Практические методы обучения при изучении интегративного курса «Окружающий мир».

Практические методы обучения основаны на самостоятельную работу учащихся. Они служат источником знаний.К практическим методам относятся наблюдения, практические рабо-
ты, исследовательский экспериментДеятельность учителя и учащихся на практической работе проходит ряд следующих этапов:1. Постановка цели работы.2. Инструктаж по ее выполнению. 3. Первые самостоятельные работы разбиваются на мелкие рабочие операции и выполняются под команду учителя, который проделывает опыты одновременно с деть­ми.
В последнем классе начальной школы работы выполняют­ся частично самостоятельно. Ход работы намечается коллек­тивно, затем дети проводят опытысамостоятельно в парах (или небольших группах) по инструкциям в учебнике или на карточках. Обсуждение результатов практических работ проходит коллективно. Фиксация результатов работы (таблица, схема, рису­нок)необходима. Дети должны устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы. далее Исследовательский эксперимент. Чаще всего он использу­ется во внеурочной и внеклассной кружковой работе.При проведении эксперимента учитель должен помнить:1. В экспериментальном исследовании важную роль игра­ет предварительная гипотеза2. Для проведения исследования необходимо иметь кон­трольный и экспериментальный экземпляры исследуемых объектов.3. Важным отличием эксперимента от обычного наблюде­ния является вариация условий наблюдения. В экспе­риментальном Опыте по возможности устраняются те явле­ния, которые маскируют изучаемый процесс и вводятся факторы его усиливающие.4. При постановке эксперимента необходимо руководство­ваться методом единственного различия условий проведения контрольного и экспериментального опытов.Следующий метод-метод наблюденияНаблюдение- планомерное , целенаправленное восприятие предметов и явлений окр.мира с целью его познания.Работа с наблюдением:-учитель опред.цель наблюдения-выбрать соотвествующий объект-разработать необходимость задания -подобрать необходимое оборудование -познакомить учащихся с приемами наблюдения и образцом фиксации

.№42 Метод наблюдениепри изучении интегративного курса «Окружающий мир». Наблюдение— это планомерное, целенаправленное чув­ственное восприятие предметов и явлений окружающего мира с целью его познания.
Результаты наблюдений должны фиксироваться в рабочей тетради
В процессе наблюдений выделяются общие и отличительные признаки природных объектов и на основе этого делаются обобщения и выводы. После проведения наблюдений проводится обработка результатов, устанавливаются про­стейшие причинно-следственные связи.
По продолжительности наблюдения подразделяются на кратковременные и длительные. (1)Кратковременные могут проводиться на экскурсии или на уроке при работе с раздаточным материалом (2)Длительные в основном выполняются во внеурочное время.
Особенности наблюдений :1 конкретность и систематичность2.Любые наблюдения на экскурсии начинаются с постановки цепи, определения объекта и сообщения задания.. 3.Задания для наблюдений учитель берет из учебников.4.Важным условием успешности ведения наблюдений является разумный отбор объектов. Порядок наблюдений:1.Сам процесс наблюдения начинается с того, что учитель предлагает детям осмотреть объект в целом2.Затем следует организовать рассмотрение предмета по частям. 3.Можно предложить ученику имитацию учеником движений и звуков предметов, явлений природы. Например, повторить руками движения крыльев птицы.4.Испытанным приемом продуктивных наблюдений является их фиксирование.

№43Наблюдательность, ее основные черты и их развитие при изучении интегративного курса «Окружающий мир».

Обучение деятельности наблюдения включает обучение действию различения разных сторон одного и того же объекта (цвета, формы, деталей, размера, издаваемого звука, запаха), действию сравнения, различения и сходства одного объекта с другим, обобщению.

К показателям развития наблюдательности можно отнести:

Умение подчинить своё восприятие поставленной задаче, умение сосредоточиться, строго следовать инструкции. Задачи наблюдения могут быть различными (рассмотреть предмет и охарактеризовать его по внешнему виду; сравнить с каким-то другим в определённом аспекте; вычленить отдельные стороны, части объекта и т.д.). И важно чётко выполнять эти задачи.

