Внеурочная работа учителя при изучении курса «Окружающий мир».
Примерные программы внеурочной деятельности. Структура и виды внеурочной работы. Экскурсия как основной способ ознакомления с природой родного края. Краеведение: сущность и значение реализации краеведческого принципа в достижении личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов.
Внеурочная работа по предмету «Окружающий мир» – форма организации деятельности учащихся вне урока под руководством учителя.
Внеурочная деятельность – разновидности: индивидуальная, групповая, массовая.
Внеурочные занятия строятся на основе учебного материала. От урочной работы внеурочные мероприятия отличает свободная тематика. При организации внеурочных мероприятий учитываются интересы учащихся. Содержание внеурочных занятий дополняет и углубляет школьные знания учащихся. Внеурочная работа расширяет кругозор, формирует практические умения и навыки.
Примерные программы по внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельностьорганизуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в формах, таких как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д. Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов.
Программы:
1) исторические (требуемый минимум – описание ярких фактов истории Отечества, биографии выдающихся личностей):
а) основные - «Введение в историю» (Е.В.Саплина, А.И.Саплин), «Наша Родина и современный мир. Прошлое и настоящее» (Н.И.Ворожейкина), «Мое Отечество» (Д.Д.Данилов, С.В.Тырин, Н.В.Иванова), «История России» (М.Т.Студеникин), «Твоя Россия» (Н.Я.Чутко, Л.Е.Родионова), «Введение в историю России» (З.В.Левицкая), «Родная история» (Д.И.Латышина), «История с древнейших времен до наших дней. 3-11 кл. (рук. А.П.Богданов), «История» (Н.Я.Чутко);
б) факультативные - «Введение в народоведение. Родная земля» (М.Ю.Новицкая), «История становления человека» (Н.Я.Чутко);
2) краеведческие: «Московедение» (Н.А.Горелова, Н.М.Поникарова), «Московия» (В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова), «Московедение» (Г.Н.Аквилева, Н.И.Яковлева), «История Москвы» (М.Т.Студеникин), «Московедение» (Лаборатория Москвоведения Московского института развития образовательных систем под рук. А.В.Рогачева); «Москва» (Т.В.Троицкая), «Программа воспитания юного рязанца» (Л.Л.Емельянова), «История и культура Санкт-Петербурга» (Л.К.Ермолаева / Л.Н.Махинько), «Примерная программа туристско-краеведческой деятельности учащихся начальных классов» (А.А.Остапец-Свешников) и др.;
3) обществоведческие: «Обществознание. Я - гражданин России!» (Н.Я.Чутко);
4) «Основы безопасности жизнедеятельности»: «ОБЖ. 1-11 кл.» (В.Я.Сюньков), «ОБЖ» (Л.П.Анастасова и др.), «ОБЖ» (А.В.Гостюшин), «ОБЖ. 1-11 кл.» (А.Т.Смирнов, Е.Н.Литвинов и др.) «ОБЖ. 1-11 кл.» (И.К.Топоров);
5) правовые: «Права человека» (Е.С.Шабельник, Е.Г.Каширцева), «Права человека» (В.Г.Антонов), этико-правовой «Я и мой мир» (Н.И.Элиасберг), «Защити меня» (авторский коллектив МДОУ№ 401 г. Самары под рук. Н.Г.Зеленовой);
6) психологические: «Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе» (О.В.Хухлаева), «Психологическая азбука. Начальная школа» (Т.А.Аржакаева, И.В.Вачков, А.Х.Попова);
7) экономические: «Экономика» (И.А.Сасова, Л.М.Кларина, Е.Н.Землянская), «Экономика» (Т.В.Смирнова, Т.Н.Проснякова), экспериментальный «Человек. Жизнь. Экономика» (А.С.Прутченков, Б.Н.Райзберг), «Экономика. 4-6 кл.» (И.В.Липсиц, Л.В.Антонова, Л.П.Анастасова); 8) философские: «Философия для детей» (М.Т.Телегин) и т.д.
Принципы = принципы окр.мира (главное – комплексность, системность, тематическая преемственность с урочной деятельностью)
Традиционные занятия – 1 раз/нед.
Краеведение: сущность и значение реализации краеведческого принципа в достижении личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов.
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПРИНЦИП относится к обще-Естественнонаучным- единым для всех курсов принципам отбора и структурирования материала о природе. Его суть: Широкое, наиболее естественное для ребенка привлечение краеведческого материала. Начало познания окружающего мира должно идти с изучения природы, социального окружения, труда людей той местности, где живет учащийся. Принцип позволяет: влиять на душу детей; вести изучение природы в процессе непосредственного общения с ней; реализовывать дидактические принципы «переход от близкого к далекому», «от известного – к неизвестному»; учитывать национальные особенности; связать обучение с жизнью. Методическая основа реализации принципа: работы П.В.Иванова «Педагогические основы школьного краеведения», А.Е.Сейненского «Родной край», «Краеведение Москвы», «Вестник Союза краеведов России» и др.
Принцип в программах реализуется по-разному:
1. курсообразующий (Клепинина, Ворожейкина), когда любая историческая тема имеет преломление в изучении определенного исторического периода на примере жизни родного города/села; природы – в процессе постоянного непосредственного наблюдения за ее местными объектами и ведения Календаря природы и труда.
