Общепедагогические и другие средства и методы в физическом воспитании

В тесной связи с рассмотренными специфическими средствами и методами в физическом воспитании используются общепедаго­гические средства и методы, их специализированные разновидно­сти, а также гигиенические, естественносредовые и другие факторы, позволяющие обеспечить более или менее направленное воздействие на физическое состояние, физическое и общее развитие человека.

Приводимая здесь сжатая характеристика таких средств, методов, факторов дает некоторое представление об их многообразии и осо­бенностях применения в физическом воспитании.

2.1. Методы вербального (речевого) воздействия

Роль слова в любом педагогическом процессе, как хорошо из­вестно, исключительно велика. Практически все стороны деятель­ности педагога, в том числе и в физическом воспитании, связаны с использованием слова. Посредством слова сообщают знания, активизируют и углубляют восприятия, дают задания, формируют отношение к ним, руководят их выполнением, анализируют и оцени­вают результаты, направляют поведение воспитываемых. Слово играет вместе с тем необходимую роль в самоосмыслении, само­оценке и саморегуляции ими своих действий. Соответственно раз­нообразны и методы использования слова. Ряд традиционных общепедагогических методов (объяснительный рассказ, беседа, об­суждение и т. д.) приобрел в физическом воспитании специфические формы и получил свою конкретизацию. Непосредственно в процесс физического воспитания включаются преимущественно те из них, ко­торые характеризуются лаконичностью речевых форм (наряду со смысловой емкостью), чему способствуют специальная терминология и тесная связь слова с движением. Это отвечает логике построения занятий, согласуется, в частности, с необходимостью обеспечить достаточно высокую моторную плотность их.

К числу специализированных форм и приемов речевого воздей­ствия, широко применяемых при организации урочных занятий фи­зическими упражнениями, относятся: инструктирование (точное, ем­кое объяснение при постановке заданий), указания и команды (отличаясь особой лаконичностью и повелительным наклонением, они служат способами оперативного управления действиями зани­мающихся), сопроводительные пояснения и замечания (лаконичные направляющие комментарии; одобряющие или не одобряющие вы­сказывания по ходу выполнения заданий — непосредственно во время упражнений либо в интервалах между ними), оценочные суждения (оценка выполнения заданий с пояснением ошибок, если они допущены, причин удач или неудач)*.

Особую группу составляют методы и приемы, основанные на использовании внешней и внутренней речи самих воспитываемых: устные сообщения-отчеты, взаиморазъяснения, самопроговарива-ние, самоприказы, самооценки и т. п.

Устные сообщения-отчеты предполагают четкое формулирование выполняющим упражнение своих представлений и ощущений, связанных с решением двигатель­ных задач, краткое информирование об этом преподавателя (по его запросу либо по собственной инициативе) с анализом смысла задач, способов и усло-

* Понятно, что этим перечислением не исчерпывается вся совокупность методов речевого воздействия, применяемых в физическом воспитании. В общем виде они рассматриваются в курсе педагогики.

вий их выполнения. Для преподавателя такие сообщения являются одной из основ­ных форм реализации обратной связи (получения сведений об эффективности применяемых средств и методов обучения, воспитания). Вместе с тем таким путем обеспечивается повышение познавательной активности занимающихся, стимулирова­ние у них процессов самостоятельного анализа, осмысления, обучения. Аналогич­ное значение имеет и большинство других методов этой группы. Одни из них осно­ваны на внешнеречевом общении, и у них больше выражены функции взаимообуче­ния (разъяснение друг другу сути решаемых задач, способов решения, допускае­мых ошибок и т. д., когда упражняющиеся поочередно выступают как бы в роли преподавателя), другие же реализуются во внутреннеречевых формах, связанных с процессами самоанализа, самообучения и саморегуляции. Так, с помощью самопроговаривания (описание в словах, произносимых про себя, последователь­ности движений, основных операций, от которых зависит успех выполнения упраж­нения, и т.д.) могут мысленно моделироваться предстоящие действия, анализиро­ваться и оцениваться предпринятые попытки их выполнения, а с помощью слов-приказов (например, «сильнее», «быстрее», «резко», «плавнее», «держать», «не сги­бать»), подаваемых самому себе в процессе решения двигательных задач, — обес­печиваться самомобилизация и самоуправление. Если в методах, основанных на использовании внутренней речи, гарантирована органическая связь слова, мышеч-но-двигательных представлений и разнообразных проприорецептивных ощущений, то такие методы приобретают характер идеомоторного упражнения.

