Направления педагогического контроля
Педагогический контроль охватывает все стороны процесса, но в нем
можно выделить 3 основных направления (аспекта):
- контроль совокупности внешних факторов направленных воздействий
на обучаемых (“факторы воздействий”);
- контроль двигательной деятельности занимающихся;
- контроль “эффекта воздействий”.
Предпосылкой планирования и начальной частью педагогического
контроля является контроль исходного уровня возможностей обучаемых к
реализации поставленных задач:
- индивидуального уровня физического развития (в частности
физических качеств);
- фонд двигательных умений и навыков;
- мотивацию и индивидуальные установки к предстоящей
деятельности.
На основании его происходит распределение занимающихся по
группам и конкретизация программы занятий.
К о н т р о л ь в н е ш н и х ф а к т о р о в, воздействующих на
обучаемых, включает:
- контроль внешних условий (санитарно-гигиенического состояния,
метеорологическую информацию, средовых факторов: среднегорья,
повышенной солнечной радиации);
- контроль воздействия педагога (профессиональность действий
педагога и соблюдение норм педагогической этики).
К о н т р о л ь д в и г а т е л ь н о й д е я т е л ь н о с т и
занимающихся включает:
- контроль формирования и совершенствования двигательных умений и
навыков;
- контроль объема и характера нагрузок, режима их чередования с
отдыхом;
- контроль взаимодействий обучаемых (парных и групповых взаимных
воздействий, а также межличностных отношений);
- контроль функционального состояния организма (функциональный
сдвиг).
Общее состояние функциональной дееспособности спортсменов
целесообразно оценивать с позиции соответствия их основных
функциональных систем норме. Состояние специальной физической
подготовленности
лучше
оценивать
с
помощью
специфических
показателей, адекватных естественным условиям спортивной деятельности
и максимально приближенных к соревновательным.
К о н т р о л ь э ф ф е к т а в о з д е й с т в и й предусматривает
определение вклада занятий в формирование умений, навыков и знаний у
обучаемых, в их физическое развитие и совершенствование личностных
качеств. Различают эффект текущих воздействий (одного или нескольких
занятий) и кумулятивный эффект ФВ. Эффект “больше” физиологическое
понятие. Срочный эффект предполагает наличие изменений после
выполнения физического упражнения или в конце занятий. Отставленный
эффект - изменения в организме происходят через некоторое время после
занятий и до начала очередного. Кумулятивный эффект носит устойчивый
характер и приобретается после продолжительного периода регулярных
занятий.
Итак, главное направление педагогического контроля заключается в
анализе соотношений динамики педагогически направленных воздействий и
педагогически обусловленных изменений уровня образования, развития и
поведения
занимающихся.
Несоответствие
реальных
отношений
планируемым целевым результатам определяет необходимость уточнения
направленности и параметров педагогических воздействий и внесение
соответствующих корректив в предварительно намеченный план.
Данные контроля заносятся в учетную документацию в соответствии с
официальными требованиями, предъявляемыми к их ведению:
1) журнал учета работы группы (списочный состав, учебный материал,
посещаемость занятий, успеваемость);
2) учетная карточка (учет участия в соревнованиях и у спортсменов,
может быть несколько десятков граф);
3) протоколы тестирования и соревнований;
4) медицинские карточки (данные врачебного контроля, ведутся
медицинскими работниками);
5) журнал учета травм (на спортивных базах);
6) книга учета спортивных достижений (регистрируются рекорды,
чемпионы по видам спорта);
7) неофициальным документом является рабочий дневник педагога
(тренера). В нем отражается практический опыт работы, содержание и
методические особенности занятий, дается характеристика занимающихся.
Дневниковые записи помогают всесторонне осмыслить важные в
педагогическом отношении факты, не отражаемые в официальных
документах учета. Они приучают к постоянному контролю за собой,
способствуют критичности мышления и накоплению материала для
последующих научных исследований;
8) журнал учета наличия и состояния оборудования и др.