Влияние стретчинга на развитие гибкости гимнастов младшего школьного возраста
Влияние стретчинга на развитие гибкости гимнастов младшего школьного возраста
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050141 “ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА”
Самара. 2017г.
Содержание
Введение | |
Глава 1. Проблема развития гибкости гимнастов младшего школьного возраста | |
1.1 Развитие гибкости гимнастов младшего школьного возраста | |
1.2 Характеристика средств и методов развития гибкости гимнастов младшего школьного возраста | |
1.3 Стретчинг как эффективное средство развития гибкости гимнастов младшего школьного возраста | |
Глава 2. Практическое изучение процесса развития гибкости гимнастов младшего школьного возраста | |
2.1 Методика определения уровня развития гибкости гимнастов младшего школьного возраста | |
2.2 Методика использования стретчинга для развития гибкости гимнастов младшего школьного возраста | |
Выводы | |
Список литературы | |
Приложение |
Введение
Актуальность темы исследования. Младший школьный возраст является весьма важным периодом в развитии человека.
Младший школьный возраст можно назвать благоприятным для формирования практически всего спектра двигательных способностей, реализуемых в физической активности человека. В этот период закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются ранее не известные упражнения, приобретаются новые двигательные навыки. Почти все показатели двигательных способностей ребенка демонстрируют высокие темпы прироста, но наиболее интенсивное увеличение наблюдается в показателях гибкости. Гибкость считается одним из основных качеств, характеризующих здоровье и функциональную молодость человека. Гибкость - это физическое качество, без которого невозможно достичь высоких спортивных результатов в любом виде спорта, а тем более в художественной гимнастике. Техника гимнастических упражнений требует большой амплитуды движений, ловкости то есть гибкости позвоночного столба, плечевого пояса, тазобедренных суставов, лучезапястных и т.д. Художественная гимнастика – сложно координационный вид спорта. Специфика её проявляется в выполнении большого количества сложно технических движений свободного характера, которые объединяются в композицию.
Для развития вида сегодня характерны тенденции омоложения спортсменок, усложнения упражнений, расширения хореографии участниц международных соревнований, обострения конкурентной борьбы, а так же статус олимпийской дисциплины. Правила соревнований с учётом современных тенденций развития художественной гимнастики, предъявляют повышение требования к технической сложности композиций, совершенной хореографии и абсолютной музыкальности её построения. Чтобы успешно решить задачи, необходима прочая основа двигательного потенциала, а также эстетическое чутьё, основанное на музыкальности и хореографичности уже в детском возрасте.
Процесс развития специальных двигательных качеств в художественной гимнастике представляет собой многолетнюю деятельность и является составной частью каждого тренировочного занятия.
Упражнения художественной гимнастики включают в себя упражнения в прыжках, равновесии, поворотах, с расслабления, а также у опоры и способствуют укреплению мышц туловища, рук и ног, они развивают не только силу и подвижность в суставах, но и воспитывают тонкое мышечное ощущение, координацию движений, формируют правильную осанку, способствуют сохранению равновесия в сложных условиях. Характерной особенностью проведения упражнений художественной гимнастики является использование элементов и соединений танцевального характера, различных видов бега и прыжков. Выполняя эти упражнения, занимающиеся учатся свободно владеть своим телом, легко передвигаться.
Упражнения художественной гимнастики легко дозируются как по трудности, так и по физической нагрузке. Физическую нагрузку можно регулировать изменяя: количество упражнений в комплексе; число повторений каждого упражнения; темп движений; продолжительность отдыха между упражнениями; вес и величину предметов и т.д.
Обучение упражнениями художественной гимнастики осуществляется в соответствии с принципами педагогики, сознательности и активности, систематичности и последовательности, наглядности, доступности, прочности. Чтобы предварительное представление о предлагаемом упражнении, тренер обязан его правильно назвать и показать, если возможно в более медленном темпе останавливая внимание на деталях техники. Если упражнение сложное, то до его показа следует выполнять подводящие упражнения. Тем более естественным кажется повышенное внимание к гибкости как средству развития других двигательных качеств, как к средству расслабления (уменьшения мышечного напряжения), как к средству здоровья, хорошего настроения и бодрости.
