Общеев культуре итальянского и Северного Возрождения | открытие природы и человека, глубокий интерес к личности, к ее облику и характеру |
Отличие | Источники и пути этого открытия |
Италия | через освоение знаний и античное наследие с его красотой, гармонией, соразмерностью |
Нидерланды | на фоне освободительной войны против феодально-католической Испании |
Германия | на фоне мощного движения за церковную реформу (Реформация, начало протестантского направления в христианстве) |
Франция | в обстановке борьбы против духовной диктатуры католической церкви, на фоне утверждения абсолютной монархии |
Философская основа Северного Возрождения | Пантеизм (учение о растворенности Бога в природе) - природа наделялась божественными атрибутами – появление жанра пейзажа |
Характер культуры Северного Возрождения | - оно менее знакомо с античностью. Сближение с античностью произошло через Италию в конце XV в., - искусство тесно связано с поздней готикой, акцент сделан на благочестии. Оно развивалось как прямое продолжение готики, как ее внутренняя эволюция в сторону мирского, - в нем больше религиозного чувства, символики |
| Особенности Северного Возрождения | |
Нидерланды | Живопись: нет ощущения титанизма и всемогущества человеческой личности, как у итальянцев; поэтизация «среднего человека», религиозно-почтительное отношение к вещественным деталям, которые являются для них носителями тайного смысла. Отсюда - большое место занимает символизм; гротеск | братья Г. (ум. в 1426) и Я. ван Эйки (ок.1390-1441), Рогир ван дер Вейден (1400-1464), Г.Мемлинг (1433-1494). И.Босх (1450-1516). Питер Брейгель Старший (1525/30-1569). |
| Литература: критическое отношение к схоластике | Эразм Роттердамский (1469-1536). |
Германия | графика, пейзаж, портрет, бытовая картина. Отличие от итальянской живописи: передача характера, а не красоты | Альбрехт Дюрер (1471-1528), Ганс Гольбейн Младший (1497-1543). Лукас Кранах Старший (1472-1553). |
| Сатирическая литература | Ганс Сакс (1494-1576), Иоганн Фишарт (1546-1590) |
Франция | Литература, поэзия: утверждение идеи рационализма, сатира, отражение идеала раскрепощенной личности | Мишель де Монтень (1533-1592) Франсуа Рабле (1494-1553), Пьер де Ронсар (1524-1585), Жоакен Дю Белле (1522-1566), Агриппа д'Обинье (1552-1630), Луиза Лабе (1525-1565). |
| Жанр портрета | Ж. Фуке (ок.1420-1481), Ж. Клуэ (ок.1475-1540), Ф. Клуэ (ок.1505-1572) |
Англия | Социальная философия | Томас Мор (1478-1535) |
| Театр: трагедии | Вильям Шекспир (1564-1616) |
Испания | Литература: рыцарские и плутовские романы | Мигель де Сервантес (1547-1616), Франсиско де Кеведо (1580-1645) |
Значение культурного европейского процесса XV-XVI вв.: | - открытие индивидуальности человека, его способности к творческой деятельности, - усиление светских мотивов, независимости от церкви различных сфер жизни общества: искусства, философии, литературы, образования, науки |
Западноевропейская культура Нового времени
XVII-XIX вв.
