Состояние здоровья детей и подростков на современном этапе

06.09.12

Лекция 1.

Предмет и содержание гигиены детей и подростков, ее цели, задачи и методы исследования.

Наука об охране и укреплении здоровья подрастающего поколения, о воспитании человека с гармоничным развитием физических и духовных сил, она интегрирует гигиенические знания и опыт санитарно-эпидемиологической службы применительно к растущему организму с учетом его возможностей и потребностей на данном этапе онтогенеза.

ГдиП является основной органической частью санитарно-эпидемиологической службы и самостоятельным разделом гигиенической науки. От других гигиенических дисциплин отличается тем, что осуществляет охрану здоровья в социальном отношении наиболее значимой, а в биологическом – наиболее ранимой части населения, для которых характерно незавершенность развития, пластичность и большая степень подверженности влияния разнобразных факторов окружающей среды.

ГдиП призвана обосновывать и осуществлять профилактические мероприятия, направленные на укрепление здоровья подрастающего поколения. В связи с этим она

· изучает влияние природных и социальных факторов, оценивает и прогнозирует их взаимодействие на растущий организм

· разрабатывает гигиенические нормативы и санитарно-противоэпидемические требования и правила

· контролирует санитарное состояние детских и подростковых организаций

· обосновывает оздоровительные меропрития, направленные на снижение заболеваемости, совершенствование функциональных возможностей и гармоничное развитие ДиП.

Разделы ГдиП:

Дошкольная

Школьная (школы, интернаты, продленка)

Молодежи (студенты)

Особый раздел – ГдиП, имеющих дефекты развития (слепые, глухие…)

Объект изучения дисциплины – здоровье детских и подростковых коллективов, длительное время находящихся в своеобразных услових окружающей среды.

Цель – обосновать и разработать санитарно-гигиенические условия воспитания и обучения, комплекс оздоровительных мероприятий, способствующих укреплению здоровья и физического развития ДиП.

Задачи ГдиП:

Не нарушая естества, обусловленного природой развивающегося организма, целенаправленно воздействовать средой на воспитание здорового человека, совершенствуя его функциональные и физические возможности. Для этого необходимо

Знать общую демографическую ситуацию и тенденции в изменении здоровья ДиП

Контролировать своевременность и полноту проведения плановых мед. осмотров

Анализировать их результаты в каждом организованном колективе

Разрабатывать планы комплексных лечебно-профилактических мероприятий, контролировать их выполнение

Анализировать инфекционную заболеваемость на конкретной территории

Проводить оперативные противоэпидемические мероприятия в критических ситуациях.

ГдиП связана с биологическими науками, со смежными гигиеническими дисциплинами, с эпидемиологией и микробиологией, с педагогикой и психологией, педиатрией и физиологией.

Основной принцип ГдиП – учет анатомо-физиологических особенностей детского организма.

Принципы нормирования по Громбаху:

Обязательная предпосылка допустимости (нормы) воздействия любого фактора внешней среды - функциональная готовность (зрелость) растущего организма к этому воздействию

Нормы в ГдиП непостоянны, они меняются на различных возрастных этапах

Смена норма должна происходить не одновременно для различных факторов

К принципам нормирования в последнее время добавляются

Специфичность норм

Непостоянство

Развивающе-тренирующая направленность норм

Дифференциация гигиенических норм с учетом гендерных различий и состояния здоровья организма

Задача гигиенического нормирования – не только сохранить и укрепить здоровье, но и обеспечить благоприятное развитие детей и подростков

Нормирование в ГдиП – научно обоснованное определение тех параметров (той интенсивности), воздействующих на организм факторов, которые оказывают благоприятное или безвредное влияние.

Гигиеническая норма – такие интенсивность и длительность воздействия фактора, которые обеспечивают сохранение здоровья, своевременное и гармоничное развитие ребенка

Методы исследования в ГДиП:

Метод естественного гигиенического эксперимента

Метод лабораторного эксперимента

Метод гигиенического наблюдения

Санитарно-статистический

Метод математического прогнозирования

Проблемы исследования и изучения в ГдиП:

Состояние здоровья и физического развития ДиП

Гигиена учебного процесса в детских и подростковых учреждениях

Гигиенические основы физического воспитания ДиП

Гигиена трудовой деятельности

Санитарное благоустройство детских и подростковых учреждений

20.09.12

Лекция 2.

