Специфические методы физического воспитания

Методы, применяемые только в процессе физического воспитания,

называются специфическими; их также называют методами практического

упражнения. Практические методы в ФВ занимают особое место, т.к.

посредством их обучают двигательным действиям и совершенствуют

функциональные способности организма.

В настоящий период ТМФВ принято выделять: методы строгой

регламентации упражнения :

- игровой метод упражнения;

- соревновательный метод упражнения.

М е т о д ы с т р о г о г о ре г л а м е н т и р о в а н и я

у п р а ж н е н и я (СРУ ).

Суть их состоит в том, что твердо определена программа движений и

точно дозируется нагрузка. Использование этих методов предусматривает:

- выполнение упражнений в строго заданной форме;

- избирательное воздействие упражнений на различные части тела;

- строгое дозирование нагрузки и управление ее динамикой в ходе

упражнения;

- избирательное развитие не только отдельных качеств, но и их

компонентов;

- обеспечение индивидуализации в обучении.

Методы СРУ позволяют изучать двигательное действие любой

сложности и развивать физические качества до возможных пределов.

Условно их разделяют на 2 группы:

1) преимущественно направленные на воспитание физических качеств;

2) методы обучения двигательным действиям.

1. Методы воспитания физических качеств.

Классифицируют по составу компонентов и способу развертывания

нагрузки. Классификация проведена по объему, интенсивности и

направленности нагрузки. В непрерывном (однократном, длительном)

упражнении регламентируется только работа. Если в ходе работы меняется

только ее длительность - равномерный метод непрерывного упражнения;

если

длительность

и

интенсивность

(используется

комплекс

разнонаправленных ФУ) - круговой метод.

В повторном упражнении регламентируется число повторений (пр.:

равномерный - число повторений элемента, рывков штанги, бросков

партнера; переменный - повторное пробегание или проплывание отрезка с

разной интенсивностью; круговой - количество кругов). Отдых не

регламентируется : полный или экстремальный.

В интервальном методе регламентируются работа, повторение и отдых.

Методы, основанные на различных способах регламентации нагрузок и

отдыха :

- р а в н о м е р н ы й метод упражнения - гребля, бег, плавание с

постоянной скоростью (стандартная по ходу упражнения нагрузка) или

стандартно-повторный (повторное пробегание отрезков с постоянной

скоростью или поднимание штанги одного и того же веса) - нагрузка

повышается пропорционально продолжительности работы. Организм

адаптируется к большим объемам и воспитывается выносливость.

Разновидность равномерного метода – повторное упражнение с

интервалами отдыха (стандартно-интервальный: пробегание отрезков с

околопредельной скоростью и полным интервалом отдыха перед

повторением). В серийно-повторном упражнении интервалами отдыха

разделяют серии (3 подхода 4 х 65 кг);

- п е р е м е н н ы е (вариативные) упражнения с переменной нагрузкой

по ходу работы. Выполняются с изменением параметров движения - темпа,

скорости, длительности, со сменой способа выполнения действий,

варьирования интервалов отдыха, изменения внешних условий выполнения

действий, усложнением или облегчением. Общая направленность методов

переменного упражнения - стимулирование роста функциональных

возможностей организма.

Метод переменного непрерывного упражнения: непрерывный бег с

изменением скорости, кроссовый бег на местности. Частным примером

этого метода является выполнение гимнастических и акробатических

комбинаций, в прыжках на батуте - переменным фактором будут разные по

структурной сложности элементы.

В практике большое распространение находят методы переменного

интервального упражнения, в которых нагрузка изменяется после каждого

интервала отдыха. Варианты этого метода:

- интервальное упражнение с прогрессирующей нагрузкой: пробегание

дистанции с возрастанием скорости на каждом отрезке или однократное

поднимание штанги с возрастанием веса в каждом подходе. Интервалы

отдыха при этом полные или экстремальные, т.к. предъявляются

повышенные требования к функциональным возможностям;

- интервальное упражнение с варьирующей интенсивностью:

пробегание дистанции с ускорениями или поднимание штанги разного веса

в каждом подходе. Тем самым совершенствуются центральные механизмы

нервно-мышечной координации и быстрота переключения на разные

функциональные уровни;

