Двигательные действия как предмет обучения

Предметом обучения в физическом воспитании являются двигательные

действия, занимающие ведущее место в физическом образовании, обучение

технике двигательных действий. Более узкая педагогическая задача -

обучение

конкретному

двигательному

действию

(физическому

упражнению). Сформированные двигательные умения и навыки

характеризуют

степень

овладения

двигательными

действиями.

Следовательно, цель обучения - двигательная компетентность и мастерство.

При обучении двигательным действиям формируются навыки, но

одновременно происходит и развитие физических качеств: силы, быстроты,

выносливости, ловкости - качественных проявлений двигательной

деятельности человека. Оба процесса сопутствуют друг другу. Взаимосвязь

двигательных навыков и физических качеств можно рассматривать как

диалектическое единство формы и содержания двигательного действия.

Невозможно выполнение двигательных навыков без определенного уровня

развития силы, быстроты, ловкости или выносливости; также невозможно

проявление физических качеств вне двигательного навыка. Однако в

каждом двигательном действии можно выделить его главную сторону,

которая будет состоять в преимущественном проявлении навыка или

качества.

Двигательные действия - это способ осуществления активной

двигательной деятельности; они выступают как средство изменения

пространственно-предметных

ситуаций

и

отношений.

Действия

характеризуются:

- д в и г а т е л ь н о й з а д а ч е й (обычно они включают:

1) создание “начальной школы движений” - умение управлять

простыми движениями в звеньях двигательного аппарата и создание базы

для более сложных движений;

2) формирование двигательных умений и навыков, необходимых в

различных сферах деятельности: трудовой, бытовой, военной, спортивной;

3) обучение действиям, направленным на развитие физических

качеств);

- ф о р м о й , т е х н и к о й д в и ж е н и я;

- с п о с о б о м э н е р г е т и ч е с к о г о о б е с п е ч е н и я.

По этим признакам выделяют 3 типа действий: баллистические

действия преодоления, циклические действия длительного перемещения и

комбинированные действия согласования. Физическое образование

предполагает необходимость освоения трех типов действия на уровне

умений и навыков. Методика обучения зависит от характера задач и типа

действия. С возрастанием трудности задач, естественно, продлевается время

обучения (спортивное мастерство).

Решающим фактором в выборе метода обучения и особенностей самого

процесса является структурная сложность изучаемого двигательного

действия. Простые упражнения предопределяют выбор целостного метода

при начальном разучивании упражнений. Структурно-сложные упражнения

изучаются по частям с последующим сведением их в целое. Структурная

сложность действия определяется числом составляющих движений,

требованиями,

предъявляемыми

к

точности

движений

по

пространственным, временным и динамическим усилиям, координационной

и ритмической сложностью упражнений.

Имеет значение и характер связи между подготовительной, основной и

завершающей фазами действия. Соответственно, обучение может

начинаться с подготовительной фазы (маховые движения в маховых

элементах спортивной гимнастики), с завершающей фазы (в борьбе: с

приемов самостраховки во избежание травмирования при бросках) или

основной части (в большинстве ациклических действий).

Специфика обучения действиям зависит и от уровня проявления

физических качеств. При предельных проявлениях их необходимо

развивать, выполняя подготовительные упражнения. Элементы техники

выполнения действия также изменяются по мере достижения более

высокого развития физических качеств и приближения к спортивному

мастерству.

Распространенные термины при характеристике процесса обучения:

- двигательный опыт (имеющийся фонд двигательных умений и

навыков),

- мастерство (высшая степень владения навыком, связанная с

виртуозностью и красотой выполнения. Относится не к физическому

образованию, а к спорту).

Закономерности формирования двигательных

Умений и навыков

Двигательные умения и навыки формируются в результате

многократного повторения действия, в соответствии с законом упражнения:

«...организм строит движения в результате и в меру повторения активных

двигательных действий».

Двигательные умения и навыки - это зафиксированные способы

выполнения двигательных действий. Они различаются степенью овладения

техникой действия (техника физического упражнения - рациональный

способ выполнения как по точности всех характеристик движений, так и по

экономичности расходования энергетических ресурсов организма). При

обучении действию сначала формируется умение его выполнять, в

последующем, в результате многократного повторения действия, умение

преобразуется в навык. Нет конкретных границ, разделяющих умение и

навык, однако принято выделять 3 степени овладения действием:

двигательное умение, навык, двигательное умение 2-го порядка.

