Методы организации и управления деятельностью

Учащихся на уроке

При организации контингента занимающихся на уроке применяют

фронтальный, групповой и индивидуальный методы организации.

Ф р о н т а л ь н ы й м е т о д - одно задание выполняют все

одновременно. Так проводятся подготовительная и заключительная части,

могут проводиться и фрагменты в основной части занятия. В младших

классах этот прием применяется чаще, т.к. в основной части выполняются

простые, знакомые действия или подвижные игры, эстафеты.

Способы выполнения упражнений:

- одновременно всем классом;

- одновременно в группах, отделениях;

- потоком.

Учитель руководит всем классом без лишних затрат времени.

Достигается высокая моторная плотность, т.е. большой объем двигательной

активности учащихся на уроке. Однако затруднено устранение

индивидуальных ошибок и оказание помощи. В педагогике данный метод

организации называют рассеянным управлением.

Г р у п п о в о й м е т о д - разные задания выполняются в отделениях

(группах) с помощью физкультурного актива.

Способы выполнения в группе:

- одновременно всем отделением;

- по одному, по два и т.д.;

- потоком.

Достигается большая индивидуализация занятия. Ученики делятся по

полу, возрасту, уровню подготовленности. Учитель находится в том

отделении, где изучается самое сложное упражнение или с наиболее

слабыми учениками. Данный способ организации учащихся в педагогике

называется смешанным управлением. Групповой метод применяют с 5-го

класса, когда подготовлен физкультурный актив, класс дисциплинирован и

подготовлен к самостоятельной работе.

Эти методы могут сочетаться с дополнительными заданиями -

“параллельная тренировка”. Могут даваться:

1) подводящие упражнения;

2) подготовительные упражнения;

3) упражнения, обеспечивающие разносторонность воздействия;

4) упражнения для эмоционального подъема.

Параллельная

тренировка

повышает

моторную

плотность.

Подбираются освоенные упражнения, которые выполняются в поле зрения

учителя. Может оказываться взаимопомощь учениками.

М е т о д и н д и в и д у а л ь н о й о р г а н и з а ц и и учащихся

предусматривает выполнение ими заданий по указанию учителя или

самостоятельному выбору. Он предполагает наибольшие возможности

дифференцированного подхода к ученику с учетом всех его

индивидуальных

особенностей

и

наклонностей.

Данный

способ

организации называется направленным управлением.

Этот метод используется в отдельных элементах урока при обучении

на снаряде (дача индивидуальных заданий на 2-й подход), можно

использовать его и при “параллельной” тренировке.

Организационно-методической основой последовательности работы и

дозирования нагрузок служит “линейный”, или “круговой”, способ

построения его структурных компонентов. В первом случае двигательные

действия являются самостоятельными компонентами и к ним не

возвращаются - комплексный урок с разными разделами физической

культуры.

“Круговой”, или циклический, способ объединения компонентов урока

- круговая тренировка - направлен на комплексное развитие физических

качеств с одновременным совершенствованием двигательных навыков.

Предполагается повторное прохождение мест занятий в основной части

урока.

Круговая тренировка применяется с 4-5 класса. Намечаются 5-10

рабочих точек внутри зала (по кругу, квадрату). На каждой точке

дозируются упражнения (по возможности индивидуально: 1/4, 1/3, 1/2

максимального повторения упражнений в спокойном темпе).

Требования к подбору упражнений:

- простые, изученные, исключающие возможность травмирования;

- обеспечивающие разносторонность воздействия (т.е. на основные

группы мышц).

ФУ выполняются одновременно по команде учителя. Смена рабочих

мест проводится также по его команде. Варианты проведения круговой

тренировки:

- выполнение дозировки с постепенным увеличением количества

кругов;

- максимальное повторение упражнений за 30 с, интервалы отдыха -30-

45 с между точками;

- сокращение времени на прохождение круга.

2-й и 3-й варианты предъявляют повышенные требования к

функциональным возможностям организма. Особенно эффективен метод

круговой тренировки при развитии физических качеств с использованием

тренажеров.

Наши рекомендации