Состояние современной литературы для детей и подростков
Арзамасцева И. Н. Детская литература: [Учеб. для высш. и сред. пед. учеб. заведений]. — М.: Академия, 2000. — 470 с.
Зарубежная детская литература: Учеб. пособие: Для сред. и высш. пед. учеб. заведений / Сост. Н. В. Будур и др. — 2-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2000. — 304 с.
Кудрявцева Л. С. Художники детской книги: Пособие для студентов ср. и высш. учебн. заведений. — М.: Академия, 1998. — 206 c. — (Педагогическое образование).
Русская литература для детей: Учеб. пособие для сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Т.Д. Полозовой. — 3-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2000. — 512 с.
Анатольева М. Писатели — лауреаты Международной премии имени Х. К. Андерсена // Детская литература. — 1998. — № 4. — С. 59–63; 1999. — № 1. — С. 71–75; № 2–3. — С. 80–85; № 4. — C. 106–111; № 5–6. — C. 128–132; 2000. — № 1. — C. 104–111.
Анатольева М. Пробуждать «чувства добрые»: [О книгах исторической и христианской тематики, произведениях русской классической литературы для детей] // Книжный бизнес. — 2000. — № 6. — С. 27.
Андреева Л. В. Жанрово-стилистические особенности современной поэзии для детей // Мировая словесность для детей и о детях. Вып. 3. — М., 1998. — С. 78–80.
Бобина Т. О. Жанровый состав игровой поэзии для детей 1980–1990-х годов // Дети. Книга. Библиотека: Поиски и обретения 90-х годов: Сб. ст. — Челябинск, 1999. — С. 54–63. — Библиогр.
Вестин Б. Детская литература в Швеции / Пер. со швед. Т. Доброницкой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Стокгольм: Журн. «Детская литература»: Швед. ин-т, 1999. — 71 с.: ил.
Демурова Н. «Июльский полдень золотой…»: Статьи об английской детской книге. — М.: УРАО, 2000. — 256 с.
Звонарева Л. Детский мир поэзии на рубеже тысячелетий: [Совещание молодых писателей Москвы в Переделкине] // Детская литература. — 2000. — № I. — С. 91.
Зубков В. Полвека прошлого без будущего?: Проза о Великой Отечественной войне // Литература. Прилож. к газ. Первое сентября. — 2000. — № 23. — С. 2–3.
Корф О. …И чего не люблю (Совсем не по Драгунскому): [О современной детской литературе] // Книжное обозрение. — 2000. — 18 сент. — С. 17.
Корф О. Кого я люблю: [Из молодых современных писателей детской литературы] // Книжное обозрение. — 2000. — 21 авг. — С. 17.
Кто получил медаль Андерсена: В международном совете по детской книге // Библиотека. — 2000. — № 7. — С. 38.
Лебедева А. Э. XIII конгресс Международного общества по изучению детской литературы (МОИДЛ) // Детская литература. — 1997. — № 5–6. — С. 85–87. — Тема XIII конгресса «Прошлое в настоящем. Новый взгляд на историю в детской литературе».
Левина Е. Р. Научно-познавательная литература для маленьких читателей: Лекция / Моск. гос. ун-т культуры. — М., 1998. — 38 с. — Библиогр.
Лучшие детские книги мира: Почетные дипломы IBBY: (IBBY Honour list 1996) / Междунар. совет по детской книге. Совет по детской книге России; Ред.- сост. Л. Маиссен; Вариант на рус. яз. Ю. Просалковой. — М., 1997. — 69 с.
Любимова О. Взгляд на «Малую Нобелевскую премию»: [0 книгах, получивших премию им. Х. К. Андерсена в 1998 г. По материалам журнала Междунар. совета по детской книге IBBY «Bookbird»] // Калейдоскоп. Вып. 2(18) / Роc. гос. дет. б-ка; Сост. Андреева О. В. — М., 1998. — С. 19–30.
Ляхова В. В. Тема религии в современной литературе для детей и подростков // Духовная и светская культура как фактор социального развития региона. — Кемерово, 1996. — С. 267–271.
Махотин С. «…невостребованность при одновременном дефиците»: [0 детской литературе 80-х–90-х годов] // Детская литература. — 1998. — № 2. — С. 52–55.
Мещерякова М. И. Русская детская, подростковая и юношеская проза 2 половины XX века: проблемы поэтики / Науч.- практич. центр «Мегатрон». — М., 1997. — 381 с.
Мошковский А. Не искажать историю детской литературы: [О лучшей прозе 1950–1960-х г.г.] // Детская литература. — 1999. — № 2–3. — С. 22–27.
Мяэотс О. Современная английская детская книга: проблемы и решения // Вестник иностранной литературы: Ежеквартальное критико-библиографическое обозрение. — М., 1994. — № 3. — С. 5–14. — В содерж.: Достижения последних лет; Литературные премии.