Д в и г а т е л ь н о е у м е н и е - двигательная задача решается при

условии концентрации внимания на каждом элементе действия. Оно

формируется на основе теоретических знаний техники выполнения

действия и имеющегося фонда двигательных умений и навыков -

двигательного опыта. Уточнения и изменения, вносимые в движение при

каждом повторении действия на данной ступени, способствуют развитию

активного творческого мышления у занимающихся. Осваивается ритм

упражнения.

Отличительные признаки двигательного умения:

1) выполнение каждого элемента происходит под контролем сознания;

2) само выполнение действия нестабильно и неэкономно;

3) происходит поиск и освоение новых форм движения;

4) неустойчивость действия при неблагоприятных факторах (внешних и

внутренних - утомление).

Двигательное умение как 1-ая ступень овладения действием основано

на выполнении неавтоматизированных операций и характерно для всех

занимающихся. Длительность данного этапа зависит от способностей

индивидуума, сложности действия, имеющегося двигательного опыта и

методики обучения. Данный этап заканчивается овладением техникой в

“загрубленном” виде. Следует отметить также, что двигательное умение

может иметь и “самостоятельное значение”: обучение подводящим и

подготовительным упражнениям завершается именно этим этапом.

Д в и г а т е л ь н ы й н а в ы к - автоматизированное выполнение

двигательного действия с концентрацией внимания на конечном результате.

При

многократном

выполнении

действия

совершенствуются

координационные механизмы; отдельные движения автоматизируются и в

последующем двигательное умение постепенно переходит в навык.

Выполнение действия становится стабильным и надежным (т.е.

помехоустойчивым и надежным при стандартном выполнении - волнении,

утомлении).

Сознание индивидуума не выключается, оно может быть направлено на

наиболее ответственные элементы, узловые моменты действия, на контроль

своевременности переключения с одних элементов действия на другие и т.п.

Могут вноситься соответствующие коррективы. Возникает слитность

(системность) движений, повышается точность пространственных,

временных и динамических характеристик движений, совершенствуется

ритм, появляется легкость движений. Перераспределяются функции

анализаторов: уменьшается роль зрительного анализатора, возникают такие

комплексные ощущения, как “чувство воды”, “дистанции”, “снега” и др.

Характерные признаки навыка:

1) автоматизированное выполнение движений;

2) сознание направлено на повышение эффективности двигательного

действия;

3) возрастание роли двигательного анализатора;

4) прочность сохранения навыка.

При длительных перерывах навык сохраняется (приобретенная

техника, а результативные характеристики снижаются - силовые,

скоростные). В прочности сохранения заключается ценность навыка и

необходимость обучения двигательному действию до этого этапа (особенно

жизненно необходимых, прикладных навыков). Итак, навык- это действие,

выполняемое в целом под контролем сознания с использованием

автоматизированных двигательных операций.

На 2-й ступени обучения действию приобретается стандартная

(классическая) техника выполнения. Чем прочнее навык, тем большее

количество раз его можно повторить без искажения деталей техники в

состоянии утомления.

Д в и г а т е л ь н о е у м е н и е 2- г о п о р я д к а -

автоматизированное выполнение действия в меняющейся обстановке и при

концентрации внимания на условиях его выполнения. Оно – результат

дальнейшего совершенствования техники. Умение высшего порядка

является конечной целью обучения и заключается в умении применять

изученные действия в реальной жизни или в спортивной борьбе. Умение

высшего порядка у индивидуума может проявляться при использовании

одного навыка, а также 2-х или нескольких навыков одновременно (марш-

бросок с боевой стрельбой и метанием гранаты: бег, метание), параллельно

или последовательно (бег 3000 м с преодолением препятствий). Умение

второго порядка отличается повышенной ролью сознания: необходимостью

оперативно проанализировать сложившуюся ситуацию в условиях дефицита

времени.

Отличительные особенности умения 2-го порядка:

1) наличие тактического мышления;

2) вариативность техники выполнения двигательного действия.

На данной ступени обучения действию занимающийся приобретает

индивидуальную технику.

Наши рекомендации