ла­тынина и Юрий Титов (спортивная гимнастика), Лев Яшин (футбол), Сергей Белов (баскетбол), Вячеслав Старшинов (хоккей с шай­бой), Александр Карелин (борьба), а также тренеры Лео­нид Аркаев (спортивная гимнастика), Константин Бесков (футбол), Виктор Тихонов (хоккей).

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Внешние признаки утомления

Признаки   Небольшое физиоло­гиче­ское утомле­ние   Значительное утомление (острое переутом­ление I степени) Резкое переутомление (острое переутомление II степени)
Окраска кожи   Небольшое покрасне­ние   Значительное по­краснение   Резкое покраснение, побледнение, синюш­ность
Потли­вость   Небольшая   Большая (выше пояса)   Резкая (ниже пояса), выступание солей на коже
Дыхание Учащенное (до 22-26 в 1 мин на равнине и до 36 — при подъеме в гору) Учащенное (38-46 в 1 мин), поверх­ностное Очень учащенное (бо­лее 50—60 в 1 мин), че­рез рот, переходящее в отдельные вздохи, сме­няющиеся беспо­рядоч­ным дыханием
Движе­ние   Бодрая по­ходка   Неуверенный шаг, легкое по­качива­ние при ходьбе, отстава­ние на марше Резкие покачивания при ходьбе, появление некоординированных движений. Отказ от дальнейшего движения
Общий вид, ощуще­ния   Обычный   Усталое выра­же­ние лица, не­боль­шая суту­лость, опущен­ные плечи. Снижение ин­те­реса к окру­жаю­щему Изможденное выраже­ние лица, сильная су­ту­лость («вот-вот упа­дет»). Апатия, жалобы на очень сильную сла­бость. Учащенное серд­цебиение, головная боль, жжение в груди, тошнота, рвота
Мимика Спокойная Напряженная Искаженная
Внима­ние   Хорошее, безошибоч­ное выпол­нение ука­заний   Неточность в вы­полнении команд, ошибки при смене на­правления дви­жения Замедленное, непра­вильное выполнение команд. Воспринима­ются только громкие команды
Пульс, уд./мин 110-150 160-180 180-200 и более

2. Метод опроса предоставляет возможность получить информацию о состоянии занимающихся на основании их собственных показателей о самочувствии до, во время и после занятий физическими упражнениями (о болях в мышцах, в области сердца, головные боли, головокруже­ние, боли в правом подреберье, особенно при беге и пр.), об их стремлениях и желаниях (желание или нежелание за­ниматься физическими упражнениями).

3. Измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС). Ча­стота сердечных сокращений — важный объективный показатель работы сердечно-сосудистой системы. Измере­ние ЧСС проводится во время и после выполнения физи­ческих упражнений и позволяет оценить реакцию орга­низма в ответ на выполняемые физические упражнения. Во время легкой физической нагрузки пульс у занимаю­щихся достигает 100-120 уд./мин, во время средней на­грузки — 130-150 уд./мин, во время большой нагрузки свыше 150 уд./мин.

О приспособлении организма к нагрузкам (ходьбе, бегу, прыжкам и др.) судят по реакции восстановления ЧСС, которую можно определить, например с помощью расчета коэффициента восстановления пульса (КВП) по формуле:

ЧСС (через 3 мин после нагрузки) х 100 %

КВП = ———————————————————————

ЧСС (сразу после нагрузки)

Если КВП менее 30 %, то это свидетельствует о хорошей реакции восстановления организма после нагрузки, о хо­рошем приспособлении к ней.

4. Тестирование показателей физической подготовленнос­ти позволяет с помощью контрольных упражнений-тестов определить уровень развития отдельных физических ка­честв (уровень физической подготовленности) у занимаю­щихся. Контрольные упражнения (тесты) — это стандар­тизированные по содержанию, форме и условиям вы­полнения двигательные действия, применяемые с целью определения физической подготовленности занимающих­ся на данный период времени. В физическом воспитании школьников наиболее часто используют следующие специ­альные контрольные упражнения (тесты): бег на 30 и 60 м, челночный бег 3х10 м, прыжок в длину с места с двух ног, прыжки через скакалку за 1 мин, метание набивного мяча весом 3 кг на дальность из определенного исходного поло­жения, подтягивание из виса на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, наклоны вперед из положе­ния сидя на полу, 6-минутный бег, бег на 2000 и 3000 м, пре­одоление полосы препятствий и др.

