К. Клаузевиц. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ВОЙНЕ

Цитируется по изд.: Клаузевиц К. О войне. М., 1936. Т. 1. С. 34-35, 57-58.

Война — это акт насилия, имеющий целью заставить противника выполнить нашу волю. Это насилие использует изобретение искусств и открытия наук, чтобы противостоять насилию же. физическое насилие является средством, а целью — навязать противнику нашу волю. Для вернейшего достижения этой цели мы должны обезоружить врага, лишив его возможности сопротивляться.

Война исходит из общественного состояния государств и их взаимоотношений, ими она обусловливается, ограничивается и измеряется.

У диких народов господствуют намерения, возникающие из эмоций, а у народов цивилизованных — обусловленные рассудком. Однако это различие вытекает не из существа дикого состояния или цивилизации, а из сопровождающих эти состояния обстоятельств, организации и т.д. Отсюда ясно, как было бы ошибочно сводить войну между цивилизованными государствами к голому рассудочному акту их правительств... и цивилизованные народы могут воспламеняться взаимной ненавистью.

Если даже войны цивилизованных народов гораздо менее жестоки и разрушительны, чем войны дикарей, то это обусловливается как уровнем общественного состояния, на котором находятся воюющие государства, так и их взаимоотношениями. Однако раз война является актом насилия, она неминуемо вторгается в область чувства, и это все более или менее зависит не от степени цивилизованности народа, а от важности и устойчивости враждебных инстинктов.

Война не только бывает настоящим хамелеоном, так как в каждом конкретном случае она несколько изменяет свою природу, но также и в своих общих формах по отношению к господствующей в ней тенденции она представляет собой странную троицу: из насилия как первоначального своего элемента, ненависти и вражды, которые следует рассматривать как слепой природный инстинкт; из игры вероятности и случая, что делает их свободной духовной деятельностью; из подчиненности ее политике в качестве орудия, в результате чего она подчиняется простому рассудку. Первая из трех сторон обращена к народу, вторая — к полководцу, третья — к правительству. Страсти, разгорающиеся во время войны, долж-

ны существовать еще до ее начала; размах, который приобретает игра храбрости и таланта, в царстве вероятностей и случайностей, зависит от индивидуальных свойств полководца и способностей армии; политические же цели войны принадлежат исключительно правительству. Теория, которая попыталась бы пренебречь одной из этих тенденций или установить между ними произвольное соотношение, тотчас впала бы в такое противоречие с действительностью, что поставила бы на себе крест. Таким образом, задача теории — сохранить равновесие между этими тремя тенденциями как между тремя точками притяжения.

Комментарии

Генерал К. Клаузевиц — признанный классик мировой военной науки. Человек начала XIX в., активный участник наполеоновских войн, прусский и российский офицер (участник Бородинского сражения), он современник В.Ф. Малиновского и предшественник М. Ревона. Но если М. Ревон преодолевает иллюзии Просвещения, выраженные В.Ф. Малиновским в плане философскоисторическом, то К. Клаузевиц дает ответ своему современнику, как военный философ, стратег, историк.

Ценность фундаментального труда К. Клаузевица состоит не только в том, что он дает ставшую классической концепцию природы войны и ее роли в исторической жизни народов, но и показывает механизм войны, дифференцирует ее типы и виды, вскрывая немаловажную, хотя и не одинаковую роль всех институтов государства и общества, всех социальных групп, классов, элиты и народных масс в процессе исторических кризисов и катастроф, сопровождавшихся войнами, Заслугой К. Клаузевица является и то, что он выходит на проблемы цивилизации и «цивнлизационных» войн. Конечно, проблемам локальных цивилизаций он не уделяет специального внимания, коль скоро в то время вопрос так вообще не ставился ни в философии, ни в исторической науке. Тем не менее сама логика многосторонней оценки войны К. Клаузевицем вела его именно в этом направлении. Он постоянно напоминает, что войны, как правило, ведутся с политическими, а не военными целями и приводятся в действие не столько физическими, сколько в первую очередь духовными силами. В то время как большинство историков сосредоточивались на осязаемых величинах стратегии, материальных факторах и ресурсах, генерал К. Клаузевиц, по сути, исходил из единства мотиваций и ресурсов. А поскольку ресурсы легче подсчитать и сами по себе они пассивны без соответствующих мотиваций, К. Клаузевиц не уделяет им главного внимания. Во-вторых, он не разделяет точку зрения современников и просветителей на то, что характер войны можно понять, исходя только из разумных соображений. Он настаивает на том обстоятельстве, что без накала чувств и страстей никакая война не начнется и не продлится сколько-нибудь долго.