2.2. Методы идеомоторного и психорегулирующего упражнения

Основу этой своеобразной группы методов составляет специ­ально направленное использование внутренней речи, образного мышления, мышечно-двигательных и других чувственных представ­лений, сформированных в тесной взаимосвязи, для самовоздействия на физическое и психическое состояние, регулирование его и обеспе­чение готовности к действию. Отдельные методы и приемы такого рода довольно давно вошли в практику физического воспитания. Это, в частности, идеомоторное упражнение (многократное мыслен­ное воспроизведение двигательного действия с особой концентра­цией внимания на его решающих фазах или неудающихся опера­циях) , эмоциональная самонастройка на предстоящее действие (с помощью живых волнующих образов, привлекаемых из жизнен­ного опыта, литературы, кино и т. д., с тем чтобы создать необхо­димый эмоциональный фон для полной мобилизации) и тому подоб­ные приемы самопобуждения и саморегуляции. Использованию воз­можностей мобилизации психических начал для направленной регу­ляции состояний организма и выявления его функциональных потенций издавна уделялось особое внимание в ряде специально ориентированных на это комплексов упражнений гимнастического типа, в частности в имеющих древние корни индийской «хатха-йоге» и китайской гимнастике «ушу».

В последние десятилетия наблюдается форсированный перенос в физическое воспитание, и особенно в спорт, методов так называе­мой аутогенной тренировки (система регулярно применяемых прие­мов самовнушения), специальных релаксационных и других мето­дов, заимствуемых из психогигиены, психологии и медицины.

Активизировалась и разработка аналогичных методов применительно к задачам специальной психической подготовки спортсмена. Ряд из них объединен в «психоре-

гулирующей тренировке» (ПРТ), включившей методы релаксации, мобилизации и коррекционного моделирования двигательных действий*. Непосредственно в про­цессе физического воспитания эти методы могут находить лишь частичное примене­ние (в виде элементов, отдельных приемов), и лишь постольку, поскольку они согласуются с основным содержанием и логикой построения занятий физиче­скими упражнениями.

2.3. Средства и методы обеспечения наглядности

Наглядность в широком смысле этого слова обеспечивается в физическом воспитании всей совокупностью воздействий на органы чувств, приводящей к формированию живого образа движений. Но при таком расширительном толковании может исчезнуть грань, отделяющая действительно наглядное (вполне очевидное, образное, чувственно доходчивое) от «не наглядного», хотя и чувственно вос­принимаемого. В приводимом здесь кратком перечне средств и ме­тодов обеспечения наглядности указаны преимущественно те, кото­рые способствуют формированию в первую очередь ясных зритель­ных восприятий, образов, представлений.

Традиционным и особенно часто используемым методом обеспе­чения наглядности в физическом воспитании является показ дви­гательных действий, представляющих собой предмет изучения и со­вершенствования. Обычно их демонстрирует преподаватель или по­мощник в нескольких вариантах (в целом или по элементам, за­медленно или в обычном темпе, с акцентированием отдельных черт движений или ритмической целостности действия и т.д.). Часто наглядность обеспечивается опосредствованно — путем демон­страции наглядных аналогов (моделей, копий, подобий), отобража­ющих те или иные стороны действия (его структуру, биомеханиче­ские характеристики и т.д.), а также условия его выполнения. Такая опосредствованная наглядность помогает сформировать предварительные представления о двигательных действиях, прави­лах и условиях их выполнения, уточнить и углубить представ­ления, полученные во время непосредственных восприятий. Для это­го используются разнообразные средства и методы. Вот только часть из них:

демонстрация графических и аналогичных наглядных пособий (рисунков, схем, фотографий, контуро-грамм и т. п.), на которых элементы техники и общий способ вы­полнения действий иллюстрируются в статичном отображении. Статичность — существенный недостаток таких пособий, но они имеют и свои достоинства;

предметно-модельная и макетная демонст­рация (например, демонстрация элементов техники физических упражнений с помощью муляжей-моделей человеческого тела или металлических моделей системы «тело гимнаста — снаряд»; демон-

* Более подробно об этом см. в курсе психологии спорта, а также: Г. Д. Горбу­нов. Психопедагогика спорта. М., ФиС, 1986.