- метод интервального упражнения с убывающей нагрузкой:

800 + 400 + 200 + 100 м с сокращенными интервалами отдыха. Позволяет

сохранить высокую интенсивность при сравнительно больших объемах

работы;

- и н т е р в а л ь н ы й метод упражнения предусматривает

дозирование интервалов отдыха (> жесткие интервалы). Происходит

специализированное

воздействие

и

проявление

функциональных

возможностей, развивают специальную выносливость;

- к о м б и н и р о в а н н ы е методы упражнения используются в

практике чаще, чем методы равномерного и переменного упражнения. В

них сочетается стандартная и переменная нагрузки, а также варьируется

величина отдыха; все это позволяет более точно регламентировать нагрузку

и гибко ее изменять. Основные варианты комбинированного упражнения:

- метод повторно-переменного упражнения: многократное повторение

комбинации 2-х различных нагрузок (200 м быстрого - 100 м спокойного

бега). Он позволяет достигать больших объемов высокоинтенсивных

нагрузок;

- метод повторно-прогрессирующего упражнения (6х70 + 4х75 + 2х80

кг). Стандартное повторение нагрузки чередуется с нарастанием ее после

интервала отдыха. Этот метод уступает переменному прогрессирующему

упражнению по абсолютной величине силовых и скоростных проявлений,

зато достигается большой объем нагрузки и создается лучшая база для

функциональных и морфологических перестроек;

- метод повторного упражнения с убывающими интервалами отдыха:

разновидность интервального стандартно-повторного упражнения, но с

сокращением интервалов отдыха (повторное пробегание 200 м с постоянной

скоростью и сокращением интервала отдыха после каждого пробегания).

Происходят направленные функциональные сдвиги в организме (в

частности, увеличение наличия молочной кислоты в крови), воспитывается

специальная выносливость.

Отдельно можно выделить метод комбинированного упражнения при

комплексном содержании занятий - “к р у г о в а я т р е н и р о в к а”.

Основу тренировки составляет повторение разнонаправленных физических

упражнений, объединенных в комплекс. На каждой учебной точке -

“станции” - выполняется физическое упражнение, указанное количество раз

( 8-10 раз).

В круг включают и 1-2 упражнения общего воздействия. Лучше, если

количество повторений определяется индивидуально I/3; I/2; 2/3 ПМ

(предельно доступное число повторений). Дозируется время прохождения

круга (в занятии I-3 круга), интервалы отдыха между станциями, количество

повторений. Варианты круговой тренировки:

- метод длительного непрерывного упражнения (преимущественно

направлен на воспитание общей выносливости);

- метод интервального упражнения с жесткими интервалами отдыха

(направлен на воспитание скоростной и силовой выносливости);

- метод интервального упражнения с полными интервалами отдыха

(челночный бег, серийное выжимание штанги с незначительным весом и

максимальной частотой) воспитывает скоростные и силовые способности в

сочетании с другими компонентами физической работоспособности.

Смена вида деятельности вызывает положительные эмоции у

занимающихся и способствует поддержанию высокой работоспособности.

Все

вышеперечисленные

методы

выполнения

упражнений

преимущественно направлены на воспитание физических качеств, однако

при осуществлении физической работы происходит и совершенствование

изученных физических упражнений.

2. Методы обучения двигательным действиям.

Основаны на регулировании состава и порядка выполнения активных

двигательных действий. Сущность методики обучения заключается при

этом в модифицированном повторении упражнений, отборе и освоении

рациональных форм и способов их выполнения. Различают целостный

(интегральный) и аналитический (избирательный) подходы в обучении в

зависимости от сложности структуры и техники двигательного действия.

Метод ц е л о с т н о г о упражнения заключается в многократном

повторении действия полностью. При начальном обучении простым

упражнениям или невозможности их расчленения без резкого искажения

техники также используется данный метод. При обучении сложным

действиям используют “подводящие” упражнения: структурно схожие и

позволяющие воспроизвести изучаемое действие в упрощенной форме.

Применяют методические приемы, облегчающие выполнение упражнения:

разметку, исключение отдельных самостоятельных деталей, помощь и

облегчение внешних условий и др.

