Общепедагогические и другие методы в практике
Физического воспитания
К общепедагогическим методам относят методы словесного
(вербального) и наглядного воздействия, т.к. они используются во всех
сферах обучения и воспитания человека. В физическом воспитании они
применяются как при выполнении движений, так и при создании
предпосылок к их исполнению. Естественно, особенности применения
общепедагогических методов в процессе ФВ обусловлены двигательной
деятельностью.
М е т о д ы с л о в е с н о г о в о з д е й с т в и я занимают ведущее
место среди общепедагогических методов, т.к. без слова невозможно
общение и взаимодействие преподавателя-тренера и учеников. По
назначению все словесные методы можно условно разделить на 3 группы:
I группа: методы, в которых слово используется как средство передачи
знаний (рассказ, описание, объяснение). Рассказ создает широкое
представление об изучаемом действии и деятельности: об истории,
значении, перспективах и ближайших задачах по его овладению.
О п и с а н и е используется при ознакомлении с техникой действия,
содержанием и правилами игры. О б ъ я с н е н и е - что и как делать при
выполнении задания, предполагаемые длительные ощущения. Желательно,
чтобы они были образными при занятиях с детьми. Могут быть также
сопроводительные пояснения по ходу демонстрации физического
упражнения.
2 группа: методы управления деятельностью занимающихся (команды,
распоряжения, приказания). К о м а н д ы - метод оперативного управления,
как
правило,
коллективной
деятельностью
занимающихся:
одновременности действий и распределения усилий, регулирования темпа и
ритма деятельности. Р а с п о р я ж е н и я и п р и к а з а н и я отличаются
от команд более полным набором слов и спокойным тоном. Могут
предшествовать (при перестроениях), сопровождать (“Потянуться”,
”Наклонитесь”), завершать деятельность (“Убрать места занятий”).
Приказания отличаются более волевым тоном: “Всем построиться”,
”Подойти ко мне!”.
И н с т р у к т и р о в а н и е - точное изложение правил деятельности,
способов решения задач и избежания травм. Занимает промежуточное
положение между I-й и 2-й группами. У к а з а н и е - словесное воздействие
для исправления движений: “Быстрее”, “Свободнее” и др.
3 группа: методы анализа и оценки деятельности занимающихся
(разбор, замечание, отчет, словесная оценка). Р а з б о р - форма беседы с
анализом и оценкой деятельности, намечаются пути дальнейшего
совершенствования. Он может быть индивидуальным и групповым.
З а м е ч а н и е - краткая форма словесного воздействия. Оценивается
качество и указываются ошибки. От разбора отличается односторонней
направленностью. С л о в е с н а я о ц е н к а - может быть краткой и
развернутой. В последнем случае она приближается к разбору, но
однонаправлено. Преподаватель должен иметь педагогический такт и
помнить о педагогической роли оценки: захваливание ведет к
самоуспокоению, постоянное ”плохо” - к неверию в свои силы.
С л о в е с н ы е о т ч е т ы - способ углубления восприятия, самооценки и
самоконтроля.
Некоторые авторы (Л.П.Матвеев, Б.Н.Минаев, Б.М.Шиян) к словесным
методам
относят
методы
психоуправления:
самоприказы
и
самопроговаривания”. Они основаны на связи с действием. Самоприказ
перед выполнением двигательного действия рассматривается как фактор
самоуправления этим процессом. Самопроговаривание способствует
созданию кинестетического образа движений.
М е т о д ы н а г л я д н о г о в о з д е й с т в и я основаны на
привлечении к процессу познания большого числа органов чувств. Это
способствует созданию у занимающихся более разностороннего
представления об изучаемом действии. Особенно важно использование
наглядного восприятия у детей. В физическом воспитании применяются
общепедагогические методы наглядного воздействия: зрительные и
слуховые, а также двигательного воздействия (кинестетические ощущения).
М е т о д ы з р и т е л ь н о й н а г л я д н о с т и преимущественно
используются
для
оценки
и
корректировки
пространственных
характеристик движений. Основными из них являются следующие:
- непосредственный показ для создания представления о двигательном
действии;
- натуральный показ движения целиком и в совершенном исполнении
для создания общего целостного представления;
- адаптированный показ - в замедленном темпе, с остановками в
промежуточных положениях и пояснениями применяется при разучивании.