Характерные черты | - гуманизм (лат. humanus – человечный), - антропоцентризм (греч. anthropos - человек), - сциентизм (лат. scientia – наука), - рационализм (лат. ratio – разум). - европоцентризм - убыстрение прогресса |
Предпосылки культуры Нового времени | |
Изменения в экономике | появление мануфактур, развитие промышленности, горнорудного производства, военной техники, возрастание роли механизмов |
В политике | революционные потрясения и образование буржуазных республик в Нидерландах и Англии, возникновение абсолютистских государств во Франции и Испании, Тридцатилетняя война в Германии, усиление феодально-католической реакции в Италии и Испании |
В социальной сфере | Появление класса буржуазии |
Развитие естественных наук (XVII век – «век гениев») | - небесная механика: Коперник (1473-1543), Галилей (1564-1642, Кеплер (1571-1630), - земная механика (Галилей, Торичелли, Бойль, Декарт, Паскаль, Лейбниц), - математика: И.Ньютон (1643-1727). - создание алгебры и аналитической геометрии, открытие дифференциального и интегрального исчисления в математике (Лейбниц, Ньютон), формулировка важнейших законов в физике (Ньютон), химии (Бойль), астрономии (Галилей, Кеплер), биологии, разработка теории вероятностей и волновой теории света, - изобретение микроскопа (Левенгук, 1632-1723) и телескопа (Галилей, 1564-1642). |
Философия | на первом плане – гносеологические проблемы (проблемы познания). Метафизический метод (рассматривает явления в их неизменности и независимости друг от друга, потому изучать их надо отдельно друг от друга) |
Рационалисты (предшественники просветителей): | Р.Декарт (1596-1650): родоначальник рационализма Нового времени (подобно тому, как в античности Сократ освободил философию от власти мифологии, Декарт освободил философию от власти религии); Б.Спиноза (1632-1677); Г.В.Лейбниц (1646-1716): мир может быть познан при помощи дедукции, путем рассуждений, мышления (мир устроен логично, следовательно, логичное мышление естественным образом отражает устройство мира) |
Эмпирики | Ф.Бэкон (1561-1626); Т.Гоббс (1588-1679); Дж.Локк (1632-1704); Дж.Беркли (1685-1753); Д.Юм (1711-1776): основа познания – не мышление, а эмпирический опыт |
Дж. Локк (1632-1704), родоначальник буржуазного либерализма | главные естественные права - право на жизнь, собственность и на труд. Собственность и труд дают людям свободу, равенство и независимость. Государство с помощью законов охраняет естественные права, свободную частную жизнь каждого гражданина. Права личности должны обеспечиваться принципом разделения властей (законодательная – за парламентом, федеративная – за королем и министрами, исполнительная – за судом и армией). |
XVII век:
оформление национальных школ в искусстве, основных художественных стилей.
Барокко (ит. - вычурный, причудливый) | Отражение кризиса гуманизма. Возрождение восхищалось человеком и его бытием. Барокко сомневается в ценности жизни, воспринимая ее как театр. Отсюда пышность, декоративность, смешение фантазии и реальности. | Дворцовые и парковые ансамбли, культовая архитектура, декоративная живопись, скульптура, парадный портрет. Самые знаменитые представители этого стиля: Ф.Борромини (1599-1667), Л.Бернини (1598-1680). |
Классицизм | В противовес барокко: ориентировался на античное наследие как норму и образец, подражал классическим образцам, основан на идеях рационализма и разумной закономерности мира. | |
Идеолог классицизма во Франции | Р. Декарт (1596-1650) | Признавал критерием истинности познания ясность и отчетливость идей. |
Главные темы классицизма | конфликт общества и личности, долга и чувства, стремление изобразить и выразить героические возвышенные чувства и переживания | драматургия П.Корнеля (1606-1684), Ж.Расина (1639-1699), комедии Мольера (1622-1673), поэзия Ж.Лафонтена (1621-1695), Н. Буало (1636-1711), музыка Ж.Б.Люлли (1632-1687), картины Н.Пуссена (1594-1665). |