Новые имена в детской литературе: Библиографический указатель изданий I99I–I997 г.г. / Рос. гос. дет. б-ка; Сост. Смоляк А. Я. и др. — М., 1998. — 105 с.
Очерки о детских писателях: Справ. для учителей нач. кл. / Сост. И. А. Антипова и др. — М.: Баласс, 1999. — 240 с.
Первова Г. М. Введение в детскую литературу. — М.; Тамбов: Изд-во Тамбов. гос. ун-та, 1999. — 155 с.
Писатели нашего детства: 100 имен: Биографический словарь: В 3 ч. / Рос. гос. дет. б-ка; Сост. Воронова Н. О. и др. — М.: Либерея. — Ч. 1. — 1998. — 432 с.; Ч. 2. — 1999. — 432 с.; Ч. 3. — 2000. — 512 с.
Пупшева М. Как для взрослых, но только лучше: [Круглый стол «Детская книга: вчера, сегодня, завтра»] // Витрина. — 1999. — № 6. — С. 36–37.
Русские детские писатели XX века: Биобиблиогр. словарь / Редкол. И. Н. Арзамасцева и др. — 2-е изд., испр., доп. — М.: Флинта: Наука, 1998. — 508 с.
Собакин Т. Об исследовании слона: [О состоянии отечественной детской литературы] // Детская литература. — 1999. — № 4. — С. 65–68.
Яковлев Лев. Главное — стишок написать: [Заметки о детской литературе 80-х–90-х г.г.] // Детская литература. — 1999. — № 1. — С. 110–112.
1.2.3. Периодические издания для детей и подростков
Бигильдинская О. Союз журналистов за детскую прессу: [Лауреаты конкурса на лучшее журналистское произведение 1995 года в номинации «Детская пресса»] // Учительская газета. — 1996. — 6 февр. — С. 5.
В. В. Круглый стол на тему «Нужны ли городу детские журналы»: [10 февр. 2000 г. Санкт-Петербургская секция IBBY] // Детская литература. — 2000. — № 2–3. — С. 89.
Гиммельман М., Рождественская Т. Юнпресс — пресса для детей: О журналах «Пионер», «Новая игрушечка», «Недоросль»; о «Пионерской правде», «Юношеской газете» // Витрина читающей России. — 1995. — № 16. — С. 28–29.
Звонарева Л. Торопясь в XXI век: Необъективные заметки с Зимней ассамблеи детской прессы в Суздале // Книжное обозрение. — 1996. — № 12. — С. 8.
Курицын В. Н. Журналистика, I993–I997. — СПб.: Лимбах, 1998. — 191 с. ил.
Майсурадзе Ю. Периодика в зеркале статистики // Витрина читающей России. — 1995. — № 10. — С. 30–31.
Николаева С. Детские журналы на рубеже веков // Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература: Учебное пособие. — М.: Академия, 1997. — С. 184–186.
Осипов И. Мама, роди меня обратно: [О журналах «Клепа», «Стригунок», «Куча мала»] // Литературная газета. — 1997. — 2 апр. — С. 13.
Российские журналы: Справка Госкомпечати РФ // Витрина читающей России. — 1998. — № 1. — С. 11. — В содерж.: Статистические данные о детских журналах.
Элитарная культура для нового поколения?: [Круглый стол по проблемам детской и подростковой периодики] / Материалы подгот. С. Лебедев // Первое сентября. — 2000. — 14 марта. — С. 5.
1.2.4. Сетевая литература для детей и подростков
Адамович М. Этот виртуальный мир…: Современная русская проза в Интернете: ее особенности и проблемы // Новый мир. — 2000. — № 4. — С. 193–207.
Иванова Г. А., Чудинова В. П. Библиотечная работа с детьми за рубежом. — М.: МГУКИ, 1999. — В содерж.: Юные пользователи библиотеки и Интернет. — С. 91–100.
Липунов В. «Интернет» не может отменить книгу / Беседовал А. Щербак-Жуков // Книжное обозрение. — 2000. — 31 июля. — С. 17. — В содерж.: [О сетевом детском журнале Ю.Нечипоренко].
Гапотченко Д. Дети в сети: [Дети и Интернет] // Педология / Новый век. — 2000. — № 1. — С. 71.
Крылов Д. Прогулка по садам интернет-словесности.: [Виртуальная библиотека] // Книжное обозрение. — 2000. — 3 июля. — С. 17.
Сердюченко В. Новейший проект российской словесности. Литература в Интернете // Вопросы литературы. — 1999. — № 5. — С. 3–14.
1.3. Дети и образование
Болотова Л. С. Социоинформационные потребности подросткового образования // Проблемы информационной культуры: Сб. статей. — М., 1994. — С. 102–109.
Воронина Т. П. Философские проблемы образования в информационном обществе: Автореф. дис. д-ра филос. наук / МГУ. — М., 1995. — 41 с.
Воронина Т. П. и др. Образование в эпоху новых информационных технологий. — М., 1996. — 206 с.
