Гражданско-патриотическое воспитание в россии
За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В 2001 - 2015 годах реализованы 3 государственные программы патриотического воспитания. Сегодня вновь высокие чины, предлагают нам новый вариант государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы"[1], координатором которой выступает Федеральное агентство по делам молодежи.
Как мы видим, одними из основных задач данной Программы являются:
1) «развитие военно-патриотического воспитания граждан»;
2) «информационное обеспечение патриотического воспитания в СМИ»;
3) «мониторинг эффективности патриотического воспитания граждан»;
4) «содействие укреплению и развитию общенационального сознания, высокой нравственности, гражданской солидарности россиян, воспитание у граждан чувства гордости за исторические и современные достижения страны, уважения к культуре, традициям и истории населяющих Россию народов, улучшение межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам социальной жизни, содействие созданию условий для реализации конституционных прав человека, его обязанностей, гражданского и воинского долга»;
5) «углубление знаний граждан о событиях, ставших основой государственных праздников и памятных дат России и ее регионов» и т.д.
Увы, но при всей значимости подобных задач, нужно отметить один существенный минус – это крин в сторону милитаризации общества, где государство начинает подменять собой родину, а чувство критического мышления – долгом. Мы видим, здесь попытку танатализации жизни культом смерти, где умирать не страшно, но даже почетно, а приказы не обсуждаются. Здесь нет альтернатив, как нужно правильно любить родину, есть место лишь подвигам, но нет места стыду за государство, за ошибки прошлого.
В связи с этим встает вопрос об альтернативе гражданско-патриотического воспитания, озвученной Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым в его «мирогражданстве» и «тревогах совести», о которых мы поговорим ниже.
«НУЖНО ВОСПИТАТЬ В СЕБЕ ГРАЖДАНИНА МИРА…»
По мнению академика Дмитрия Лихачева, одной из главных проблем современности является «дегуманизация общества». «Ура-париотизм» и «ур-фашизм» стали подменять собою гуманность, человеколюбие, мирогражданство. Мы видим, как на улицы российских городов прорываются так называемые «русские марши», все чаще говорится о происках «врагов», будь то «пятая колонна» или «национал-предатели». Идет рост ненависти к мигрантам, евреям и ЛГБТ-сообществу. Даже 4 ноября, День национального единства, для многих уже стал «Днем фашиста». Нам все чаще говорят о необходимости возродить СССР-2.0, вернуть к жизни Сталина.
Даже в Сыктывкаре попытки бывшей власти создать управляемое национал-патриотическое движение молодежи «Рубеж Севера» потерпело полное фиаско, последнее настолько радикализировалось, что было объявлено экстремистским, а его руководитель Алексей Колегов посажен в тюрьму.
В связи с этим, нужно, наконец, задуматься над тем, в чем же должна состоять основная суть гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, обратившись к статье Дмитрия Лихачева «Воспитать в себе гражданина мира…», в которой он отчетливо дает понять, что и как нужно сделать, чтобы вернуть каждого гражданина России на путь гуманности и человеколюбия.
Академик утверждал, что «каждый должен воспитать в себе Гражданина мира — независимо от того, в каком полушарии и стране он живет, какого цвета его кожа и какого он вероисповедания. Это ничуть не во вред национальным, патриотическим чувствам людей. Если люди в своей стране будут любить, ценить все лучшее, что у них есть, они неизбежно сохранят дружественные отношения и с остальными народами. Будут ценить и уважать то, что создано другими. Так что доброта внутри нации есть доброта и к другим нациям. Это взаимозависимые вещи. Если народ действительно уважает себя, он застрахован от комплекса неполноценности и никогда не потеряется, не растворится среди других. Такова абсолютная истина: общение народов между собой способствует развитию их собственных культур. Надо добиться гармонии среди всех нас - обитателей планеты Земля. Я в это верю, потому что верую в Разум и Совесть Человека».[2]
Таким образом, основной сутью гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения должно стать «воспитание в себе граждан мира».
«Тревоги совести»[3] Дмитрия Лихачёва или
взгляд на главные вопросы и проблемы современности
О любви к Родине
Многие убеждены, что любить Родину — это гордиться ею. Нет! Я воспитывался на другой любви — любви-жалости. Наша любовь к Родине меньше всего походила на гордость Родиной, ее победами и завоеваниями. Мы не пели патриотических песен, — мы плакали и молились.
О демократии
Демократия - норма жизни, естественное и постоянное состояние общества, его дыхание. Нам надо учиться демократии. Вся интеллигенция должна объединиться вокруг защиты демократии, демократического общества.
О национальной идее
Общенациональная идея в качестве панацеи от всех бед - это не просто глупость. Это крайне опасная глупость. Не надо искать никакую национальную идею, это мираж. Жизнь на национальной идее неизбежно приведет сначала к ограничениям, а потом возникает нетерпимость к другой расе, к другому народу, к другой религии. Нетерпимость же обязательно приведет к террору. Нельзя добиваться возвращения России к какой-либо единой идеологии, потому что единая идеология рано или поздно приведет страну к фашизму.
О суде над КПСС
Весь так называемый социализм строился на насилии. На насилии ничего построить нельзя, ни хорошего, ни даже плохого, все развалится, как у нас и развалилось. Мы должны были судить коммунистическую партию. Не людей, а сами безумные идеи, которыми оправдывались чудовищные преступления, беспримерные в истории.