Задачи и средства адаптивного физического воспитания

К общим задачам адаптивного физического воспитания в спе-циальных (коррекционных) школах III—IV видов относятся.

© воспитание гармонически развитого ребенка,

© укрепление здоровья;

© воспитание волевых качеств;

© обучение жизненно важным двигательным умениям, навыкам;

© развитие физических качеств' быстроты, силы, ловкости, гиб-кости, выносливости.

К специальным (коррекционным) задачам относятся:

© охрана и развитие остаточного зрения;

© развитие навыков пространственной ориентировки;

© развитие и использование сохранных анализаторов;

© развитие зрительного восприятия: цвета, формы, движения (удаление, приближение), сравнение, обобщение, выделение; разви-тие двигательной функции глаза;

© укрепление мышечной системы глаза;

© коррекция недостатков физического развития, обусловленных депривацией зрения;

© коррекция скованности и ограниченности движений;

© коррекционно-компенсаторное развитие и совершенствование мышечно-суставного чувства;

© активизация функций сердечно-сосудистой системы;

© улучшение и укрепление опорно-двигательного аппарата;

© коррекция и совершенствование координационных способно-стей, согласованности движений;

© развитие межпредметных знаний;

© развитие коммуникативной и познавательной деятельности

и пр.

В современной практике адаптивного физического воспитания для решения как основных, так и специальных (коррекционных) его

задач имеется богатый арсенал физических упражнений.

1. Передвижения: ходьба, бег, подскоки.

2. Общеразвивающие упражнения:

— без предметов;

— с предметами (гимнастические палки, обручи, озвученные мячи, мячи разные по качеству, цвету, весу, твердости, размеру, мешочки с песком, гантели 0,5 кг и др.);

56 Частные методики адаптивной физической культуры

— на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка, бревно, коль-ца, перекладина, ребристая доска, тренажеры — механотерапия и т.д.).

3. Упражнения на формирование навыка правильной осанки.

4. Упражнения для укрепления сводов стопы.

5. Упражнения для развития и укрепления мышечно-связочного аппарата (укрепления мышц спины, живота, плечевого пояса, нижних

и верхних конечностей).

6. Упражнения на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой

систем.

7. Упражнения на развитие равновесия, координационных спо-собностей (согласованность движений рук и ног, тренировка вес-тибулярного аппарата и пр.). Для совершенствования координации движений используются необычные или сложные комбинации раз-личных движений, упражнения на тренажерах.

8. Упражнения на развитие точности движений и дифференци-ровки усилий.

9. Лазанье и перелезание (преодоление различных препятствий).

10. Упражнения на расслабление (физическое и психическое), расслабление мышц (релаксация мышц), сознательное снижение то-нуса различных групп мышц. Они могут иметь как общий, так и локальный характер.

11. Специальные упражнения по обучению приемам простран-ственной ориентировки на основе использования и развития сохран-ных анализаторов (остаточное зрение, слух, обоняние).

12. Упражнения на развитие и использование сохранных анали-

заторов.

13. Упражнения для развития мелкой моторики руки.

14. Специальные упражнения для зрительного тренинга: на улуч-шение функционирования мышц глаза; на улучшение кровообраще-ния тканей глаза; на развитие аккомодационной способности глаза; на развитие кожно-оптического ощущения; на развитие зрительного восприятия окружающей обстановки и др.

15. Плавание.

16. Лыжная подготовка.

К вспомогательным средствам физического воспитания отно-сятся: гигиенические факторы (гигиенические требования к процес-су обучения, соблюдение режима дня, зрительной нагрузки и т.д.); естественные силы природы. Правильное использование таких ес-тественных факторов природы, как солнце, воздух и вода, оказывающих благоприятное воздействие на физическое развитие, здоровье и зака-ливание школьников. К гигиеническим факторам относятся все ме-роприятия, касающиеся сохранения зрения, здоровья школьников.


Глава 2

Наши рекомендации