Методы организации и управления деятельностью
Учащихся на уроке
При организации контингента занимающихся на уроке применяют
фронтальный, групповой и индивидуальный методы организации.
Ф р о н т а л ь н ы й м е т о д - одно задание выполняют все
одновременно. Так проводятся подготовительная и заключительная части,
могут проводиться и фрагменты в основной части занятия. В младших
классах этот прием применяется чаще, т.к. в основной части выполняются
простые, знакомые действия или подвижные игры, эстафеты.
Способы выполнения упражнений:
- одновременно всем классом;
- одновременно в группах, отделениях;
- потоком.
Учитель руководит всем классом без лишних затрат времени.
Достигается высокая моторная плотность, т.е. большой объем двигательной
активности учащихся на уроке. Однако затруднено устранение
индивидуальных ошибок и оказание помощи. В педагогике данный метод
организации называют рассеянным управлением.
Г р у п п о в о й м е т о д - разные задания выполняются в отделениях
(группах) с помощью физкультурного актива.
Способы выполнения в группе:
- одновременно всем отделением;
- по одному, по два и т.д.;
- потоком.
Достигается большая индивидуализация занятия. Ученики делятся по
полу, возрасту, уровню подготовленности. Учитель находится в том
отделении, где изучается самое сложное упражнение или с наиболее
слабыми учениками. Данный способ организации учащихся в педагогике
называется смешанным управлением. Групповой метод применяют с 5-го
класса, когда подготовлен физкультурный актив, класс дисциплинирован и
подготовлен к самостоятельной работе.
Эти методы могут сочетаться с дополнительными заданиями -
“параллельная тренировка”. Могут даваться:
1) подводящие упражнения;
2) подготовительные упражнения;
3) упражнения, обеспечивающие разносторонность воздействия;
4) упражнения для эмоционального подъема.
Параллельная
тренировка
повышает
моторную
плотность.
Подбираются освоенные упражнения, которые выполняются в поле зрения
учителя. Может оказываться взаимопомощь учениками.
М е т о д и н д и в и д у а л ь н о й о р г а н и з а ц и и учащихся
предусматривает выполнение ими заданий по указанию учителя или
самостоятельному выбору. Он предполагает наибольшие возможности
дифференцированного подхода к ученику с учетом всех его
индивидуальных
особенностей
и
наклонностей.
Данный
способ
организации называется направленным управлением.
Этот метод используется в отдельных элементах урока при обучении
на снаряде (дача индивидуальных заданий на 2-й подход), можно
использовать его и при “параллельной” тренировке.
Организационно-методической основой последовательности работы и
дозирования нагрузок служит “линейный”, или “круговой”, способ
построения его структурных компонентов. В первом случае двигательные
действия являются самостоятельными компонентами и к ним не
возвращаются - комплексный урок с разными разделами физической
культуры.
“Круговой”, или циклический, способ объединения компонентов урока
- круговая тренировка - направлен на комплексное развитие физических
качеств с одновременным совершенствованием двигательных навыков.
Предполагается повторное прохождение мест занятий в основной части
урока.
Круговая тренировка применяется с 4-5 класса. Намечаются 5-10
рабочих точек внутри зала (по кругу, квадрату). На каждой точке
дозируются упражнения (по возможности индивидуально: 1/4, 1/3, 1/2
максимального повторения упражнений в спокойном темпе).
Требования к подбору упражнений:
- простые, изученные, исключающие возможность травмирования;
- обеспечивающие разносторонность воздействия (т.е. на основные
группы мышц).
ФУ выполняются одновременно по команде учителя. Смена рабочих
мест проводится также по его команде. Варианты проведения круговой
тренировки:
- выполнение дозировки с постепенным увеличением количества
кругов;
- максимальное повторение упражнений за 30 с, интервалы отдыха -30-
45 с между точками;
- сокращение времени на прохождение круга.
2-й и 3-й варианты предъявляют повышенные требования к
функциональным возможностям организма. Особенно эффективен метод
круговой тренировки при развитии физических качеств с использованием
тренажеров.