Техника современных элементов предъявляет к гибкости повышенные требования, поэтому грубые ошибки в методике развития гибкости могут повлечь за собой серьезные травмы и непоправимые последствия. Теоретические знания о строении и подвижности суставов, растяжке мышц и методах развития гибкости приобретают все большее значение. В этом я вижу актуальность темы работы.
Объект исследования: процесс развития гибкости гимнастов младшего школьного возраста.
Предмет исследования: стретчинг как средство развития гибкости гимнастов младшего школьного возраста.
Цель исследования: изучить процесс развития гибкости гимнастов младшего школьного возраста при помощи стретчинга.
Задачи исследования:
1. Подобрать и изучить литературные источники по выбранной теме.
2. Изучить способы и подобрать контрольные упражнения для определения уровня развития гибкости гимнастов младшего школьного возраста.
3. Подготовить комплекс стретчинга для развития гибкости гимнастов младшего школьного возраста.
4. Сделать выводы.
Методы исследования:
1. Анализ литературных источников.
2. Изучение документов и материалов.
3. Метод логического заключения.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы и приложения.
Выводы
Была подобрана и изучена специальная литература. Из изученной литературы были сделаны выводы, что гибкость - это суммарная подвижность в суставах всего тела, а применительно к отдельным суставам точнее говорить о подвижности, а не о гибкости, например, «подвижность в плечевых суставах», «подвижность в тазобедренных и голеностопных суставах». Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений, так как ограничивает перемещение отдельных звеньев тела.
У детей 7-10 лет тоническое сопротивление мышц к растягиванию наименьшее, оно значительно увеличиваются после 10 лет. Следовательно, в данном возрасте необходимо развивать гибкость, особенно активную. Однако дети младшего школьного возраста чувствительны к направленному воздействию на развитие их двигательных функций, на совершенствование морфологических структур двигательного аппарата. Благодаря развитию мышц и связок происходит формирование шейной и грудной кривизны позвоночника, что является характерным для правильной осанки. Вместе с тем относительно слабое развитие мышц, обеспечивающих длительное поддержание статических напряжений при удержании различных поз тела, а также значительная пластичность связок могут быть причиной деформации опорно-двигательного аппарата, возникновения сколиоза и плоскостопия. Вследствие большой эластичности они не способны к большим напряжениям и податливы к растягиванию. Вот почему большое значение в формировании личности младшего школьника придается физическому воспитанию.
Актуальным становится поиск новых, экономных и эффективных, систем управления физическим развитием младшего школьника, позволяющих в пределах ограниченных территорий и малых затрат времени добиваться наибольших результатов.
Были изучены способы и подобраны контрольные упражнения для определения уровня развития гибкости гимнастов младшего школьного возраста.
Прежде всего, развиваются методики, предполагающие развитие гибкости. К одной из тщательно разработанных фитнес-систем, получивших широкое распространение в европейских клубах и российских спортивных секциях, оздоровительных площадках и специальных занятиях относится стретчинг, в связи с этим были подготовлены комплексы стретчинга для развития гибкости гимнастов младшего школьного возраста.
Стретчинг позволят быстрее и эффективнее развивать гибкость детей младшего школьного возраста, что будет способствовать их оздоровлению и успешному физическому развитию. Основным направлением работы по укреплению физического здоровья младших школьников должно стать формирование гибкости. Основным средством её формирования может стать стретчинг при правильном его применении. Занятия стретчингом должны носить систематический характер и быть строго рассчитаны на возрастные особенности младших школьников.
Список литературы
1. Альтер, М. Дж. Наука о гибкости / М. Дж. Альтер – Киев: Олимпийская литература, 2008. – 40 с.