Перечисленные контрольные упражнения-тесты очень показательны, и на их основе делают соответствующие вы­воды и при необходимости вносят коррективы в учебно-воспитательный процесс. Так, например, если уровень фи­зической подготовленности занимающихся не повышается или становится ниже, то пересматривают содержание, ме­тодику занятий, физические нагрузки.

Тестирование уровня физической подготовленности

(определение уровня развития физических качеств)

Тест — это измерение или испытание, проводимое для определения способностей или состояния человека. В фи­зическом воспитании такими испытаниями являются физические упражнения (тестовые, двигательные задания), с помо­щью которых оценивают уровень развития физических качеств человека.

Тестирование — это процесс получения результатов выпол­нения тестов.

Полученное в ходе измерений числовое значение яв­ляется результатом тестирования. Например: прыжок в длину с места — это тест; процеду­ра проведения прыжков в длину и измерение результатов — тестирование; длина прыжка — результат тестирования.

Сроки тестирования согласуются со школьной программой по физической культуре, которая предусматрива­ет обязательное двухразовое тестирование физической подготовленности учащихся. Первое целесообразно проводить во вторую-третью неделю сентября (после того как учебный процесс войдет в нормальное русло), а второе — за две недели до окончания учебного года.

На основе результатов тестирования можно:

— сравнивать физическую подготовку отдельных учащихся;

— проводить спортивный отбор для занятий тем или иным видом спорта, для участия в соревнованиях;

— осуществлять в значительной степени объективный контроль за обучением (тренировкой) школьников и юных спортсменов;

— выявлять преимущества и недостатки применяемых средств (физических упражнений), методов обучения и форм организации занятий.

В таблице 3 приведены тесты, с помощью которых можно определить развитие силы, быстроты и выносливости.

При проведении тестирования необходимо соблюдать следующие требования:

1) тест (контрольное упражнение) должен соответство­вать анатомо-физиологическим, половым, возрастным и функциональным возможностям занимающихся;

2) необходимо использовать простые по биомеханичес­кой структуре (координационной сложности) тесты;

3) перед выполнением тестов у занимающихся должна создаваться хорошая мотивационная установка (т.е. уста­новка на достижение максимального результата);

4) выполнение тестов надо проводить, когда организм не утомлен;

5) для комплексной оценки физической подготовлен­ности занимающихся необходимо проводить несколько тестов различной направленности (например, на силу, быс­троту, выносливость и т.д.);

Таблица 3

По развитию телосложения

Приступая к занятиям атлетической гимнастикой, следует знать, что каждый практически здоровый человек может значительно увеличить свою силу и исправить многие недостатки своего телосложения. Все зависит от упорства занимающегося, избранной методики тренировки и длительности занятий.

Главной задачей на первом этапе является выработка в себе постоянной привычки ежедневно выполнять определенный комплекс физических упражнений. Очень важно выбрать систему тренировки, исходя из особенностей своего телосложения подобрать определенный комплекс физических упражнений, который будет решать только одну или сразу несколько задач (увеличение массы отдельной мышцы, группы мышц, развитие и совершенствование физических качеств).

Существует несколько способов дозирования упражнений:

1) занятия с весом ниже предельного, поднимание его максимально возможное количество раз. Этот способ очень удобен для новичков, так как он помогает укрепить опорно-двигательный аппарат, подготовить мышцы и более сложным упражнениям и применению больших физических нагрузок.

2) занятия с максимально большим весом, поднимая его 1-3 раза. Применяется в основном в тренировке спортсменов высокого класса.

3) занятия с весом ниже предельного, поднимания его с возможно большей скоростью. Требует значительных энергетических затрат и наряду с увеличением силы, способствует развитию быстроты движений.

Для того чтобы развить силу и значительно увеличить мышечную массы, применяются упражнения с сопротивлением условно можно разделить на: 1) упражнения с отягощением; 2) упражнения с амортизаторами; 3) упражнениями с противодействием партнера; 4) упражнения с сопротивлением внешней среды (воды, песка и др.); 5) упражнения с сопротивлением массы собственного тела.