Архитектура классицизма | четкость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание стены и колонны, сдержанный декор | Садово-парковые ансамбли Западной Европы (пример: ансамбль Версаля). |
Реализм: | Ориентация на идеалы Возрождения | |
Голландия | Живопись | Ф.Халс (ок.1580-1666), Якоб ван Рейсдал (1628-1682), Рембрандт ван Рейн (1606-1669, Голландия). Питер Пауль Рубенс (1577-1640, Фландрия). |
Испания | Драматурги | Лопе де Вега (1562-1635), М.Сервантес (1547-1616). |
| XVII век - «золотой век» живописи: | Эль Греко (1541-1614), Х.Рибера (1591-1652), Ф.Сурбаран (1598-1664), Д. Веласкес (1599-1660). |
XVIII век – век Просвещения | |
Основные идеи эпохи | Разум и просвещение. Человек – часть природы, продукт природы. Он осознал себя господином своей судьбы, присвоил себе функции творца и, в конечном счете, убедился в ненужности бога. Результат собственно человеческого творчества – мир культуры (законы, воспитание, мораль, искусство и т.д.). |
Крупнейшие представители Просвещения | Дж.Локк (Англия), Ф.Вольтер, Ж.Ж.Руссо, Ш.Монтескьё, П.А.Гольбах, К.А.Гельвеций, Д.Дидро (Франция), Г.Э.Лессинг, И.Г.Гердер, Ф.Шиллер, И.В.Гёте, И.Кант, Ф.Гегель (Германия), Т.Джефферсон, Б.Франклин (США). |
Попытки анализа культуры:И.Г.Гердер (1744-1803) («Идеи к философии истории человечества»): | - попытка систематизации данных истории, психологии, этнографии, естественных наук с целью создания целостной картины эволюции культуры. - Идеи национальной самобытности искусства, равноценности различных эпох культуры. |
Французское Просвещение | На первом плане – социальная проблематика |
Немецкая классическая философия | Возрождение созданной философами античности диалектики как особого метода познания (познание явлений действительности в их развитии и самодвижении) |
Художественная культура: основная черта | Обмирщение, светский характер |
Искусство: Стиль рококо (фр. rocaille – декоративный мотив в виде раковины) | Связано с кризисом абсолютизма, характерен уход от жизни в мир фантазии, мифологических, пасторальных, салонно-эротических сюжетов, заимствование китайских мотивов. Воплощение в прикладном искусстве (изящные и причудливые мелкие формы, филигранный, сильно стилизованный орнамент). |
Буржуазное просветительство | Научное знание выходит за пределы университетов и лабораторий, становится предметом обсуждения литераторов в светских салонах Лондона и Парижа. |
Сентиментализм (фр. sentiment — чувство). Течение в литературе и искусстве (не имело собственной стилистической формы) | Отразил разочарование результатами научно-технического развития, сомнения в установлении «царства разума». Идеал для сентиментализма – самоценность душевного состояния (в центре внимания – душевный мир человека). |
Литература: | С.Ричардсон (1689-1761), Ж.Ж.Руссо (1712-1778), Т.Грей (1716-1771), А.Ф.Прево (1697-1763). |
Живопись: | Ж.Б.Грез (1725-1805), О.Фрагонар (1732-1806), Ж.Б.С.Шарден (1699-1779) |
Музыка: развитие светского музыкального жанра – оперы | И.С.Бах (1685-1750), В.А. Моцарт (1756-1791) |
Театр (XVIII век – «золотой век» театра). П.О.Бомарше (1732-1799) | Атрибуты театра: социальный контекст, противопоставление истинных ценностей (любовь, дружба, честность, ум, талант) мнимым ценностям, навязанным обществом |
XIX век | |
Главная ценность индустриальной цивилизации | Технический прогресс и наука. В основе научно-технического прогресса – две духовные посылки западноевропейской культуры: вера в человека-преобразователя (Возрождение); вера в активную роль его разума (Просвещение). |
«Золотой век» науки | Научные открытия в области физики, химии, биологии, астрономии, геологии, медицины: М.Ф.Фарадей, Д.Масквелл (электромагнитные исследования), П.Кюри и М.Склодовская-Кюри (исследование радиоактивного излучения), Д.И.Менделеев (периодический закон химических элементов), Г.Мендель (теория генетической наследственности), И.П.Павлов (теория условных рефлексов), Ч.Дарвин (эволюционная теория) |
Особенность научного знания | Сциентизм (абсолютизируется роль науки в системе культуры, прежде всего – роль естественных наук, математики). |