Генерал К. Клаузевиц, современник Г.В.Ф. Гегеля, — диалектик, прочно стояший на почве истории. В своих оценках мира, войны и человечества он исходит не из абстракций «мирового духа» или «разума», очищенного от эмоций, а из того сложнейшего и трудноуловимого духовного целого, которое позже стали называть цивилизацией, находящей свое выражение в исторически конкретном менталитете целых народов. Задолго до А. Тойнби К. Клаузевиц выходит на две важнейшие военно-политические проблемы цивилизации: 1) на проблемы не просто войн между государствами, а войн «цивилизационного типа», обусловленных системами ценностей и производными от них мотивациями: 2) на проблемы гения как духовной квинтэссенции данной цивилизации и ее исторического лидера. К. Кла-

узевиц как бы приподнимает завесу, сотканную из духовных неясностей, над интуицией как методологией этого гения. Он расшифровывает понятие «гений» как высокоразвитый и динамичный ум героической личности, а не клубок прихотливых чувств и страстей.

М. Ревон. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ ВОЙНЫ И МИРА: ТРЕЗВЫЙ ВЗГЛЯД
Доводы в пользу войны

Цитируется по изд.: Ревон М. Философия войны. СПб., 1897. С. 63-75, 80-84.

С точки зрения чистого разума война кажется абсурдом. Но самая эта абсурдность, с точки зрения сторонников войны, доказывает ее главный смысл и сверхчеловеческое величие. Взглянем на нее глазами разума и веры. Что говорит философия? И что религия? Первая устранилась тайны, вторая безмолвно преклонилася. В своих причинах, своей природе и по своей цели она (война) священна. Перед чудом остается только падать ниц. «Война, — говорит Жозеф де Местр, — богиня сама по себе, потому что она есть один из законов мира. Война есть одно из тех неразрешимых разноречий, которые сотканы из непонятного. Не докопаться до ее основ, не проникнуть в неразгаданность ее правил. Единственное средство ее понять — сознаться в ее непонятности. Она богиня в самом возникновении своем... в своих посланиях, которые так поражающе ускользают от всяких человеческих расчетов».

Война как мировой закон проявляется всюду, тысячами мощных столкновений разнузданных стихий, вечных агоний всего живого, борьбою добра и зла — закон необходимости и неизбежности, которую не может не признать здравый смысл отдельного человека. Стало быть, война есть источник плодотворного движения, толчок, который сообщает жизнь всему сущему. Она есть мать, рождающая все превращения внешнего мира и мира внутреннего. Война определяется разумностью, исполненной тайны недосягаемого. И как разумное, она прекрасна. Когда жених в «Песне Песней» хочет воспеть свою возлюбленную, он сравнивает ее с готовой к бою ратью.

Прекрасное и добродетель имеют между собою таинственную связь... В самом деле, мир приводит к изобилию, рождает чувствен-

ность, избалованность, за нею — леность, распущенность, изнеженность. Богатство, наслаждения и нравственная плоскость идут рука об руку. Мир, который как будто возвещает себя началом братолюбия, на деле вносит только себялюбие... мир, следовательно, в сущности безнравствен. Но наступает война — и пробегает вдруг божественный трепет. Бедствие? Пожалуй. Но разве не спасительное? Но благо не заключается в одной нравственности. Оно обнимает и право. Именно посредством войны право является в мире. Право государственное, потому что только путем войны создаются государства... ни одна нация не сложилась без войны. Переходим от государства к личности — и там то же царство силы. Что такое собственность, где ее первоисточник? Исходный пункт в этом вопросе, как и в любом другом, — право сильного... Перед зарею права — мрак войны, и только безотрадная неурядица приводит к отрадному порядку. Короче говоря, она (война) есть маг всего сущего: религий, поэзии, героизма, общественного строя и самого мира...

Доводы против войны

Во-первых, война бессмысленна... Что натравливает отдельные существа друг на друга? Алчность, разнузданность страстей, честолюбие, тщеславие жалких человеко-моллюсков... Преступление не может быть прекрасным. «Война, — говорит Эмиль де Жирарден (автор «Европейского разоружения»), — это убийство и грабеж, освобожденные от казни и позора, узаконенное нарушение закона». Изумительная характеристика... как бы зловещее усугубление всех преступлений.

Итак, войну нельзя судить. Она бессмысленна, ужасна, оскорбляет обыденный здравый смысл и религиозное чувство, чувство прекрасного и нравственности, нарушает все, что есть прекрасного и благого. Это не таинственная посланница божества, это бич и только. Пусть оставят в покое непритязательных тихих людей, пусть не возмущают их скромного существования ради потехи сумасбродных юношей, их жизнь так коротка, — пусть по крайней мере проведут ее в мире... Пусть все вместе обороняются от неизбежных внешних зол, не прибавляя от себя самого страшного...

Наши рекомендации