Концепции социального самочувствия молодежи.
Кафедра общей психологии
РЕФЕРАТ
На тему:« Социальное самочувствие и гражданское самоопределение России. Типология социальной активности молодежи »
Работу выполнила
студентка 2 курса
очного отделения:
Ульянова Наталья Сергеевна
« 16 » мая 2017г.
План реферата.
Введение
Концепции социального самочувствия молодежи.
1.1. Индикаторы и типы социального самочувствия.
Гражданское самоопределение.
2.1. Формирование гражданского самосознания молодежи.
Социальная активность молодежи.
3.1. Структура социальной активности
Типология социальной активности молодежи.
4.1.Классификации и типологии молодёжных движений
и субкультур
Заключение
Список использованных материалов.
Введение
Молодежь – инновационная сила, будущее любого государства. Каким будет уровень образованности, воспитанности молодежи, таким будет и государство. В связи с этим необходимо усилить внимание к социальным проблемам молодежи, определению форм и методов работы.
«Настало время говорить о принципиально новом открытии молодежи, главным в котором является установление точки зрения на молодежь, как минимум, как на возраст, не сводящийся к возрастным особенностям и отклонениям от нормы (незрелость, неразумность и т.п.), а напротив, как на наиболее ценный для нынешнего общества период жизни человека, в котором он более, чем когда-либо, открыт новому, не зациклен на старом, активно стремится к самоутверждению и самореализации. Молодежь – это жизненная сила общества, сгусток энергии, нерастраченных интеллектуальных и физических сил, требующих выхода.
Законодательство Российской Федерации о молодежной политике исходит из того, что молодежь – это социально-возрастная группа населения в возрасте 14 – 30 лет, совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в дееспособности по различным сферам полноценного участия в жизни социума. В настоящий момент доля молодежи от общей численности населения России составляет свыше 25%. [*]
Таким образом, понятие молодежи связано не только с биологическим возрастом, но и с конкретно-историческими условиями, с общественным строем и, прежде всего – с процессом социализации, в котором молодежь выступает одновременно объектом и субъектом. С одной стороны, вследствие своей зависимости от общества, где правят взрослые, еще не обладая экономической независимостью, она находится в положении объекта поучения, воспитания, а часто – назидания и подавления.
Концепции социального самочувствия молодежи.
В условиях глобальных изменений, происходящих в современном обществе во всех его сферах, изучение проблематики социального самочувствия становится все более актуальным. По мнению исследователей, социальное самочувствие может рассматриваться как важный индикатор реакции человека на общественные преобразования, являясь интегральным критерием его удовлетворенности жизнью в социуме, что дает возможность выявить степень адаптации личности к новым социальным реалиям.
Молодёжь в силу своих возрастных и социально-психологических особенностей в большей степени, чем другие социальные группы, восприимчива к переменам, происходящим в социуме. Особенно это касается студенчества как наиболее активной части общества, обладающей большим инновационным потенциалом. Завтрашний день России во многом определяется мировоззренческой позицией будущих специалистов, от их мироощущения, установок и ценностных ориентаций существенно зависят перспективы развития общества.
Следует отметить, что несмотря на растущий интерес ученых к феномену социального самочувствия термин «социальное самочувствие» до сих пор не имеет однозначной трактовки.
В отечественной науке понятие «социальное самочувствие» появилось в 80-е гг. Многие представители социологического подхода трактуют социальное самочувствие в рамках концепции образа жизни (О.Л. Барская, Б.А. Грушин). Содержание категории «социального самочувствия» пересекается с понятиями: «качества жизни», «стиля жизни», «уровня жизни», «социальной напряженности», «социального настроения», «социального здоровья.
Заключение
Таким образом, социальное самочувствие молодежи имеет тенденци как позитивного, так и негативного характера. Большинство чувствуют себя удовлетворенными жизнью в целом, им нравится учиться в их вузах, они надеются реализовать себя профессионально в будущем. В то же время отмечается неуверенность молодых людей в завтрашнем дне, связанная с неблагоприятной ситуацией на рынке труда, где наблюдаются серьезные проблемы при поиске работы по специальности в условиях нестабильности в обществе в целом.
Существует необходимость активизации усилий со стороны государства, нацеленных на снижение напряженности на рынке молодежного труда, вузов в развитии их связей с работодателями и важности оказания педагогического содействия будущим молодым специалистам в сфере их социально-психологической и профессиональной адаптации.
Сегодня сложно пока делать выводы о том, насколько сильна напряженность в области профессиональной самореализации молодых специалистов, динамику развития выявленных тенденций предстоит еще изучать, особенно региональный аспект. Несмотря на обилие работ в рамках изучения социального самочувствия молодежи, большинство из них имеют фрагментарный характер и недостаточно полно освещают многие важные вопросы, отсутствие общепринятых методик проведения эмпирических исследований затрудняет возможности проведения сравнительного анализа имеющихся баз данных. Для решения проблем необходимо применять системный подход и предлагается проводить исследования в данном направлении с периодичностью раз в год.
1.
Список использованных материалов.
* Ильинский И.М.. Молодежь и молодежная политика. Философия. История.
Теория. Москва, «ГОЛОС», 2001
* Практика реализации государственной молодежной политики в регионах Рос
сийской Федерации. Министерство образования РФ. Москва, 2002.
[*] Антипина Н.Л. К вопросу изучения социального самочувствия студенческой молодежи 2016. – № 5-1. – С. 81-84;
[*] Вохмина Н.В. Проблема гражданского самоопределения в современной психолого-педагогической науке (статья).
[*] дискуссия «Формирование гражданское самосознания молодежи»
[*]Верная А. Субкультуры. Неформальные объединения молодежи
[*] Русалинова A.A. Социальное самочувствие человека в современном мире как
научная проблема // Вестник СПбГУ, 1994. Сер. 6. Вып. 1. - С. 49-61
Кафедра общей психологии
РЕФЕРАТ
На тему:« Социальное самочувствие и гражданское самоопределение России. Типология социальной активности молодежи »
Работу выполнила
студентка 2 курса
очного отделения:
Ульянова Наталья Сергеевна
« 16 » мая 2017г.
План реферата.
Введение
Концепции социального самочувствия молодежи.
1.1. Индикаторы и типы социального самочувствия.