Организационно-правовые основы физической культуры и спорта

Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и олимпийского движения.

Настоящий федеральный закон состоит из семи глав и сорока трех статей и был принят Государственной Думой 13 января 1999 года и одобрен Советом Федерации 27 января 1999 года.

В первой главе настоящего закона изложены общие положения (цели и задачи настоящего закона, принцип государственной политики в области физической культуры и спорта, меры государственной поддержки развития физической культуры и спорта). Рассмотрим подробнее.

Ст. 1 Федерального закона о физической культуре и спорте в РФ определяет его цели и задачи.

Настоящий закон создает условия для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в учреждениях, на предприятиях, в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, с детьми дошкольного возраста и с обучающимися в образовательных учреждениях, работниками организаций, инвалидами, пенсионерами и другими категориями населения.

Настоящий закон рассматривает физическую культуру и спорт как одно из средств профилактики заболевания, укрепления здоровья, поддержки высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами и гарантирует права граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом.

Государственная политика в области физической культуры и спорта осуществляется в соответствии со следующими принципами:

- непрерывности и преемственности физического воспитания раз-личных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности;

- учета интересов всех граждан при разработке и реализации федеральных программ развития физической культуры и спорта;

- признания самостоятельности всех физкультурно-спортивных объединений, отвечающих требованиям настоящего Федерального закона, равенства их прав на государственную поддержку;

- создания благоприятных условий финансирования физкультурно-спортивных и спортивно-технических организаций олимпийского движения России (ст. 3);

Ст. 4 данного федерального закона перечисляет меры государственной поддержки развития физической культуры и спорта.

Государство обеспечивает развитие физической культуры и спорта в РФ, поддерживает физкультурное движение и олимпийское движение России и обеспечивает:

- ежегодное финансирование мероприятий в области физической культуры и спорта, в том числе мероприятий по подготовке к участию спортсменов в Олимпийских играх, других международных спортивных соревнованиях;

- создание условий для использования физкультурно-спортивными организациями и предприятиями спортивной промышленности государственных финансовых, материально-технических, а также научно-исследовательских разработок и технологий;

- содержание спортивных сооружений, находящихся в собственности РФ;

- создание условий для строительства и содержания спортивных сооружений по месту жительства граждан;

- создание условий для увеличения количества детско-юношеских спортивных школ;

- организацию физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;

- организацию лицензирования деятельности в области физической культуры и спорта;

- поддержку внешнеэкономических связей физкультурно-спортивных мероприятий.

Государство поддерживает развитие спорта в целях достижения высших спортивных результатов и создает для этого благоприятные условия посредством:

- увеличения количества спортивных школ;

- строительства новых и модернизации существующих баз и центров подготовки сборных команд РФ;

- выделения ассигнований на комплексные научные исследования по проблемам развития спорта высших достижений;

- поощрения меценатства и благотворительности.

Глава II закона раскрывает систему физической культуры и спорта в РФ.

Субъекты физкультурного движения в РФ:

- спортивные клубы, коллективы физической культуры;

- детско-юношеские спортивные школы;

- образовательные учреждения и научные организации в области физической культуры;

- союзы, ассоциации по различным видам спорта;

- Олимпийский комитет России;

- федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры, органы исполнительной власти субъектов РФ, подведомственные им организации, муниципальные организации физической культуры и спорта.

Специально уполномоченный орган исполнительной власти обеспечивает государственную политику в области физической культуры и спорта, подготовку и представление в Правительство РФ проектов федеральных программ развития физической культуры, организацию, лицензирование, руководство физическим воспитанием граждан, финансирование, содержание центров спортивной подготовки, контроль за исполнением федеральных законов.

Глава III посвящена физкультурно-оздоровительной работе и развитию спорта высших достижений.

Органы государственной власти, образовательные учреждения и иные организации рассматривают физическое воспитание детей дошкольного возраста, а также обучающихся образовательных учреждений, военнослужащих, граждан допризывного и призывного возраста, инвалидов, пенсионеров и других граждан как важнейшее направление социальной политики государства. Разрабатываются программы, в которых предусматриваются:

- повышение качества физического воспитания;

- вовлечение граждан в систематические занятия физической культуры и спортом;

- пропаганда знаний об эффективности использования физических упражнений в профилактике и лечении заболеваний и др.