Целостный, интегральный подход применяют при совершенствовании

техники действий. Повторное целостное выполнение действия может быть

направлено на последовательную отработку его частей или деталей. Для

закрепления двигательного навыка оно может выполняться в условиях

неблагоприятного состояния организма. Варианты данного метода:

- метод сопряженного воздействия (дополнительные отягощения без

искажения техники двигательного действия способствуют ускоренному

развитию скоростно-силовых способностей);

- вариативный метод (совершенствование навыка в различных

условиях

вырабатывает

способность

к

изменению

технических

характеристик движений, то есть достигается вариатизация техники).

Преимущества данного метода - сохранение структуры и ритма

действия, недостатки - более быстрая утомляемость при разучивании и

большая вероятность ошибок и искажений.

Метод р а с ч л е н е н н о - к о н с т р у к т и в н о г о упражнения

заключается в обучении двигательному действию по частям (элементам) с

последующим их объединением в целое. Чаще этот метод используется при

изучении

упражнения,

особенно

координационно-сложного.

Его

положительные стороны: акцентирование внимания занимающихся на

отдельных частях и большая возможность предупреждения ошибок,

меньшая утомляемость и соответственно, более высокая работоспособность,

сокращение сроков изучения. Недостатки метода: частичное нарушение

характеристик движения и ритма в целом. Целесообразно обучение

отдельным частям двигательных действий ограничивать двигательным

умением, не доводя до навыка.

Методами частично регламентируемого упражнения считаются

игровой и соревновательный. Применение данных методов позволяет

комплексно развивать физические качества и совершенствовать

двигательные действия.

И г р о в о й метод упражнения - сюжетная организация действия, т.е.

его сущность состоит в том, что деятельность организуется на основе

содержания и правил игры. П.Ф.Лесгафт придавал игре наибольшее

значение как средству подготовки детей к жизни: в процессе ее происходит

физическое и психическое развитие детей в младших классах. Игра как

метод может реализоваться не только в виде спортивных или подвижных

игр, это понятие шире. Можно провести весь урок под девизом: “Прогулка в

лесу”, в ходе которого младшеклассники могут выполнять согласно плану и

задумкам учителя самые разнообразные двигательные действия.

Наиболее характерные черты игрового метода:

- повышенный эмоциональный фон двигательной деятельности;

- многообразие двигательных задач и комплексный характер

деятельности;

- самостоятельность в выборе средств и способов решения

возникающих задач, высокие требования, предъявляемые к находчивости и

инициативе занимающихся;

- моделирование межличностных и межгрупповых отношений в виде

взаимопомощи и соперничества.

К недостаткам данного метода следует отнести вероятностное

программирование действий и ограниченные возможности точного

дозирования нагрузки. Получаемая занимающимися нагрузка зависит от

активности играющих.

С о р е в н о в а т е л ь н ы й метод упражнения заключается в

соперничестве в условиях унификации действий, порядка борьбы и оценки

достижений (в отличие от игрового метода, где имеется сюжетное

содержание). Соревнование является наиболее ярким выражением

соревновательного метода и стимулирования занимающихся активной

двигательной деятельностью. В то же время соревновательный метод имеет

более широкую сферу применения и может использоваться при любой

форме организации занятий (весь урок ФВ в школе от построения до выхода

из зала можно провести с использованием соревновательного метода).

Обязательным условием применения соревновательного метода в

выполнении конкретных ФУ должна быть подготовленность занимающихся

к ним. Например, единоборство и командное соперничество.

Наиболее характерные черты метода:

- высокий эмоциональный фон двигательной деятельности;

- максимальное проявление двигательных способностей и выведение

организма на новый уровень функциональной подготовленности;

- выявление уровня владения двигательными действиями;

- содействие воспитанию волевых качеств личности.

При этом следует отметить, что соревновательный метод упражнения

ограничивает

возможность

точного

дозирования

нагрузки

и

непосредственного руководства деятельностью занимающихся.

Соревновательный метод занимает промежуточное положение между

игровым методом упражнения и методами строго регламентированного

упражнения. Если соревнуются в играх, то игровой и соревновательный

метод совпадают.

Наши рекомендации