страция тактических комбинаций и ситуаций, возникающих при выполнении физических упражнений, на макете игровой площадки, слаломной трассы и т.д.);

кино-и видеомагнитофонная демонстрация (просмотр кинокольцовок, специальных учебных кинофильмов, ви­деомагнитофонных записей выполненных упражнений и т. п.). Одно из важных достоинств этого вида демонстрации состоит в возмож­ности воссоздавать движения в динамике, в том числе в замедлен­ном темпе («лупа времени»), и вместе с тем выделять для анализа отдельные фазы (стоп-кадры).

Немаловажную роль в обеспечении наглядности непосредствен­но во время выполнения упражнений играет введение в обстановку действия наглядных ориентиров, в частности предметных и симво­лических (например, мячей на подвесках, флажков, мишеней, щи­тов с разметкой, разграничительных линий, которые указывают на­правление, амплитуду и форму траектории движений, точки при­ложения усилий), а также применение сигнальных и предметных лидеров, задающих темп и другие параметры движений (например, светолидеров в виде последовательно зажигающихся электроламп, расположенных вдоль беговой дорожки или по дну плавательного бассейна, механических лидеров в виде самодвижущихся уст­ройств) . Наглядность в широком смысле обеспечивается и рядом аппаратурных средств и методов (см. следующий раздел), помо­гающих отчетливо «прочувствовать» выполняемые движения, нап­равленно активизировать различные ощущения и восприятия (кинестетические, слуховые, тактильные, зрительно-двигательные и вообще сенсомоторные).

2.4. Аппаратурно-методическое обеспечение

Совершенствование методики физического воспитания в наше время идет под все более мощным воздействием научно-техниче­ского прогресса. Одна из основных тенденций при этом — внедрение современных технических средств и методов их применения, направ­ленных на оптимизацию процессов формирования и совершен­ствования двигательных навыков, а также управление эффектом упражнений (обзор — см. лит. 2). Эта тенденция проявляется прежде всего в создании разнообразных обучающих и трениру­ющих устройств, в которых находят свое воплощение идеи приклад­ной кибернетики. С привлечением новых технических средств совер­шенствуются и традиционные методы физического воспитания.

Значительная часть технических средств типа тренажеров при­меняется с целью обеспечить строго направленное «прочувствова­ние» движений в специально созданных условиях и способствовать тем самым формированию рациональных двигательных действий. Как известно, чрезвычайно важную роль в управлении движени­ями играют проприорецепторы самого двигательного аппарата. Мышечные ощущения, поначалу не очень определенные («темное мышечное чувство», по выражению И. М. Сеченова), уточняются

в процессе освоения двигательных действий и занимают в конеч­ном счете ведущее место в общем комплексе ощущений, состав­ляющих сенсомоторную основу двигательных навыков. Тренажеры, извне направляя движения по заданным параметрам, облегчают тем самым формирование нужных мышечно-двигательных ощуще­ний (например, гимнастические тренажеры с механическими устрой­ствами, задающими направление и импульс вращения; тредбаны для бегунов и лыжников, снабженные устройствами, регулирующи­ми продолжительность, темп и ритм движений). Особенно сущест­венное значение для строго управляемого формирования целесо­образных двигательных навыков приобретают тренажеры, оснащен­ные быстродействующей регистрационной, программирующей и ин­формационной аппаратурой (тензометрическими регистраторами, электронными датчиками, светосигнальными и цифропечатающими устройствами и т.д.).