2. Ашмарин, Б. А. Педагогика физической культуры / Б.А. Ашмарин, Л.К. Завьялов, Ю.Ф. Курамшин. – СПб.: Изд-во ЛГОУ, 2009. – 131 с.
3. Баско, С. Стретчинг для всех / С. Баско, К. Освальд. – М.: Эксмо-пресс, 2009. – 148 с.
4. Белова Н.А. Стретчинг как средство развития гибкости младших школьников [Текст] / Н. А. Белова, А. Г. Штреккер // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 19 февр. 2016 г.) — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (6). — С. 351–352.
5. Годик, М.А. Стретчинг / М.А. Годик, А.М. Барамидзе, Т.Г. Киселева – М.: Советский спорт, 2008. – 96с.
6. Зуев, Е.И. Волшебная сила растяжки / Е.И. Зуев – М.: Советский спорт, 2008. – С. 15 – 17
7. Карпенко Л.А., Виннер И.А. Методика оценки и развития физических способностей у занимающихся художественной гимнастикой. – М.: 2010. – 98 с.
8. Кенеман, А.В. Теория и методика ФК детского дошкольного возраста: учебник /А.В. Кенеман., Д.В. Хухлаев. - М.: Просвещение, 2007. - 322с.
9. Колодницкий Г.А. Внеурочная деятельность учащихся. Гимнастика – М.: Просвещение, 2011. – 93 с.
10. Колодницкий, Г.А. Ритмические упражнения, хореография и игры / Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов – М.: Дрофа, 2009. – 11с.
11. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник /Ю.Ф. Курамшин.- М.: Советский спорт, 2010. - 464 с.
12. Мартовский А.Н. Гимнастика в школе - М.: Физкультура и спорт, 2004. - 68 с.
13. Матов, В.В. Ритмическая гимнастика для школьников / В.В. Матов, О.А. Иванов, И. Н. Шарабанова. Серия «Знание». - М., Физкультура и спорт.-2009.-№4.- 181 с.
14. Матов, В.В. Ритмическая гимнастика / В.В. Матов, Л.А. Ланцберг, О.А. Иванова. Теория и практика физической культуры. - М., 2009.-№1-с. 2930.
15. Менхин, Ю.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика / Ю.В. Менхин, А.В. Менхин – Ростов на Дону: Феникс, 2012. – 384с.
16. Менхин, Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике / Ю.В. Менхин. – М.: Физкультура и спорт, 2009. – 170 с.
17. Миллер Э.Б. и Блэкмен К. Упражнения на растяжку. - М. 2010. - 200 с.
18. Мякинченко, Е.Б. Аэробика и методика проведения занятий: учеб. для студ. высш. уч. Завед. / Е.Б. Мякинченко, М.П. Шестакова. - М. СпортАкадемПресс., 2010. - 304 с.
19. Назаров, В.Г. Биохимическая стимуляция / В.Г. Назаров – Минск: 2006. – 111с.
20. Назарова, А.Г. Игровой стретчинг. / А.Г. Назарова – СПб.: ОФТ, 2010.- 200 с.
21. Петров, П.К. Методика преподавания гимнастики в школе /П.К. Петров – М.: Гуманит, 2009. – 29с.
22. Попов, С.В. Валеология в школе и дома /С.В. Попов – СПб, 2007. – 200с.
23. Сайкина, Е.Г. Ритмическая гимнастика: уч.-метод. пособ. /Е.Г. Сайкина, Н.В. Казакевич, Ж.Е. Фирилева – СПб.: Познание, 2001. – 101 с.
24. Сайкина, Е.Г. Фитнес в школе: уч.-метод. пособ. / Е.Г. Сайкина – СПб.: Утро, 2009. – 160 с.
25. Самусев Р.П. Атлас анатомии человека. – М.: Оникс 21 век. Мир и образование, 2003. – 544 с.
26. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека – М., 2008. – 620 с.
27. Чикуров В.И. Гибкость. Физическая культура и спорт. - 2008. - №6. – С.9
28. Туманян, Г.С. Методы развития гибкости у спортсменов-борцов / Г.С. Туманян, С.К. Харацидисис // Теория и практика физической культуры, 2008.- № 2.- С. 6 – 8.
29. Фирилева, Ж.Е. Методическая разработка и материалы к проведению занятий по ритмической гимнастике в школе /Ж.Е. Фирилева. - СПб., 2008. – 136с.
Приложение
Комплекс упражнений для развития активной гибкости № 1
1) И.п. – лёжа на спине, руки вверх.
1 – сед махом правой, руки вверх
2 – и.п.
3 – сед махом левой, руки вверх
4 – и.п.
(повторить 8 раз).
2) То же с махом двумя.
3) И.п. – лёжа на животе, руки впереди в замок.
2 – и.п.
3 – наклон назад (коснуться руками пол между ног)
4 – и.п.
(повторить 8 раз)
4) И.п. – стоя левым боком к опоре, правая в сторону.
1 – мах правой вперёд
2 – и.п.
3 – то же в сторону
4 – и.п.
5 – то же назад
6 – и.п.
7 – то же в сторону
8 – и.п.
(повторить 4 раза, можно на полупальцах или с утяжелением 2 – 3% от веса тела).
5) И.п. – стойка ноги врозь, руки вверх.
1 – 2 – «мост»
3 – 4 – и.п.
(выполнять 8 раз, руки ближе к пяткам).
6) Упражнения 4 (с удержанием ног в верхней точке маха).
7) Выкрут с палкой (верёвкой).
(выполнять 30 раз)
Комплекс упражнений на развитие гибкости №2.
1).И.п. - о.с. Наклон вперед, касаясь пальцами (ладонями, локтями) пола;
По - 10-12 повторений в 3-х сериях (подходах).
2).И.п. - сидя на полу. Наклон вперед, касаясь лбом пальцев ног;
По - 10-12 повторений, в 3-5-и сериях.
3).И.п. - сидя на полу. Наклон вперед, поворачиваясь с выносом правой к левой ноге;
Следующий цикл к правой. При этом коснуться ладонью стопы.
По - 8-10 повторений в разные стороны в 5-и сериях.
4).И.п. - стоя, ноги пошире.
Наклон к левой и правой попеременно с элементами скручивания;
По - 10-12 повторений, в 3-5-и сериях.
5).И.п. - о.с. Шаг вперед левой, с выносом прямых рук кверху над головой.
Прогнуться. Тоже с шагом вперед правой.
По - 8-10 повторений, в 3-5-и сериях.
Все упражнения можно выполнять с помощью партнера после 4-х недель систематических занятий.
Комплекс упражнений на развитие гибкости №3.
1)И.п. - Ноги на ширине плеч, руки на пояс.
Круговые движение головой вправо. Круговые движения головой влево.
2)И. п. - Ноги на ширине плеч, руки перед собой.
Круговые движения руками вперед. Круговые движения руками назад.
3)И.п. - Ноги на ширине плеч, руки перед собой.
Отведение рук в стороны.
4)И. п. - Ноги на ширине плеч, руки на пояс.
Наклоны туловища вперед. Наклоны туловища назад.
5)И.п. - о.с. Руки на пояс. Поднять правое бедро.
Вращательное движение голени вправо. Вращательное движение голени влево.
6)И.п. - о.с. Руки на пояс. Поднять левое бедро.
Вращательное движение голени влево. Вращательное движение голени вправо.
Комплекс упражнений на развитие гибкости №4.
Рекомендуется проделать комплекс из 8-10 упражнений на растягивание.