Полнота наблюдения – исчерпывающее выделение частей, разносторонность рассмотрения свойств, действий и состояний объекта в соответствии с поставленной задачей.

Тонкость наблюдения, умение подмечать малозаметные компоненты (при описании внешнего вида объекта – не только, например, его яркую окраску и общее строение, но также оттенки, детали формы, строение частей и т.п.)

Планомерность, определённая последовательность рассмотрения объектов.

Осмысление, интерпретация воспринятого в свете прежнего опыта, имеющихся знаний, способность к обобщённой характеристике воспринятого.

Способность к длительному внутреннему побуждению, к осуществлению наблюдения. Не безразличное, эмоционально окрашенное отношение к деятельности наблюдения.

Осознание черт наблюдательного человека, способность контролировать и развивать в себе соответствующие черты.

Дети находятся на разных уровнях своего развития, находясь в одних и тех же условиях обучения.

Наблюдение как метод познания окружающей действительности играет ведущую роль в формировании правильных первоначальных представлений и понятий, на основе которых делаются более сложные теоретические построения.

Ведение наблюдений за предметами или явлениями оказывает большое влияние на формирование различных способностей школьников, на их развитие и становление как личности. От правильности и точности первоначальных наблюдений в значительной мере зависит эффективность дальнейшего обучения.

Рассмотрим основные приёмы развития наблюдательности.

1. Так, программой начального природоведения предусматривается знакомство учащихся с изменением окраски листьев на деревьях и кустарниках осень. Для ознакомления с этим вопросом на экскурсии в природу, учитель предлагает детям найти и назвать знакомые им деревья и кустарники. Далее работа может идти следующим образом:

- Рассмотрите листья этого дерева.

- Какого они цвета? (Ребёнок должен тщательно рассмотреть окраску листьев).

Для этого надо посоветовать, чтобы каждый ребёнок выбрал для наблюдения 1-2 листочка и рассмотреть его в деталях. Полезно предложить детям посмотреть на форму, окраску выбранного им листа. Потом закрыть глаза и представить его. Учитель может попросить ребёнка рассказать о месте по памяти. Затем учитель предлагает вспомнить,какими были листья на этих деревьях и кустарниках летом. Чтобы представления о летней окраске были более полными и отчётливыми , можно показать гербарий или предложить найти на наблюдаемом дереве или кустарнике листья, которые сохранили ещё летнюю окраску. Итак, у детей сформированы представления о летней и осенней окраске листьев. Теперь следует предложить сравнить летние и осенние листья, найти в них отличия и сделать вывод об изменениях окраске листьев с приходом осени. Такой приём делает наблюдение более точным, детальным.

2. Хороший приём развития наблюдательности – это приём фиксации наблюдений. Это могут быть зарисовки в тетрадях, раскрашивание чёрно-белых рисунков и т.д. Выполнять рисунки можно по памяти или с натуры. При этом учитель должен требовать, чтобы рисунок был как можно ближе к оригиналу. Это заставляет детей внимательно наблюдать предмет, всматриваться в его детали, подмечать подробности, проводить повторные наблюдения. Одним из аргументов этих возражений выдвигается то, что дети плохо рисуют. Этого обстоятельства не следует бояться. Нецелесообразно отказываться от зарисовок и ещё по одной причине: рисование тренирует руку и благоприятно сказывается на формирование навыка письма.

3. Не менее интересен следующий приём, развивающий у детей наблюдательность, - это приём имитации учениками движений, звуков предметов и явлений природы. Учитель предлагает послушать природу так внимательно, чтобы этот звук можно было повторить. Например, можно повторить, как машут крыльями птицы во время полёта, звук сильно ветра , как падает листок с дерева и т.п. Попытка таких имитаций заставляет ребёнка внимательно всматриваться, вслушиваться в явление, улавливать малейшие тонкости, т.е. ведут ребёнка к знаниям.

4. Интересным приёмом развития наблюдательности является использование на уроках-экскурсиях, стихотворений, отрывков художественных произведений различных авторов, использование пословиц и поговорок.

Наши рекомендации