Картина мира, создаваемая наукой | Сомнения в христианской версии происхождения мира, его существовании как воплощении божественного промысла и др. (кризис христианского мировоззрения и морали). Природа – универсальная кладовая, неисчерпаемый источник материалов и энергий, всеобщая мастерская. |
Появление различных школ, течений и теорий в философии | Неокантианство, позитивизм, интуитивизм и др.: Наука имеет неограниченные возможности, в том числе и в преобразовании общественной жизни, способна к бесконечному развитию. |
Характерные черты искусства XIX в. | - Отсутствие единой эстетической доминанты (род, вид, жанр). - Начало складывания «децентрализованного», полицентрического типа художественной культуры (асинхронность и многостилье, борьба противоположных направлений): романтизм, реализм, импрессионизм, символизм. |
Романтизм: | «Динамический синтез искусств» (объединил различные направления и виды искусства и литературы). Отображение мучительного разлада между идеалом и действительностью, противопоставление реального и воображаемого мира, ретроспекция, бегство от прозы жизни. Вера в силу красоты, искусства, которые призваны влиять на человека, изменять окружающий мир. |
Литература | Ж.П.Новалис, В.Гюго, В.Скотт, Э.Т.А.Гофман, Дж.Байрон, П.Б.Шелли, А.Ламартин, А.Мицкевич, Э.По, Г.Мелвилл, Г.Гейне |
Музыка | Ф.Шуберт, К.М.Вебер, Р.Вагнер, Г.Берлиоз, Н.Паганини, Ф.Лист, Ф.Шопен, Р.Шуман, Я.Л.Ф.Мендельсон |
Живопись | Э.Делакруа, Т.Жерико, Ф.О.Рунге, К.Д.Фридрих, Дж.Констебл, У.Тернер |
Классицизм: | Новое обращение к античности как пример гражданственности |
Живопись | Ж.О.Д.Энгр (1780-1867),), Ж.Л.Давид (1748-1825) |
Архитектура | Н.Леду (1736-1806) |
Ампир (фр. empire, буквально – империя) – завершение развития классицизма | Подчеркнуто монументальные формы. Ш.Персье, П.Фонтен |
Реализм(40-е гг. XIX в.) | - Стремление к максимальной объективности, конкретно-историческому отражению действительности со всеми ее противоречиями, - поиск правды жизни, развенчание иллюзии, мечтательности, идеализации внутреннего и внешнего мира, свойственные сентиментализму и романтизму, - точное отображение «типических характеров» в «типических обстоятельствах». |
Литература | Бальзак, Мопассан, Стендаль, Диккенс, Теккерей, Гарди, Золя (социальный роман). |
Живопись | Т.Руссо (пейзаж), О.Домье (графика), Ж.Милле («крестьянская» живопись), Г.Курбе (многожанровое творчество) |
Декаданс (фр. – упадок). Направления: импрессионизм, постимпрессионизм, символизм. | Термин употреблялся для обозначения кризисных явлений в духовной культуре рубежа XIX-XX вв., отмеченных настроениями безнадежности, пессимизма, упадничества. |
Значение культурных процессов XVII-XIX вв.: | |
- Формирование нового, индустриального типа общества | - появление естественно-правовых теорий. |
- развитие машинной индустрии, ускорение темпов научно-технического прогресса | - признание ценности образования, знания (XVIII век - век Просвещения) |
- ослабление влияния религии на все сферы жизни, культура становится светской | - принципиальное изменение библейской картины мироздания, создание нового образа Вселенной. Земля перестала быть центром Вселенной и превратилась в одну из планет, движущихся вокруг Солнца, |
- повышение авторитета философии, стремление в философии опираться не на веру, а на разум, логику, факты | - мир предстал результатом эволюции материи, управляемой механическими законами, а не Божественным провидением |
- научная революция XVII-XVIII вв. – формирование основ современной науки | - XIX век – век классической науки |
- наука перестала быть кабинетным занятием ученого-одиночки | - многоязычность (вместо латыни), многонациональность европейской культуры, аккультурация (взаимодействие национальных культур) |
- появление новых форм организации науки: научные общества, Академии наук, в т.ч. Лондонское королевское общество, Парижская естественно-научная академия | - утверждение буржуазной этики. |
Наши рекомендации