Упражнения на растягивание необходимо выполнять сериями в определенной последовательности; упражнения для суставов верхней конечности, туловища и нижней конечности, а между сериями необходимо выполнять упражнения на расслабление. Комплекс упражнений может состоять из 8-10 упражнений пассивного или активного характера.
1)И.п. - о.с Рывки руками, правая рука наверху, левая в низу, 10 раз. Правая рука внизу, левая наверху, 10 раз.
2)И.п. - о.с. Руки перед собой. Наклоны туловища вперед, стараясь задеть пол, 10 раз. Наклоны туловища назад 10 раз.
3)И.п. - Сидя на матрасе руки, перед собой Тянуться к носкам ног, не сгибая колени 10 раз.
4)И.п. - Сидя на матрасе руки перед собой, партнер стоит сзади. Тянуться к носкам ног, не сгибая колени, с помощью партнера.
5)И.п. - Ноги на ширине плеч, руки на полу. Приседание на шпагат.
Для развивающего эффекта комплекс выполнить 2-3 раза.
Комплекс упражнений для развития пассивной гибкости.
1) И.п. – лежа на спине - нога перевесить за голову назад, голени
касаются пола, голова между коленями.
(Поза расслабленная, держать 20-30 сек., отдых 10-15 сек., повторить 6 раз. Возможны покачивания из стороны в сторону в конечном положении).
2) И.п. – стойка на коленях, руки ссади в замок - наклониться назад, руки
скользят по полу как можно дальше; удержать 31-30 сек. Расслабленную
позу, отдых 10-15 сек., повторить 6 раз.
3) И.П. – лежа на спине, нога согнуты колени врозь. Партнер давит на
колени вниз к полу (20 - 30 сек.), поза расслабленная, отдых 5-10 сек.,
повторить 6 раз. (Возможно, чередовать с сопротивлением).
4) И.П. – лежа на спине, руки вверх. Потянуться, стараясь растянуть руки,
пока в них не появится чувство напряжения. Удерживать достигнутое
положение 10-15 сек. Отдых 10 секунд. Повторить 4 раза.
5) И.п. – лежа на животе, руки сзади в замок. Партнер старается перевести
руки лежащего через голову вперед. Удерживать 20 сек., перерыв 10 сек.,
повторить 6 раз.
6) И.п. – сед, ноги вместе. «Складочка» - партнер помогает прижаться
лежащему к ногам грудью. Держать 30 сек., отдых 10 сек., повторить 6 раз.
7) «Мост» - держать 30 сек., отдых 10 сек., повторить 6 раз.
8) Шпагат со всех ног с пола (скамейки, стула) держать 30 сек., отдых 10
сек., повторить 4 раза.
Влияние стретчинга на развитие гибкости гимнастов младшего школьного возраста
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050141 “ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА”
Самара. 2017г.
Содержание
Введение | |
Глава 1. Проблема развития гибкости гимнастов младшего школьного возраста | |
1.1 Развитие гибкости гимнастов младшего школьного возраста | |
1.2 Характеристика средств и методов развития гибкости гимнастов младшего школьного возраста | |
1.3 Стретчинг как эффективное средство развития гибкости гимнастов младшего школьного возраста | |
Глава 2. Практическое изучение процесса развития гибкости гимнастов младшего школьного возраста | |
2.1 Методика определения уровня развития гибкости гимнастов младшего школьного возраста | |
2.2 Методика использования стретчинга для развития гибкости гимнастов младшего школьного возраста | |
Выводы | |
Список литературы | |
Приложение |
Введение
Актуальность темы исследования. Младший школьный возраст является весьма важным периодом в развитии человека.