Особое место среди многочисленных способов развития мышечной силы занимают изометрические, или статические упражнения. При их использовании в мышцах происходят интенсивные обменные процессы, напряжение может поддерживаться на определенном уровне в течение длительного времени при неподвижном состоянии тела человека.

Существует несколько вариантов занятий для развития мышечных групп. Занятия можно строить так: а) в каждом занятии нагружать абсолютно все мышечные группы; б) тренировать 1-3 мышечные группы с их чередованием в недельном цикле. В первом варианте атлет получает нагрузку почти на все мышцы, однако он, естественно, не может их сильно нагрузить вследствие значительного общего утомления. Этот вариант построения тренировочной работы очень удобен для групп здоровья. Во втором варианте тренировки тренируются однотипными упражнениям 1-3 группы мышц, их можно нагрузить максимально, в то время как другие мышцы будут отдыхать, и организм не будет утомлен. На следующем занятии нагружаются другие 2-3 мышечные группы.

В первом полугодии тренировочный цикл упражнений меняется один раз в месяц. Впоследствии его можно составлять на каждую неделю отдельно или попеременно чередовать два недельных цикла в течение 1-2-х месяцев.

При составлении комплексов атлетической гимнастики в целях достижения максимального эффекта следует очень внимательно придерживаться ряда важных требований.

Комплексы должны составляться с учетом уровня подготовленности занимающихся.

При составлении первых комплексов в них следует включать до 10-12 упражнений по возможности охватывающих все основные группы мышц. Упражнения в комплексе могут иметь такое расположение:

- упражнения для плечевого пояса и рук;

- упражнения для тазового пояса и ног;

- упражнения для туловища;

- упражнения для шеи;

- упражнения для выработки правильной осанки.

В каждой из этих групп обязательно следует предусмотреть упражнения для мышц-антагонистов: например для мышц передней и задней поверхности туловища, для бицепсов-трицепсов и т.д. Очень важно помнить, что эффективны напряжения, выполняемые до отказа при 8-12 повторениях.

Занятия с достаточными нагрузками следует проводить через день. Для одного занятия упражнения подбираются таким образом, чтобы самые трудные из них были в середине, когда мышцы уже разогреты достаточно. В течение месяца занятия следует планировать, используя принцип волнообразности: намечая цели с большими, средними и малыми силовыми нагрузками.

И продолжительность жизни

1. Генетические факторы риска (15-20%):

а) относятся хромосомные и генные болезни: гемофилия, болезнь Дауна. Основной фактор – наличие измененных или ослабленных хромосом и генов, которые при определенных условиях приобретают доминирующее значение;

б) проявляются в процессе индивидуального развития и обусловлены слабостью определенных наследственных механизмов;

в) связаны с наследственной предрасположенностью к некоторым заболеваниям (гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь, бронхиальная астма.

2.Состояние окружающей среды (20-25%)

К факторам внешней среды, оказывающим влияние на организм, следует отнести:

а) энергетические воздействия;

б) динамический и химический характеры атмосферы;

в) водный компонент;

г) физические, химические и механические характеристики поверхности Земли;

д) характер биосистем местности и их ландшафтных сочетаний;

е) сбалансированность и стабильность климатических пейзажных условий;

ж) ритм природных явлений.

3. Медицинское обеспечение (10-15%):

лечение часто снижает запас здоровья за счет побочного воздействия лекарственных средств, то есть лечебная медицина не всегда укрепляет здоровье.

4. Условия и образ жизни людей (50-55%).

Образ жизни – это устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экологических условиях способ жизнедеятельности человека, проявляющийся в нормах общения, поведения, складе мышления.

Образ жизни состоит из 4 категорий:

- экономического уровня жизни;

- социологического (качество жизни);

- социально-психологического (стиль жизни);

- социально-экономического (уклад жизни).

Образ жизни современного человека характеризуется гиподинамией и гипокинезией, перееданием, инфекционной нагруженностью, психоэмоциональным перенапряжением, злоупотреблением лекарственными препаратами и т.д., что приводит к развитию болезней нашего времени.

5. Гипокинезия (гиподинамия)

Это ограничение двигательной активности, обусловленное особенностями образа жизни, профессиональной деятельности, длительным постельным режимом, пребыванием человека в условиях невесомости (длительные космические полеты).