Состояние здоровья детей и подростков на современном этапе.

Здоровье – максимальная производительность органов и систем при сохранении качественных пределов их функции. В основе здоровья индивида лежит феномен жизни, или жизнеспособность, которая обеспечивается типовыми специализированными структурами, их деятельность реализуется постоянной циркуляцией, потоком пластических веществ, энергии и информации внутри системы, а также между ней и окружающей средой. Эти потоки, а также особенности возмущающих воздействий на биосистему поддаются научному анализу, что дает возможность характеризовать биосистему и степень ее устойчивости в целом. Эти характеристики – предпосылка для оценки количества и уровня здоровья.

Здоровье – категория не только медико-биологическая, но и социальная. Таким образом, выполнение индивидуумом своих биологических и социальных функций можно трактовать как проявление здоровья, то есть чем выше способность индивидуума реализовать свои биологические и социальные функции, тем выше уровень его здоровья.

Здоровье – динамическое состояние человека, которое определяется резервами механизмов самоорганизации, характеризуется энергетическим, пластическим, информационным обеспечением процессов самоорганизации, является основой проявления биологических и социальных функций.

Здоровье – многомерный динамический процесс, взаимосвязанный со средой обитания.

Здоровье – состояние оптимального функционирования организма, позволяющее ему наилучшим образом выполнять свои видоспецифические социальные функции.

Здоровье – состояние жизнедеятельности, соответствющее биологическому возрасту ребенка, гармоничного единства физических и интеллектуальных характеристик, формирование адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста.

Критерии здоровья:

Наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний

Уровень функционирования основных систем организма

Степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям

Уровень достигнутого физического развития и степень его гармоничности

Способность организма к адаптации

Показатели здоровья.

Индекс здоровья – удельный вес детей, не болевших в течение года среди всех обследованных, выраженное в процентах.

Патологическая пораженность – частота хронических заболеваний, функциональных отклонений к общему числу обследованных, выраженное в процентах.

Показатели здоровья – медицинские, социального благополучия (демографическая ситуация…), психического благополучия.

Общественное здоровье - качественная интегративная характеристика сбалансированности роста и развития человеческой популяции с природной средой и ее процессами.

5 групп здоровья:

1 - лица, у которых отсутствуют хронические заболевания, не болевшие или редко болевшие за период наблюдения, имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие.

2 – группа риска. Дети и подростки, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения.

3 – лица, имеющие хронические заболевания или врожденную патологию в состоянии компенсации с редкими и нетяжело протекающими обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия.

4 – лица с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом реконвалесценции после острых заболеваний.

5 – с тяжелыми хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями.

Распределение детей по группам здоровья необходимо для характеристики здоровья детской популяции, получения статистических показателей здоровья и численности групп, для сравнительных сопоставлений в пространстве и времени на разных территориях, для оценки эффективности лечебно-профилактической работы детских медицинких учреждений и отдельных врачей, для выявления и сравнения эффекта факторов риска, влияющих на коллективное здоровье детей, для опреления потребности в специализированных службах и кадрах.

Стадии шкалы здоровья:

Полное здоровье

Практическое здоровье

Предболезнь

Группы последствий неблагоприятного влияния окружающей среды на организм ребенка:

1 – острые и подострые интоксикации и состояния с определенной специфической клинической симптоматикой

2 – подострые и хронические состояния, проявляющиеся неспецифическими общеклиническими изменениями

3 – бессимптомные формы, проявляющиеся изменениями конечных показателей развития физических, адаптационных и интеллектуальных возможностей

4 – бессимптомные формы, при которых эффект воздействия имеет длительный латентный период и проявляется клинической картиной заболевания

Физическое развитие – комплекс морфофункциональных свойств, определяющих запас сил организма. В гигиенической трактовке физическое развитие – интегральный итог воздействия на организм факторов окружающей среды, отражающий комфортность его существования в этой среде

Законы физического развития:

1) Чем моложе органим, тем интенсивнее протекают в нем процессы роста и развития

2) Процессы роста и развития протекают неравномерно и каждому возрастному периоду свойственны определенные анатомо-физиологические особенности

3) Протекание процессов роста и развития прослеживаются гендерные различия

Метод исследования физического развития – антропометрия (соматометрия, соматоскопия, динамометрия).

04.10.12

Лекция 3.

Наши рекомендации