Совершенствование методов обучения двигательным действиям и оперативного контроля за правильностью их выполнения связано в значительной мере с разработкой педагогически оправданных способов использования быстродействующих автоматизированных устройств, которые позволяют реализовать принцип сроч­ной информации в управлении движениями*. Этот принцип предусматривает экстренное сообщение выполняю­щему действие объективно зарегистрированной информации о па­раметрах его движений для коррекции (если возникают отклоне­ния) и точного соблюдения заданных параметров. В ряде совре­менных аппаратурных устройств и методик, реализующих данный принцип, обеспечивается автоматизированная мгновенная регистра­ция и передача информации, а также сличение наблюдаемых и за­данных параметров движений с выдачей информации о допуска­емых рассогласованиях.

Вот несколько примеров. В спортивной ходьбе используется миниатюрное контрольно-информационное устройство (тензометрические стельки, электронные пе­редающие и сигнальные элементы), закрепляемое на спортсмене, которое при нарушении двухопорной фазы мгновенно начинает подавать световые или звуковые сигналы. Для оптимизации процеса формирования и совершенствования техники гимнастических упражнений создана целая группа автоматизированных контрольно-измерительных и коррекционных устройств, обеспечивающих срочную информацию о параметрах движений на снарядах (тензометрические и фотометрические приспособления, устанавливаемые на перекладине, брусьях и других гимнастичес­ких снарядах или рядом с ними и соединенные с сигнальными приборами). В не­которых устройствах, применяемых в тренировке легкоатлетов, срочная информа­ция о величине и динамике проявляемых усилий (например, при толкании ядра, стартовом разгоне в спринте) подается в форме звукового сопровождения движе­ний: модулированный звук, который генерируется специальной аппаратурой, соеди­ненной с электронно-тензометрическим приспособлением, создает как бы звуковую картину прилагаемых усилий, помогающую контролировать и корректировать их. Во всех этих примерах одним из существенных моментов является то, что в сенсор­ный контроль за движениями благодаря информационным устройствам активно включаются и те органы чувств (слуховой, зрительный анализаторы), контролирую-

* Идеи, положенные в основу этого принципа и его практического приложе­ния, впервые выдвинуты проф. В. С. Фарфелем (см. подробнее: В. С. Фарфель. Управление движениями в спорте. М., ФиС, 1975).

шие функции которых в естественных условиях выполнения указанных упражне­ний так или иначе ограничены или не могут обеспечить достаточно точную инфор­мацию.

В настоящее время реализуется также идея использования уст­ройств, рассчитанных на автоматизированное оперативное програм­мирование некоторых параметров двигательной деятельности в со­четании с экспресс-контролем за выполнением заданной программы. Одним из первых шагов в этом направлении явилось применение портативных автокардиолидеров, которые программируют режим упражнений циклического характера по ЧСС, сличают заданную ЧСС с фактической, регистрируемой автоматически у спортсмена, и информируют его звуковыми сигналами в случае отклонения от программы*. Разработан и ряд других аппаратурных методик и це­лых кибернетических комплексов, воплощающих идеи автоматизи­рованного программирования и контроля двигательной деятель­ности непосредственно по ходу ее осуществления. Правда, пока они не получили достаточно широкого распространения из-за отсутст­вия налаженного производства необходимой аппаратуры.

По мере дальнейшего внедрения в физическое воспитание научно-технических достижений методики обучения движениям и воспитания физических способностей, несомненно, будет совершен­ствоваться при широком использовании кибернетических подходов, технических средств, автоматизированных комплексов. Это не бу­дет, конечно, означать умаления ведущей роли педагога, а, наобо­рот, высвободит его силы для решения действительно творческих задач обучения и воспитания.

2.5. Роль естественносредовых и гигиенических факторов в физическом воспитании

Большое значение в физическом воспитании издавна придается использованию благотворного воздействия на физическое развитие, здоровье и работоспособность человека естественных факторов внешней среды, особенно таких, как солнечная радиация, воздуш­ная и водная среда. Их общее значение в качестве неотъемлемых условий жизни хорошо известно. Есть два пути включения этих факторов в процесс физического воспитания: 1) организация заня­тий физическими упражнениями непосредственно в условиях при­родной среды (на открытом воздухе, на местности, в естественных водоемах и т.д.), благодаря чему воздействие ее факторов самым тесным образом сочетается с воздействием физических упражнений, так или иначе изменяя их эффект (например, усиливает его в слу­чае интенсивной солнечной радиации и повышенной температуры воздуха); 2) организация специальных процедур закаливающего и оздоровительно-восстановительного характера (солнечно-воздуш­ных ванн, водных процедур и т.д.). Для повышения оздоровитель-

* Подробнее см., напр., В. М. Зациорский. Кибернетика, математика, спорт. М., ФиС, 1969.