Гиподинамия отрицательно воздействует не только на мышцы, но и на многие другие органы и физиологические системы. Мышечная работа относится к физиологически важным элементам нормальной жизнедеятельности, она оказывает влияние на костно-суставной аппарат, кровообращение, дыхание, обмен веществ, эндокринное равновесие, на деятельность нервной и дыхательной систем организма.

При гиподинамии мышечные группы тела человека утрачивают характерную для них рельефность из-за обильного подкожного жира. Нарушение минерального обмена наблюдается уже на 12-15 сутки постельного режима.

В условиях ограничения мышечной активности происходит детренированность сердечно-сосудистой системы, возрастает частота сердечных сокращений в покое. Даже при небольших, кратковременных физических нагрузках пульс достигает 100 даров в минуту и более. Сердце работает неэкономично, выброс необходимого объема крови достигается за счет увеличения числа, а не силы сердечных сокращений. Изменения ЭКГ свидетельствует о нарушении процессов обмена в миокарде. Нарушается регуляция АД, которое приобретает тенденцию к повышению. Быстрая утомляемость и эмоциональная неустойчивость. Особенно опасна гиподинамия в раннем детском и школьном возрасте. Она задерживает формирование организма, отрицательно влияет на развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой эндокринной и др. систем существенно снижается сопротивляемость к возбудителям инфекционных болезней.

Снижение двигательной активности в среднем и пожилом возрасте может ускорить старение организма, преждевременно возникает слабость и дряблость мышц, нарушается общее и мозговое кровообращение.

Для ликвидации последствий гиподинамии используют индивидуальные двигательные режимы с постепенным возрастанием нагрузки на опорно-двигательный аппарат и сердечно-сосудистую систему, комплексы лечебной гимнастики, а также водные процедуры, способствующие укреплению нервной системы и мышцы сердца; в ряде случаев назначают лекарственные средства, нормализующие обмен и состояние сердечно-сосудистой системы. Предупредить гиподинамию в повседневной жизни помогают полноценная физическая активность, ежедневная утренняя гимнастика, занятия физкультурой и спортом, физический труд, пешие прогулки и др., а у больных – ранняя активизация, ЛФК, вся система медицинской реабилитации.

Алкогольные напитки

Употребление алкогольных напитков ведет к нарушению здоровья и снижению спортивной работоспособности. Алкоголь отрицательно действует прежде всего на центральную нервную систему: нарушают баланс тормозных и возбудительных процессов. При этом резко снижается умственная работоспособность: человек не может мыслить быстро и точно, становится невнимательным. Нарушается физическая работоспособность: уменьшается скорость двигательной реакции, мышечная сила, ухудшается точность движений. Вызывает серьезные нарушения в сердечно-сосудистой системе, печени, желудочно-кишечном тракте, в половых органах. Алкоголь уменьшает среднюю продолжительность жизни примерно на 17-20 мин. Злоупотребление спиртными напитками сопровождается и социальными последствиями, приносящими вред как окружающим больного алкоголизмом, так и обществу в целом. Алкоголь снижает эффективность тренировочных занятий и уровень тренированности спортсмена. Прием алкоголя не способствует снятию напряжения и утомления после тренировочных занятий и соревнований. Наоборот, он тормозит восстановительные процессы и на длительное время снижает уровень спортивной работоспособности.

Наркотики. Употребление наркотиков оказывает губительное действие на организм и может привести к тяжелому заболеванию – наркомании. К наркотикам относятся опиум и его производные (морфий, героин, кокаин). Наркотические вещества при необходимости используются в медицине, так как временно ослабляют боль. При введении наркотиков в организм они вызывают особое состояние – эйфорию (возбуждение).

При употреблении наркотиков происходит хроническое отравление организма с глубокими нарушениями в различных органах. Постепенно наступает психическое и физическое истощение. У людей, употребляющих наркотики, отмечаются повышенная раздражительность, нарушенная координация движений, снижается умственная и физическая работоспособность.

В последнее время распространилась и токсикомания - злоупотребление веществами, не входящими в список наркотиков (транквилизаторы). Такие люди быстро теряют здоровье и трудоспособность.