Методические требования к показу: выбор правильной плоскости
движения по отношению к занимающимся. В дошкольном и младшем
школьном возрасте выполнение многих движений детьми основано на
копировании, подражании. Схемы, рисунки, фотографии воссоздают
отдельные фазы движения: особенно если невозможно непосредственно
показать их. Предметно-модельная демонстрация (муляжи - макеты
человеческого тела) позволяет последовательно продемонстрировать
положение тела и отдельных его частей в динамике (большие обороты на
перекладине и др.). Макетная демонстрация (тр*ассы, поля, фигурки
игроков) позволяет разобрать различные варианты тактических действий.
Кино- и видеомагнитофонная демонстрация позволяет изучить детали
техники движений.
М е т о д ы з р и т е л ь н о г о о р и е н т и р о в а н и я облегчают
правильное выполнение движения в пространстве и во времени. Так,
разметки, дополнительные ориентиры позволяют выдержать нужную
траекторию и широкую амплитуду. Светолидеры регламентируют скорость
и темп передвижения (на беговой дорожке, вдоль стенок бассейна).
Электромишени и световые сигналы на щитах сообщают о точности
попадания.
М е т о д ы з в у к о в о й н а г л я д н о с т и позволяют уточнить
временные и пространственно-временные характеристики движений.
Звуковым сигналом можно подсказать момент главного усилия,
группировки или разгруппировки тела, момент отрыва от снаряда.
Звуколидеры помогают поддержать темп движения. Звуковая сигнализация
способствует более быстрому овладению рисунком движения.
При подаче звуковых сигналов необходимо учитывать быстроту
реакции занимающихся.
М е т о д ы д в и г а т е л ь н о й н а г л я д н о с т и заключаются в
развитии мышечных ощущений, поступающих от проприорецепторов
двигательного аппарата, и использовании их для управления движениями.
Мышечные ощущения впоследствии играют решающую роль в комплексе
ощущений. Методические приемы: “проводка” по траектории движения,
“фиксация” положений тела или его частей в отдельные моменты
двигательного действия (“Кипа” в кругах на коне, положение руки перед
броском гранаты или метанием копья и др.). Используются тренажеры для
ограничения пространственных характеристик и создания мышечного
ощущения (например, станок Семенова для обучения работе ногами стилем
“брасс”).
М е т о д ы с р о ч н о й и н ф о р м а ц и и (В.С.Фарфель с
сотрудниками) позволяют оперативно получить срочные сведения о
характеристиках движения с целью внесения коррекции. Как правило, это
различные
технические
устройства
(например:
тензометры
в
легкоатлетическом манеже сообщают величину усилия в момент
отталкивания при прыжках; длительность опорной фазы в беге; частоту
шагов, изменение скорости при разбеге и динамику усилий). Методы
срочной
информации
относятся
к
сенсорно-информационным,
используются, как правило, в спортивной тренировке.
В заключение следует отметить, что в учебно-тренировочном процессе
используются все общепедагогические и практические методы, т.к. не
существует универсальных методов. Обычно применяется несколько
методов одновременно, но решающая роль принадлежит конкретным из
них, в зависимости от этапа обучения и поставленных задач. Успеха в своей
деятельности быстрее достигает тот преподаватель физического воспитания
или тренер по виду спорта, который владеет всем комплексом методов и
методических приемов.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Общая характеристика методов:
- отличительные особенности понятий метод, методический прием,
методика;
- разновидности методов по направленности и по составу.
2. Нагрузка и отдых как основные компоненты методов упражнения:
- объем и интенсивность нагрузки;
- роль и типы интервалов отдыха.
3. Методы строго регламентированного упражнения:
-
расчлененно-конструктивного
и
целостно-конструктивного
упражнения;
- стандартно-повторный и вариативный (переменный) методы;
- комбинированные методы;
- метод “круговой” тренировки.
4. Игровой и соревновательный методы.
5. Общепедагогический и другие методы:
- вербального воздействия;
- сенсорного воздействия;
- психорегулирующие методы.
Тема 4