Для проведения физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в Вооруженных силах РФ создаются и действуют организации физической культуры и спорта в форме государственных некоммерческих организаций.

Физическая подготовка граждан допризывного и призывного возраста к военной службе проводится в общеобразовательных учреждениях (ст.17).

Развитие физической культуры и спорта инвалидов направлено на повышение их двигательной активности и является непременным и определяющим условием всесторонней реабилитации и специальной адаптации инвалидов (ст. 18).

Гражданам, в том числе спортсменам, тренерам и судьям по видам спорта, здоровью которых причинен вред в связи с занятиями физической культурой и спортом в организованной форме, в соответствии с законодательством РФ предоставляется медицинская, социальная и профессиональная реабилитация (ст. 20).

Глава IV посвящена пропаганде физической культуры и спорта.

Средства массовой информации, в том числе телевизионные компании и радиокомпании, газеты, журналы, их редакции предусматривают регулярные передачи образовательно-просветительского характера, формируют у граждан потребность в занятиях физическими упражнениями.

Не допускается пропаганда в спорте культа жестокости и насилия, унижения человеческого достоинства, использование запрещенных стимуляторов, наносящих вред здоровью, запрещается реклама алкогольных напитков и табачных изделий.

Глава V рассматривает права и обязанности спортсменов, работников физкультурно-спортивных организаций, общественных физкультурных организаций и их социальная защита.

Спортсмен-любитель (физкультурник), представляющий на спортивных соревнованиях физкультурно-спортивную организацию, в соответствии с законодательством имеет право:

- бесплатно пользоваться государственными и муниципальными физкультурно-оздоровительными и спортивными сооружениями, медицинским обслуживанием, снаряжением и спортивной одеждой, а также жильем и питанием во время тренировочных занятий (сборов) и спортивных соревнований в составе сборных команд;

- получать денежную компенсацию по основному месту работы, службы, учебы, если это предусмотрено законом.

Спортсмен-любитель обязан:

- достойно представлять физкультурно-спортивные организации на местных, всероссийских и международных спортивных соревнованиях;

- заботиться о своих морально-волевых качествах, проявлять высокую гражданственность, изучать основы гигиены, овладевать знаниями о физической культуре и спорте;

- выступать активным популяризатором физической культуры и спорта;

- не употреблять медицинские препараты и не принимать запрещенные в спорте процедуры (ст. 23).

Спортсмен имеет право перехода из одной физкультурно-спортивной организации в другую или иностранную после окончания срока контракта о спортивной деятельности и выполнения, указанных в таком контракте обязательств (ст. 26).

Работниками физкультурно-спортивных организаций считаются лица, занимающиеся физкультурно-оздоровительной и спортивно-педагогической работой и имеющие установленную законодательством спортивную и профессиональную квалификацию. Перечень должностей таких работников устанавливается Правительством РФ.

В зависимости от образования, стажа работы, уровня профессиональной подготовки работникам физкультурно-спортивных организаций устанавливаются квалификационные категории, порядок присвоения которых регулируется нормативными актами Правительства РФ.

За многолетнюю и плодотворную деятельность в области физической культуры и спорта работники физкультурно-спортивных организаций имеют право на поощрение – награждение знаками и присвоение почетных званий. За выдающиеся достижения могут быть представлены к государственным наградам и иным формам поощрения (ст. 27).

Работники физкультурно-спортивных организаций обязаны соблюдать нормы и правила безопасности при проведении занятий физической культурой и спортом, не допускать причинения вреда здоровью, чести и достоинству граждан, проявления жестокости и насилия.

Должностные лица физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений обеспечивают надлежащее техническое оборудование мест проведения спортивных занятий и соревнований в соответствии с правилами техники безопасности и санитарно-гигиеническими нормами и несут ответственность за охрану здоровья, чести и достоинства граждан при проведении занятий физической культурой и спортом в соответствии с законодательством РФ (ст. 34).

Ст. 41 настоящего закона предусматривает ответственность должностных лиц за несоблюдение положений Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Ценности физкультуры

Материальные:

-тело человека

Инвентарь

Оборудование

Спортивные сооружения

Матер обеспечение науч исследований

Естественные силы природы

Гигиенические факторы

Художественные:

- культура

- фильмы

Духовные:

- двигательн

Идеологичес

Интеллект и мобилизация

Наши рекомендации