Молодежь как большая социальная группа. Особенности социального самочувствия и экономического поведения современной молодежи.

Молодежь как большая социальная группа.

Население страны составляет социальное пространство, в которой обитает отдельный человек и различные социальные общности. Человек от рождения до смерти перемещается в этом социальном пространстве, стремясь занять в нем наиболее выгодное для себя положение. Перемещение происходит во времени и в нем можно выделить отрезок, когда каждый индивид, двигаясь по восходящей части своей жизненной траектории, начинает занимать вполне определенные позиции в профессиональной, общественной, семейно-бытовой и другой деятельности. Он как бы навсегда прощается с детством, отрочеством и вступает во взрослый мир. Такая часть жизненной траектории человека обозначается термином «молодость», а всю совокупность людей переживающих данный период в своей жизни (определенное поколение) вмещает в себя понятие «молодежь».

Наиболее полное определение понятия «молодёжь» принадлежит И.С. Кону: «Это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социально-психологических свойств». В системе воспроизводства и развития общества молодёжь характеризуется, во-первых, теми общественными отношениями и общественными формами, которые системно детерминируют её в самостоятельную социально-демографическую группу, а, во-вторых, как субъект общественного производства, отличающейся становлением, особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон конкретно-исторического бытия.

Исторически возрастные границы молодёжи изменчивы. Они неопределённы, условны и приблизительны. Выделяются две основных точки зрения на этот вопрос: статистическая или демографическая и социологическая (социально-психологическая). Согласно первой молодёжный возраст обычно фиксируется от 15 до 30 лет.

В духовном облике современной молодежи следует выделить некоторые наиболее существенные общие черты, которые отмечаются социальными психологами. Во-первых, общий недостаток жизненной практики и знаний, чем обусловлена повышенная любознательность, интерес к жизнеописаниям и к соответствующему жанру произведений литературы и искусства, кино-, теле- и видеофильмов. Во-вторых, недостаточная прочность личных убеждений, мировоззренческих позиций, это порождает доверчивость и в то же время постоянно повышенный, интерес к различным теоретическим построениям, науке в целом, особенно к философии. В-третьих, повышенная эмоциональность, стремление к поиску новых переживаний, ощущений, проявляющихся в юношеском романтизме и максимализме. В-четвертых, стремление к подражанию, особенно внешне эффектным действиям, стилю поведения, моде, образу мыслей. В-пятых, стремление к самоутверждению, завоеванию доверия и одобрения старших, стремление поступками и делами особенно в престижных областях приобрести авторитет и уважение сверстников. В-шестых, жажда деятельности, динамизм психических состояний, поиски неизведанного, новых видов и форм деятельности, стремление к приобретению самостоятельности и жизненного опыта. В-седьмых, поиски своего места в жизни, призвания, связанные со стремлением к самопознанию и самосовершенствованию.

Перечисленные особенности не исчерпывают характеристик молодежи как социального субъекта. Молодежь наследует весь комплекс как позитивных, так и негативных свойств, присущих ее предшественникам (старшим поколениям). При этом никто не может доказать, что одно поколение лучше или хуже другого. Но различия заключаются в специфике стартовых условий жизни каждого поколения и исторической неповторимости социально-экономических условий их реализации. Точкой отсчета могут быть также научно-технический прогресс, уровень образования, культуры, экономические и политические факторы, многие другие составляющие процесса социализации личности, определяющие инновационные моменты. Все эти факторы объективного порядка для каждого последующего поколения оказываются в целом (за исключением периодов кризисов и войн) более благоприятными.

Дело, следовательно, состоит в том, насколько молодежь оказывается субъективно подготовленной для того, чтобы ответить на вызов времени и воспользоваться более высокими уровнем образования и квалификации, условиями жизни, приобщенностью к разнообразным источникам информации, последним достижениям научно-технического и культурного прогресса в интересах самосовершенствования и внесения своего вклада в экономическую, политическую и духовную жизнь общества. При этом каждое поколение решает свои задачи в историческом развитии общества, несет свою ответственность за судьбу народа и человечества в целом.

Особенности социального самочувствия и экономического поведения современной молодежи.

Учитывая относительность самостоятельности молодёжи как социально-демографической группы, её не отрывают от общества, частью которого она является. Акцентируют внимание на том, что характер, возрастных, социальнопсихологических и физиологических особенностей, специфических потребностей и интересов молодежи социально обусловлен, поэтому они могут быть конкретно интерпретированы лишь в более широком общественном контексте. Исходя из этого, молодёжные проблемы, ставшие предметом социологического анализа, Подразделяют на две большие группы.

К первой относятся специфические молодёжные социальные проблемы: определение сущности молодёжи как общественной группы, ее роли и места в воспроизводстве общества; установление критериев сё возрастных границ; изучение запросов, потребностей, интересов и способов деятельности молодого поколения; исследование специфики процесса социализации молодых людей, их социально-профессиональной ориентации и адаптации в коллективе, анализ социальных аспектов деятельности неформальных объединений и движений молодёжи.

Другую важную область социологического анализа составляют такие проблемы, которые являются, общесоциологическими и в то же время либо преимущественно касаются молодёжи (проблемы образования, семьи, брака), либо находят специфическое проявление в молодёжной среде.


Наши рекомендации