Программного материала (при 2-разовых занятиях в неделю)
№/№
Вид программного материала
Классы
I-V
V-IX
X- XI
п/п
I.
Базовая часть
52 48 42
1.1.
Основы знаний
В процессе урока
1.2. Способы двигательной деятельности
(умения, навыки, двигательные спо-
собности)
1.2.1.
Подвижные игры
-
-
Спортивные игры
-
1.2.2.
Гимнастика 12
1.2.3.
Легкая атлетика 14
1.2.4.
Элементы единоборств
1.2.5.
Плавание
1.2.5.
Лыжная подготовка 14
-
II.
Вариативная часть 16
При 3-х и более разовых занятиях в неделю время на освоение
отдельных разделов пропорционально увеличивается. Занятия по плаванию
рекомендуется начинать с IV-го класса, а при наличии соответствующих
условий (бассейна) - с I-го класса. На освоение единоборств выделяется 3-4
часа. Учебный материал (физические упражнения) изложен в программе по
классам и по разделам.
Комплексная программа включает не только уроки физической
культуры (часть I), но и другие формы занятий физическими упражнениями
(части II-IV), составляющие целостную систему физического воспитания в
общеобразовательной школе. Вторая, третья и четвертая части программы
предназначены для педагогического коллектива школы.
Результативность внеклассных форм занятий, оздоровительной,
физкультурно-массовой и спортивной работы достигается совместными
усилиями директора школы, его заместителей по воспитательной и учебной
работе, учителей физической культуры и начальной школы, физкультурного
актива
старшеклассников,
тренеров,
спортсменов,
шефствующих
организаций и родителей.
Возрастная периодизация и задачи физического
Воспитания школьников
В процессе физического воспитания школьников целенаправленно
используются все возможности не только для развития двигательных
способностей, но и для нравственного, умственного, эстетического,
трудового воспитания детей, развития психологических черт личности.
Комплексной программой предусмотрено решение следующих задач:
- укрепление здоровья, содействие нормальному физическому
развитию;
- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- развитие двигательных (кондиционных и координационных)
способностей;
- приобретение необходимых знаний в области физической культуры и
спорта;
- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься
физическими упражнениями (в целях отдыха, тренировки, повышения
работоспособности и укрепления здоровья);
- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию
психических процессов и свойств личности.
Физическое воспитание учащихся проводится с учетом половых,
психологических и индивидуальных особенностей. Цели физвоспитания
конкретизируются в педагогической практике применительно к возрастной
периодизации детей и соответствующим этапам школьного образования:
- младший школьный возраст 6-10 лет, I-IV классы;
- средний (подростковый) школьный возраст 11-15 лет, 5-9 классы;
- старший (юношеский) возраст 16-18 лет, 10-11 классы.
Задачи физического воспитания школьников подразделяют на 3
группы:
образовательные,
развивающие
(оздоровительные)
и
воспитательные. Они конкретизируются в дальнейшем по возрастным
этапам.
О б р а з о в а т е л ь н ы е з а д а ч и. Решение этих задач
предусматривает:
а) сообщение теоретических знаний в области физической культуры
(расширение знаний школьников о пользе физических упражнений,
развитие интереса к собственному физическому совершенствованию),
знаний по технике выполнения упражнений школьной программы, по
закаливанию и гигиене, по приемам саморегуляции и самоконтроля;
б) обогащение двигательного опыта за счет выполнения разнообразных
упражнений, формирования жизненно необходимых умений и навыков,
закрепления и совершенствования их.
В младшем школьном возрасте на основе умений и навыков
дошкольного периода обучают школе движений: простым движениям
руками, ногами, туловищем. Учат координировать их, т.е. управлять ими в
пространстве, во времени, по усилиям. Осваивают простые упражнения
основной гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр.
В среднем школьном возрасте обогащается двигательный опыт путем
выполнения новых координационно-сложных физических упражнений,
формируется “школа деятельности”. Возросший уровень функциональных
возможностей организма подростка позволяет ему под руководством
учителя физической культуры сделать выбор и начать специализированные
занятия спортом.
В старшем школьном возрасте проводится углубленное изучение
техники наиболее сложных двигательных действий, в том числе и
прикладных. Физические упражнения выполняются в меняющихся
условиях при повышенных физических нагрузках, что позволяет довести их
выполнение до совершенства. На спортивных играх осваивается тактика
действий.
Р а з в и в а ю щ и е о з д о р о в и т е л ь н ы е з а д а ч и. Они
содействуют гармоническому формированию организма школьников
(развивают сердечно-сосудистую и дыхательную системы, способствуют
активизации обменных процессов) и укреплению их здоровья. Это
достигается обеспечением оптимального развития физических качеств для
конкретного контингента учащихся (по возрасту и полу), формированием
правильной осанки и закаливанием организма.
Закаливание - повышение устойчивости организма к неблагоприятным
температурным воздействиям внешней среды; рекомендуется проводить на
всех этапах школьного обучения.
В о с п и т а т е л ь н ы е з а д а ч и. В процессе физического
воспитания осуществляется всестороннее развитие личности ребенка,
содействующее его нравственному воспитанию (формированию черт
личности, патриотизма, коллективизма, гуманизма, честности, правдивости,
сознательной дисциплины и др.), умственному воспитанию (усвоению
специальных знаний по физической культуре, биомеханике; способности
анализировать свои двигательные действия и делать выводы, обобщения;
развивать творческое мышление при подготовке и выполнении различных
вариантов двигательных действий), трудовому воспитанию (физической
подготовке к труду и вооружение специальными умениями и навыками),
эстетическому воспитанию (пониманию прекрасного, развитию чувства
красоты гармонически развитого человеческого тела, движений и умения
воплощать ее в двигательной деятельности, пониманию музыки и ее
взаимосвязи с движениями и т.п.).
Средства и методы физвоспитания особенно благоприятны для
развития волевых качеств школьников (смелости, решительности,
настойчивости, целеустремленности и др.), проявления и развития
психических функций (реакции, внимания, памяти и др.).
К воспитательным задачам относится формирование организаторских
навыков, судейских знаний и умений для проведения занятий физическими
и спортивными упражнениями (средние и старшие классы).