Физической культуры

Производственная гимнастика

Вводная гимнастика–организованное, систематическое выполнение специально подобранных физических упражнений перед началом работы с целью быстрейшего врабатывания организма. Врабатывание – это период времени, который необходим для перехода с одного на другой, более высокий уровень функционирования.

Вводная гимнастика решает следующие задачи: повысить жизнедеятельность организма, способствовать созданию рабочей обстановки и тем самым сократить период «вхождения» в работу. С одной стороны это содействует улучшению и укреплению здоровья работающих, а с другой – повышает производительность их труда. Примерная продолжительность вводной гимнастики 5 – 7 мин. Типичный комплекс вводной гимнастики состоит из 6 – 8 упражнений, близких к рабочим движениям и оказывающих разностороннее влияние на организм. Темп выполнения упражнений должен быть таким, как обычный темп рабочих движений, или несколько выше. Физические упражнения помогают восстановить координационные механизмы, повышают возбудимость и функциональную подвижность (лабильность) нервно-мышечного аппарата и анализаторов, способствуют более быстрому вхождению в темп и ритм рабочих движений.

Физкультурная пауза– выполнение физических упражнений в период рабочей смены с целью достижения срочного активного отдыха для профилактики снижения работоспособности в течение рабочего дня. Число и периодичность включений физкультурных пауз зависят от особенностей трудового процесса, прежде всего от его напряженности. Они проводятся у рабочих мест при появлении первых признаков утомления. Обычно первую из физкультпауз (при умеренной напряженности труда) проводят через 2,5 – 3 часа после обеда. Комплекс обычно состоит из 5 – 7 упражнений. Упражнения должны подбираться так, чтобы они обеспечивали переключение деятельности на мышечные группы, не участвующие в основной работе и в меньшей степени на участвующие в трудовом процессе. Если же трудовые движения отличаются большим разнообразием, то широко применяются растягивающие, расслабляющие и дыхательные упражнения. Вместе с тем в заключительной части паузы должны быть представлены упражнения, настраивающие на трудовые движения.

Физкультурные минуты– представляю собой кратковременные перерывы в работе порядка от 1 до 3 минут, когда выполняются 2 – 3 физических упражнения. Основное назначение физкультминуток – расслабить работающие мышечные группы, усилить деятельность сердечно-сосудистой системы и устранить застойные явления в слабонагруженных звеньях тела, т.е. дать кратковременный отдых организму. Число и периодичность включения физкультминуток в трудовой процесс так же, как и при использовании физкультпауз, зависят от его особенностей. В среднем в режиме рабочего дня они выполняются от 2 до 5 раз независимо от других форм производственной гимнастики.

Атлетическая гимнастика

Атлетическая гимнастика понимается как система силовых упражнений с различными средствами, ставящая своей задачей тренерскую цель:

- развитие силы;

- создание красивого, гармонического телосложения;

- укрепление здоровья.

Атлетическую гимнастику как систему упражнений с отягощениями еще в IV веке до нашей эры относили к естественным движениям. В соревнованиях в Древней Греции принимали участие только те атлеты, кто мог поднять массивный груз, лежащий на главной площади Афин. Древние римляне разработали специальные упражнения с предметами для развития мускулатуры, сочетая их с гимнастическими и акробатическими элементами.

Зарождение атлетической гимнастики в России как системы упражнений с отягощениями ради укрепления здоровья, исправление недостатков телосложения связано с именем врача В.М. Краевского. В 1885 г. в Петербурге им был организован «Кружок любителей атлетики», который свою работу строил на принципах сочетания естественных движений со специально подобранными упражнениями для рук, ног и туловища. В.М. Краевский одним из первых попытался научно обосновать методику тренировок, активно пропагандировал спорт, в России устраивая грандиозные атлетические праздники и соревнования. Его школу прошли известные всему миру атлеты В.А. Пытлясинский и Георг Гаккеншмидт, которого называли «русским львом».

Значительный вклад в становление и развитие атлетической гимнастики внес наш соотечественник Евгений Сандов (он же Юджин Сэндоу), который практически и теоретически обосновал способы формирования атлетической фигуры посредством упражнений с тяжестями, издав в 1903 г. в Лондоне книгу «Бодибилдинг» (телостроительство), изложив принципы, которые впоследс<

Наши рекомендации