ного эффекта физического воспитания особенно ценен первый путь. Естественносредовые факторы только тог­да приобретают значение средств физи.ческо-го воспитания, когда их воздействие упорядо­чено, дозировано по продолжительности, силе и направленности, иначе они остаются лишь условиями среды, влияние которых на физическое состояние, здоровье и работоспособность может быть, вообще говоря, как положительным, так и отрицательным*.

Одним из основных результатов целесообразного использования естественных факторов внешней среды в процессе физического воспитания является повышение резистентности (сопротивляемости, устойчивости) организма по отношению к не­благоприятному воздействию этих факторов в случае их резкого колебания. Но что­бы обеспечить это, должно быть гарантировано постепенное усиление воздей­ствующих факторов, не нарушающее меру приспособительных возможностей орга­низма. Систематическая адаптация к непривычным условиям природной среды (например, в горах) в сочетании с регулярными физическими упражнениями мо­жет привести к неординарному общему подъему уровня работоспособности (не случайно, например, тренировка в среднегорье вошла составной частью в сов­ременную систему подготовки спортсменов высокого класса). Очень важно, что ой имеет как бы генерализованный характер — проявляется не только в тех условиях, какие его вызвали, но и в иных, в том числе в разнообразных условиях трудовой и военной деятельности. Понятно, какое это имеет значение в прикладном отно­шении.

Есть и еще один аспект, который важно иметь в виду при оценке роли естественносредовых факторов в физическом воспитании. Про­ведение занятий в условиях естественной среды с ее благотворным влиянием на эмоциональный мир человека в немалой степени обусловливает привлекательность занятий, пробуждает позитивные эмоции, способствует формированию здоровых эстетических вос­приятий.

Среди гигиенических факторов, прямо либо косвенно содейст­вующих реализации задач физического воспитания, одни, как из­вестно, имеют отношение к общей оптимизации условий жизни с оздоровительных позиций (соблюдение норм и требований, предъ­являемых гигиеной к общему режиму жизни, режиму труда и отды­ха, питанию, бытовой обстановке, уходу за телом и т. д.), другие непосредственно связаны с обеспечением оптимальных условий для занятий физическими упражнениями (соблюдение специальных норм и требований, предъявляемых гигиеной к режиму занятий и условиям восстановления, к состоянию мест занятий, оборудо­вания, инвентаря, к костюму для занятий и т. д.). Ясно, что в со­вокупности эти факторы значительно влияют на реальный эффект физического воспитания. Они ориентированы прежде всего на ох­рану здоровья. Вместе с тем некоторые гигиенические средства, широко используемые в процессе физического воспитания, являют­ся, по сути, средствами повышения работоспособности и оптимиза­ции восстановительных процессов (специализированное питание, витаминизация, искусственная аэроионизация, ультрафиолетовое

* Проблематика и правила гигиенически оправданного использования этих факторов специально рассматриваются в соответствующих разделах курса гигиены.

облучение, сауна, массаж и т. д.). Хотя гигиенические факторы не относятся, строго говоря, к специфическим средствам физическо­го воспитания, их содействующее значение трудно переоценить. В физическом воспитании, как указывалось, предусматривается ов­ладение необходимым минимумом гигиенических знаний и формиро­вание навыков практического использования их.

Литература

1. Л е с г а ф т П. Ф. Собр. пед. соч. М., ФиС, 1951 — т. 1, 1952 — т. 2.

2. А л а б и н В. Г., С крип ко А. Д. Тренажеры и тренировочные устрой­ства в физической культуре и спорте. Минск, Вышейшая школа, 1979.

3. Шолих М. «Круговая тренировка» (теоретические, методические и орга­низационные основы одной из современных форм использования физических упраж­нений в школе и спортивной тренировке). Пер. с нем. под общ. ред. Л. П. Матвеева. №., ФиС, 1966.

Наши рекомендации