Программного материала (при 2-разовых занятиях в неделю)

№/№

Вид программного материала

Классы

I-V

V-IX

X- XI

п/п

I.

Базовая часть

52 48 42

1.1.

Основы знаний

В процессе урока

1.2. Способы двигательной деятельности

(умения, навыки, двигательные спо-

собности)

1.2.1.

Подвижные игры

-

-

Спортивные игры

-

1.2.2.

Гимнастика 12

1.2.3.

Легкая атлетика 14

1.2.4.

Элементы единоборств

1.2.5.

Плавание

1.2.5.

Лыжная подготовка 14

-

II.

Вариативная часть 16

При 3-х и более разовых занятиях в неделю время на освоение

отдельных разделов пропорционально увеличивается. Занятия по плаванию

рекомендуется начинать с IV-го класса, а при наличии соответствующих

условий (бассейна) - с I-го класса. На освоение единоборств выделяется 3-4

часа. Учебный материал (физические упражнения) изложен в программе по

классам и по разделам.

Комплексная программа включает не только уроки физической

культуры (часть I), но и другие формы занятий физическими упражнениями

(части II-IV), составляющие целостную систему физического воспитания в

общеобразовательной школе. Вторая, третья и четвертая части программы

предназначены для педагогического коллектива школы.

Результативность внеклассных форм занятий, оздоровительной,

физкультурно-массовой и спортивной работы достигается совместными

усилиями директора школы, его заместителей по воспитательной и учебной

работе, учителей физической культуры и начальной школы, физкультурного

актива

старшеклассников,

тренеров,

спортсменов,

шефствующих

организаций и родителей.

Возрастная периодизация и задачи физического

Воспитания школьников

В процессе физического воспитания школьников целенаправленно

используются все возможности не только для развития двигательных

способностей, но и для нравственного, умственного, эстетического,

трудового воспитания детей, развития психологических черт личности.

Комплексной программой предусмотрено решение следующих задач:

- укрепление здоровья, содействие нормальному физическому

развитию;

- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

- развитие двигательных (кондиционных и координационных)

способностей;

- приобретение необходимых знаний в области физической культуры и

спорта;

- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься

физическими упражнениями (в целях отдыха, тренировки, повышения

работоспособности и укрепления здоровья);

- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию

психических процессов и свойств личности.

Физическое воспитание учащихся проводится с учетом половых,

психологических и индивидуальных особенностей. Цели физвоспитания

конкретизируются в педагогической практике применительно к возрастной

периодизации детей и соответствующим этапам школьного образования:

- младший школьный возраст 6-10 лет, I-IV классы;

- средний (подростковый) школьный возраст 11-15 лет, 5-9 классы;

- старший (юношеский) возраст 16-18 лет, 10-11 классы.

Задачи физического воспитания школьников подразделяют на 3

группы:

образовательные,

развивающие

(оздоровительные)

и

воспитательные. Они конкретизируются в дальнейшем по возрастным

этапам.

О б р а з о в а т е л ь н ы е з а д а ч и. Решение этих задач

предусматривает:

а) сообщение теоретических знаний в области физической культуры

(расширение знаний школьников о пользе физических упражнений,

развитие интереса к собственному физическому совершенствованию),

знаний по технике выполнения упражнений школьной программы, по

закаливанию и гигиене, по приемам саморегуляции и самоконтроля;

б) обогащение двигательного опыта за счет выполнения разнообразных

упражнений, формирования жизненно необходимых умений и навыков,

закрепления и совершенствования их.

В младшем школьном возрасте на основе умений и навыков

дошкольного периода обучают школе движений: простым движениям

руками, ногами, туловищем. Учат координировать их, т.е. управлять ими в

пространстве, во времени, по усилиям. Осваивают простые упражнения

основной гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр.

В среднем школьном возрасте обогащается двигательный опыт путем

выполнения новых координационно-сложных физических упражнений,

формируется “школа деятельности”. Возросший уровень функциональных

возможностей организма подростка позволяет ему под руководством

учителя физической культуры сделать выбор и начать специализированные

занятия спортом.

В старшем школьном возрасте проводится углубленное изучение

техники наиболее сложных двигательных действий, в том числе и

прикладных. Физические упражнения выполняются в меняющихся

условиях при повышенных физических нагрузках, что позволяет довести их

выполнение до совершенства. На спортивных играх осваивается тактика

действий.

Р а з в и в а ю щ и е о з д о р о в и т е л ь н ы е з а д а ч и. Они

содействуют гармоническому формированию организма школьников

(развивают сердечно-сосудистую и дыхательную системы, способствуют

активизации обменных процессов) и укреплению их здоровья. Это

достигается обеспечением оптимального развития физических качеств для

конкретного контингента учащихся (по возрасту и полу), формированием

правильной осанки и закаливанием организма.

Закаливание - повышение устойчивости организма к неблагоприятным

температурным воздействиям внешней среды; рекомендуется проводить на

всех этапах школьного обучения.

В о с п и т а т е л ь н ы е з а д а ч и. В процессе физического

воспитания осуществляется всестороннее развитие личности ребенка,

содействующее его нравственному воспитанию (формированию черт

личности, патриотизма, коллективизма, гуманизма, честности, правдивости,

сознательной дисциплины и др.), умственному воспитанию (усвоению

специальных знаний по физической культуре, биомеханике; способности

анализировать свои двигательные действия и делать выводы, обобщения;

развивать творческое мышление при подготовке и выполнении различных

вариантов двигательных действий), трудовому воспитанию (физической

подготовке к труду и вооружение специальными умениями и навыками),

эстетическому воспитанию (пониманию прекрасного, развитию чувства

красоты гармонически развитого человеческого тела, движений и умения

воплощать ее в двигательной деятельности, пониманию музыки и ее

взаимосвязи с движениями и т.п.).

Средства и методы физвоспитания особенно благоприятны для

развития волевых качеств школьников (смелости, решительности,

настойчивости, целеустремленности и др.), проявления и развития

психических функций (реакции, внимания, памяти и др.).

К воспитательным задачам относится формирование организаторских

навыков, судейских знаний и умений для проведения занятий физическими

и спортивными упражнениями (средние и старшие классы).

Наши рекомендации