Основные задачи по реализации содержания предметной области «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» в соответствии со ФГОС НОО.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения основной образовательной программы начального образования по курсу «Окружающий мир». Специфика организации контроля учебных достижений учащихся с учетом требований ФГОС второго поколения. Примеры заданий, направленных на проверку планируемых результатов обучения курсу «Окружающий мир».

Цель курса «ОМ» в начальной школе – формирование целостной научной картины мира и осознание места в нем человека; развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой. Современный ФГОС НОО ориентирован на результаты обучающихся, освоивших основную образовательную программу, к которым, к которым относятся:

Личностные:

осознание себя членом общества и государства (российской идентичности); чувство любви к стране через интерес к природе, культуре, истории, народам и желание участвовать в ее делах, событиях; осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений, этических норм; культура поведения и взаимоотношения с людьми; установка на безопасный ЗОЖ, ежедневную физкультуру и закаливание.

Метапредметные:

способность регулировать собственную деятельность по познанию окружающей действительности и внутреннего мира человека; способность осуществлять информационный поиск для решения учебных задач; осознание правил, норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах (класс, школа, семья и т.д.); способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений.

Предметные:

усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях изучаемых объектов, процессов и явлений прир./соц. действительности; владение доступным для осознания базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и соц. дисциплин; умение наблюдать, исследовать явления окр. мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории отечества.

ФГОС НОО 2 ПОКОЛЕНИЯ, ставит следующие ОСНОВНЫЕ задачи:

1. Формирование уважительного отношения к семье, селу, городу, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. БЛОК «Человек и общество»

2. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. БЛОК «Человек и природа»

3. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. БЛОК «Правила безопасной жизни»

4. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. БЛОК «Правила безопасной жизни»

Широкие возможности для формирования УУД представляют задания в учебниках (рассмотрим на примере комплекса «Перспективная начальная школа»).

Приведем примеры заданий, основная цель которых – формирование предметных, личностных и универсальных (метапредметных) способов действий.

Задания, основная цель которых:

- различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы:

* Растение живет, дышит, питается, размножается… В чем сходство и различие живых организмов?;

* Ученые научились разгонять тучи и создавать искусственные дожди. Можно ли в таких случаях считать, что дождь изделие человека?;

* Перепиши таблицу в тетрадь и занеси в нее результаты своих наблюдений.

- описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое:

* Найди в нижней части физической карты России шкалу глубин и высот. Затем определи, какую глубину океанов и морей обозначает тот или иной цвет. Теперь найди Северный Ледовитый океан и его самые глубинные места, окрашенные в темно-синий цвет. Определи их глубину.

- проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов:

* Проведи опыты и дай ответы. По каким признакам и с помощью каких органов чувств ты узнал(а) эти предметы?,

- использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; осознанно выполнять режим дня, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях:

* Рассмотри рисунок на странице. Назови части тела человека. Как и с помощью чего человек перемещается по суше и в воде?.

По сути, это задание имеет чисто коммуникативную природу: рассказ всегда адресован кому-то, описание или объяснение также теряет смысл вне ситуации общения и взаимодействия. Целесообразно поэтому практиковать выполнение хотя бы части такого рода заданий детьми, объединенными в пары или микрогруппы по 3-4 человека, когда они, например, должны выработать общее мнение или создать общее описание. Такой прием придает этим заданиям психологически полноценный характер деятельности детей, устранит тягостную для них искусственность необходимости «рассказывать самому себе».

Содержание блока «Человек и общество» способствует личностному развитию учащихся, формированию у детей основ гражданской идентичности:

- чувства сопричастности своей Родине, народу и истории и гордости за них, ответственности человека за благосостояние общества;

- осознания этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России.

Особой формой урока по изучению окружающего мира являются экскурсии в природу, которые дают возможности для развития у детей регулятивных и познавательных УУД. Наблюдения за растениями и животными в лесу и поле, на лугу и водоеме, исследования природного окружения, где дети работают самостоятельно.

Содержание курса открывает широкие возможности для организации на уроке учебного диалога. Достаточно сложные учебные задачи решаются в процессе коллективного обсуждения. Это некий «мозговой штурм», позволяющий каждому участнику внести свой вклад в решение поставленной учителем проблемы. Грамотная организация учителем на уроке проблемной беседы, диалога, дискуссии будет способствовать формированию у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий.

Формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий, возможно, проследить при организации проектной деятельности на уроке окружающего мира или во внеурочной деятельности по содержанию курса.

Наши рекомендации