Зуева Е. Педагогический потенциал школьной библиотеки: [Что ждет школа от школьной библиотеки] // Школьная библиотека. — 2000. — № 4. — С. 14–15.
Информационные технологии и образование: [Реф. Сб]. — М., 1996. — 135 с.
Кудрявцева В. Т., Урзалиева Г. К. Культурно-образовательный статус детства // Социологические исследования. — 2000. — № 4. — С. 59–65.
Кузьмин Е. Культура и образование: Грани сотрудничества / Беседу вела Л. Иртуганова // Школьная библиотека. — 2000. — № 4. — С. 11–13.
Образование в период детства: Материалы Рос. конф. работников системы образования, состоявшейся 25–27 марта 1997 г. в Екатеринбурге. — Екатеринбург: Уникум, 1997. — 139 с.
Осипова И. Библиотека и образование: (К постановке проблемы) // Библиотековедение. — 1999. — № 1. — С. 22–29.
Системы и средства информатики. Вып. 8: Информационные технологии в образовании: от компьютерной грамотности к информационной культуре общества: Спец. вып., посвящ. II междунар. конгр. ЮНЕСКО «Образование и информатика». — М., 1999. — 227 с.
Сметанникова Н. Баланс жизни: [Конференция Международной ассоциации чтения (IRA) «Баланс жизни: Соединение грамотности и обучения». Атланта. 4–9 мая 1997 г.] // Библиотека. — 1998. — № 1. — С. 68–69.
Философско-психологические проблемы развития образования / Рос. акад. образ.; А. С. Арсеньев и др. — М.: ИНТОР, 1994. — 128 с. — (Теория и практика развивающего обучения).
Шаповалов В. А. Социокультурные аспекты информатизации образования / Ставроп. гос. ун-т и др. — Ставрополь, 1996. — 68 с. — Библиогр.
1.3.1. Современные концепции совершенствования читательской деятельности, литературного образования, формирования информационного поведения
Басманов П. А. Диалоги литератур и проблемы поликультурного образования // Два века с Пушкиным: Материалы Всерос. науч.- практич. конф. 17–18 февр. 1999 г. Ч. 2 / Оренбур. гос. пед. ун-т. — Оренбург, 1999. — С. 155–159.
Гендина Н. И. и др. Информационная культура личности: Диагностика, технология формирования: Учебно-методич. пособие. В 2 ч. / Кемеровская гос. акад. культуры и искусств. — Кемерово, 1999. — Ч. 1. — 144 с.; Ч. 2. — 149 с.
Гуреев В. Н. От какого наследия мы отказались?: [О новой концепции преподавания русской литературы XX века] // Литература в школе. — 1998. — № 4. — С. 155–158.
Жижина А. Д. Непрерывность и преемственность литературного образования // Педагогика. — 1997. — № 5. — С. 59–64.
Зиганов М. А. Рационализация чтения как путь повышения эффективности учебной деятельности старшеклассников — читателей библиотек: Автореф. дис. канд. пед. наук / МГУК. — М., 1996. — 16 с.
Зиновьев Н. Б. Информационная культура личности: Введение в курс: Учеб. пособие. — Краснодар, 1996. — 136 с.
Информатика и информационная культура в современной школе: Сб. материалов I и II Всерос. науч.- практ. конф. — Самара: СИПКРО, 1996. — 120 с. — Библиогр.
Кочеулова А. Образовательные программы и информационная культура школьника // Библиография. — 1998. — № 6. — С. 3–7.
Кушнир А. Новая Россия подрастает: Образовательный проект «Новая Россия» // Народное образование. — 1997. — № 5. — С. 20–27. — Из содерж.: Качество чтения — ключевой вопрос обучения.
Нартов К. М. Концепция литературного образования в национальных школах России // Школа и мир культуры этносов. Вып. 2. / Ин-т нац. проблем образования М-ва образования РФ. — М., 1995. — С. 319–345.
Проблемы информационной культуры: Сб. статей. — М., 1994. — 217 с.
Проблемы литературного образования школьников: Материалы 5 зональной науч.- практ. конф. «Филологический класс: Наука — вуз — школа». Екатеринбург, 25–26 марта 1999 г. Ч. I / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 1999. — 140 с.
Проблемы теории и практики современного литературного образования: Материалы семинара молодых преподавателей и аспирантов / Сост. Чертов В. Ф. — М.: МПГУ, 1997. — Вып. 1. — 41 с.; Вып. 2. — 1998. — 33 с.
Троицкий В. Ю. Словесность в школе: Кн. для преподавателей русской филологии. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 430 с. — (Библиотека учителя-словесника). — В прилож.: Концепция литературного образования средней общеобразовательной школы.
Школа 2000…: Концепция и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы. Вып. I. — М.: Баллас, 1997. — С. 24–66. — Из содерж.: Программа по чтению и начальному литературному образованию 1–4 кл. общеобразовательной школы / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Концепция и программа курса литературного образования в средней школе (5–11 кл.) / Р. Н. Бунеев и др.