Адаптация программного материала

Перед тем как начать составлять планирование по каждому

предмету, необходимо определить нижнюю границу программ_

ных требований. Так как при составлении планирования мы опи&

раемся на программу массовой школы, то требуется учитывать ос&

новные знания, умения и навыки, предполагаемые базовым уров&

нем программы по данному предмету. Для этого необходимо опре&

делить, какие из заложенных в программе учебных компетенций

являются наиболее важными и повлияют на усвоение программы в

будущем. При этом важно уделить особое внимание формированию

универсальных учебных действий, поскольку, их сформирован&

ность поможет преодолевать ту или иную дефицитарность при ус&

воении программы.

В том случае, когда диагностический период был организован соот&

ветствующим образом, учителю не составит труда определение пропус_

ков в программном материале за начальную школу. Темы, недоста&

точно проработанные в начальной школе, необходимо включить в пла&

нирование, для того что бы пробелы в формировании знаний, умений и

навыков за начальную школу не отражались на дальнейшем усвоении

программного материала.

Как только будет понятен базовый (минимальный) уровень освое&

ния программы, будут определены навыки и умения, которые необходи&

мо сформировать за учебный период можно приступать к написанию

тематического планирования. На наш взгляд необходимо писать пла&

нирование поэтапно, не более чем на 1 четверть вперед. Разберем по по&

подробнее структуру планирования.

Тема

Определив нижнюю границу программных требований, а так же ма&

териал, пройденный в начальной школе, но требующий дополнитель&

ной проработки, не сложно будет определить основные темы на учеб&

ный период.

Элементы содержания

В этой графе необходимо описать конкретные навыки и понятия

внутри темы, которые будут даваться на уроке. Для этого необходимо

четко определить: с какими понятиями необходимо познакомить ребен&

ка, какие знания и умения вы хотите, что бы ребенок усвоил. Учитель

должен четко представлять «чему он хочет научить». Важно помнить,

что мы учим только тому, что необходимо для усвоения программы в

будущем.

Виды работы (приемы обучения)

После того, как вы определили «чему вы будете учить», необходимо

понять «как вы будете этому учить». Для этого под каждый элемент со&

держания темы должен быть подобран способ преподнесения материа&

ла. При заполнении данной графы очень важно помнить несколько

принципов, о которые мы подробнее разберем далее:

— мы не начинаем спрашивать, пока не объяснили, не научили, не

дали образец;

— то, что не подкреплено наглядностью или практическим действи&

ем не запоминается ребенком;

— все абстрактные понятия будут усвоены только через образец или

алгоритм.

Индивдуальные требования к уровню подготовки учащихся

Вся программа обучения в классе должна строиться с учетом инди&

видуальных особенностей, определенных в индивидуальной программе

обучения. Поэтому в этой графе необходимо отразить ожидаемый ин&

дивидуальный уровень сформированности выбранных навыков. В этой

графе могут быть описаны условия, при которых данный навык счита&

ется сформированным (например: решает задачи на нахождение части

Индивидуальные

Требования к Индивидуальный Индивидуальное

Уровню вид контроля домашнее

подготовки задание

Учащихся

№ п/п

Тема

Кол&во

часов

Элементы

содержания

Приемы

обучения

от целого, с использованием калькулятора). Наибольший упор должен

быть сделан на требования к сформированности универсальных учеб&

ных действий. Важно определить «что должен уметь конкретный ребе&

нок» и «при каких условиях он должен это умение проявить».

Наши рекомендации