Младший школьный возраст можно назвать благоприятным для формирования практически всего спектра двигательных способностей, реализуемых в физической активности человека. В этот период закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются ранее не известные упражнения, приобретаются новые двигательные навыки. Почти все показатели двигательных способностей ребенка демонстрируют высокие темпы прироста, но наиболее интенсивное увеличение наблюдается в показателях гибкости. Гибкость считается одним из основных качеств, характеризующих здоровье и функциональную молодость человека. Гибкость - это физическое качество, без которого невозможно достичь высоких спортивных результатов в любом виде спорта, а тем более в художественной гимнастике. Техника гимнастических упражнений требует большой амплитуды движений, ловкости то есть гибкости позвоночного столба, плечевого пояса, тазобедренных суставов, лучезапястных и т.д. Художественная гимнастика – сложно координационный вид спорта. Специфика её проявляется в выполнении большого количества сложно технических движений свободного характера, которые объединяются в композицию.
Для развития вида сегодня характерны тенденции омоложения спортсменок, усложнения упражнений, расширения хореографии участниц международных соревнований, обострения конкурентной борьбы, а так же статус олимпийской дисциплины. Правила соревнований с учётом современных тенденций развития художественной гимнастики, предъявляют повышение требования к технической сложности композиций, совершенной хореографии и абсолютной музыкальности её построения. Чтобы успешно решить задачи, необходима прочая основа двигательного потенциала, а также эстетическое чутьё, основанное на музыкальности и хореографичности уже в детском возрасте.
Процесс развития специальных двигательных качеств в художественной гимнастике представляет собой многолетнюю деятельность и является составной частью каждого тренировочного занятия.
Упражнения художественной гимнастики включают в себя упражнения в прыжках, равновесии, поворотах, с расслабления, а также у опоры и способствуют укреплению мышц туловища, рук и ног, они развивают не только силу и подвижность в суставах, но и воспитывают тонкое мышечное ощущение, координацию движений, формируют правильную осанку, способствуют сохранению равновесия в сложных условиях. Характерной особенностью проведения упражнений художественной гимнастики является использование элементов и соединений танцевального характера, различных видов бега и прыжков. Выполняя эти упражнения, занимающиеся учатся свободно владеть своим телом, легко передвигаться.
Упражнения художественной гимнастики легко дозируются как по трудности, так и по физической нагрузке. Физическую нагрузку можно регулировать изменяя: количество упражнений в комплексе; число повторений каждого упражнения; темп движений; продолжительность отдыха между упражнениями; вес и величину предметов и т.д.
Обучение упражнениями художественной гимнастики осуществляется в соответствии с принципами педагогики, сознательности и активности, систематичности и последовательности, наглядности, доступности, прочности. Чтобы предварительное представление о предлагаемом упражнении, тренер обязан его правильно назвать и показать, если возможно в более медленном темпе останавливая внимание на деталях техники. Если упражнение сложное, то до его показа следует выполнять подводящие упражнения. Тем более естественным кажется повышенное внимание к гибкости как средству развития других двигательных качеств, как к средству расслабления (уменьшения мышечного напряжения), как к средству здоровья, хорошего настроения и бодрости.
Техника современных элементов предъявляет к гибкости повышенные требования, поэтому грубые ошибки в методике развития гибкости могут повлечь за собой серьезные травмы и непоправимые последствия. Теоретические знания о строении и подвижности суставов, растяжке мышц и методах развития гибкости приобретают все большее значение. В этом я вижу актуальность темы работы.
Объект исследования: процесс развития гибкости гимнастов младшего школьного возраста.
Предмет исследования: стретчинг как средство развития гибкости гимнастов младшего школьного возраста.
Цель исследования: изучить процесс развития гибкости гимнастов младшего школьного возраста при помощи стретчинга.
Задачи исследования:
1. Подобрать и изучить литературные источники по выбранной теме.
2. Изучить способы и подобрать контрольные упражнения для определения уровня развития гибкости гимнастов младшего школьного возраста.
3. Подготовить комплекс стретчинга для развития гибкости гимнастов младшего школьного возраста.
4. Сделать выводы.
Методы исследования:
1. Анализ литературных источников.
2. Изучение документов и материалов.
3. Метод логического заключения.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы и приложения.