Фрагментарный (Вахрушев): непосредственное наблюдение и ознакомление с объектами переносится на предшкольный возраст, НШ – систематизация и работа в опоре на сформированные представления памяти
В учебном плане ОУ краеведение может быть представлено в компоненте, который формируется участниками образовательного процесса, в виде учебного предмета, краеведческого курса или краеведческого модуля.
Включение краеведения в образовательный процесс начальной школы может осуществляться следующим образом:
· в 1 классе – краеведческим модулем в содержание обязательных учебных предметов, направлением во внеурочной деятельности школьников;
· во 2-4 классах - отдельным учебным предметом, учебным курсом, обеспечивающим определенные интересы школьников, направлением во внеурочной деятельности.
В соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями в 1 классе реализация краеведческого образования на уровне отдельного учебного предмета, учебного курса недопустима.
Одной из важнейших специфических характеристик краеведения является его интегративная сущность.Краеведение включает в себя сведения по родному языку и литературе, истории, географии, биологии и другим областям знаний. Так как в младшем школьном возрасте важным для социализации компонентом содержания школьного образования является родной язык и литература, то реализацию социально-педагогической функции краеведения на начальной ступени школьного образования целесообразно осуществлять через преподавание краеведческого курса на основе изучения родного языка и литературы.
При формировании всех разделов основной образовательной программы начального общего образования, прежде всего, необходимо ориентироваться на Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В документе определено, что одной из ступеней развития гражданина России является «осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики». Таким образом при разработке содержания программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования целесообразно наряду с другими использовать и краеведческий принцип.
Личностные:
осознание себя членом общества и государства (российской идентичности);чувство любви к стране через интерес к природе, культуре, истории, народам и желание участвовать в ее делах, событиях; осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений, этических норм; культура поведения и взаимоотношения с людьми; установка на безопасный ЗОЖ, ежедневную физкультуру и закаливание.
Метапредметные:
способность регулировать собственную деятельность по познанию окружающей действительности и внутреннего мира человека; способность осуществлять информационный поиск для решения учебных задач; осознание правил, норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах (класс, школа, семья и т.д. ); способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений.
Предметные:
усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях изучаемых объектов, процессов и явлений прир./соц. действительности; владение доступным для осознания базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и соц. дисциплин; умение наблюдать, исследовать явления окр. мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории отечества.
Экскурсия
Школьная экскурсия это – форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимая с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту, по выбору учителя и по темам, связанным с программами.
Действия в процессе экскурсии подразделяются на две части: деятельность экскурсовода и деятельность экскурсантов. Деятельность экскурсантов находит свое выражение в таких активных формах, как наблюдение, изучение, исследование объектов.
К специфическим признакам экскурсии относятся (Кусков А.С., Джаладян Ю.А. Основы туризма);
1. а) быстрое усвоение знаний учащимися при помощи передвижения в пространстве (вид активно-моторной проработки знаний);
2. б) экскурсионность объекта;
3. в) способ синтетического изучения мира, преимущественно посредством анализа;
4. г) способ предметного изучения;
5. д) эмоциональность.
Таким образом, экскурсия развивает: умение смотреть и точно воспринимать внешний вид наблюдаемого объекта; сообразительность суждения; инициативность и любознательность; искусство предвидеть явления и ускорять деятельность конструирующего воображения; а также способствует развитию тонкого и чуткого внимания.
Школьные экскурсии имеют два вида:
- урочные – проводимые в учебное время. Урочные экскурсии входят в систему уроков по темам учебных предметов, поэтому учитель заранее планирует проведение экскурсии в своем плане. В связи с этим, педагог может самостоятельно создавать специальные условия, для решения которых необходима экскурсия в школьной музей или за его пределы. Так же экскурсию можно включить и в последующие уроки, соблюдая тематическую линию. Тематикой урочных экскурсий могут быть: патриотическое воспитание обучающихся, знакомство с культурой и природой родного края, литературное и историческое прошлое населенного пункта, знаменитые земляки, географические и биологические особенности местности, производство и т.д.
- внеурочные – факультативные – проводимые до или после занятий в классе. Материал, рассматриваемый на внеурочных экскурсиях, может выступать дополнением к школьному курсу, а может и нести в себе отвлеченную, развивающую информацию.
Внеурочные экскурсии могут быть организованы по темам: краеведческого поиска, изучения быта, особенностям праздничных приготовлений, обрядов и т.д (Петросова Р.А., Голов В.И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе).
Экскурсии урочные и внеурочные имеют общую черту, их содержание, так или иначе связано с учебной программой соответствующего класса школы. Проводят и организовывают эти экскурсии педагоги образовательных учреждений в соответствии с планом работы по своему предмету. Следует отметить, что в отличие от обычных экскурсий для детей, проведение школьных экскурсий предусматривает, что оценку за знания, полученные на экскурсии, педагог по своему усмотрению, может выставить в классный журнал.
Внешкольные экскурсии направлены на расширение культурного кругозора детей, воспитание их в духе патриотизма, любви и уважению к труду, дают всестороннее гармоничное воспитание.