Социально-педагогические факторы
(дефекты школьного, семейного и общественного воспитания)
Важным фактором в отклонении развития ребенка является неблагополучие семьи.
Социально-экономические факторы
(социально неравенство, расслоение общества, безработица, обнищание значительной массы населения)
Морально-этические факторы
(низкий морально-нравственный уровень общества, разрушение цкенностей, падение нравов)
ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ:
а) в центре внимания «Я», не признает других, немедленное удовлетворение своих желаний;
б) вспыльчивость, слабая тормозная функция, сильная отрицательная волевая направленность, иждивенческая, потребительская жизненная позиция;
в) любит яркие острые ощущения, готовы к любому приключению, не думая о последствиях;
г) характерны яркие противоречия:
- отсутствие трудолюбия, наличие высоких потребностей
- ограниченный кругозор и богатый отрицательный опыт бытовой жизни
- переоценка собственной личности и неуверенность в собственных силах и способностях
д) лживость, страх перед сильными;
е) слабая социальная связь с коллективом;
ж) негативное отношение к учению.
Дети с девиантным поведением прежде всего подростки (от 12 до 15 лет – 60%). Они появляются в результате ошибок воспитания.
Ошибки воспитания:
1. Отсутствие с детских лет серьезного внимания, воспитание запущено.
2. Строгость родителей при воспитании малолетнего ребенка и перенос этих методов на воспитание подростка.
3. Предоставление детям с малых лет свободы в действиях.
4. Отсутствие согласия между родителями, крайности воспитания нет единства в требовании.
Ступени появления детей с девиантным поведением
И их перевоспитание
1. Ребенок может совмещать и хороший, и плохой поступок, систематически, но неглубоко связан с коллективом, без которого он не может обойтись. Ложная независимость, нет четкой организации, вырабатывается стремление избавиться от контроля родителей и педагогов.
ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ:сделать все, чтобы не дать выйти из под контроля коллектива; привлечь к учебе, самовоспитанию, воспитывать чувство личной ответственности; не предъявлять повышенных требований; пока подросток готов, определить ближнюю, среднюю, дальнюю перспективу его жизни; максимум доброжелательности и уважение к его личности, замечать даже малейшие положительные изменения одновременно не замечая отрицательных.
2. Углубление конфликтов с коллективом сверстников и семьи, поведение определенно эгоистическими мотивами («лишь бы мне было хорошо»), нередко усиливается влияние компании улицы, ребенок без надзора, он отрицает право других себя воспитывать.
ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ:нормализовать отношение в коллективе, не создавать условий для углубления конфликта, использовать эгоизм на первых порах в воспитательных целях (необходимо поручать ему ответственные дела), занять свободное время, чтобы он был на виду, не рекомендуется обсуждать и осуждать его.
3. Ему трудно жить в коллективе и семье, не хочет придерживаться общепринятой морали, создает свою мораль, оправдывает аморальное поведение, идет борьба со всеми педагогическими воздействиями, состояние полной безнадзорности, опустошение, деградация. Может совершить правонарушение или преступление.
ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ:(метод взрыва) доказать ребенку, что дальше пропасть, выхода нет; дать возможность подумать и сделать выбор сознательно, то есть либо тюрьма, либо исправление.
Работа с трудными детьми или подростками обязательно предполагает педагогический процесс перевоспитания. Что такое перевоспитание? Это процесс предупреждения или преодоления различных отклонений в проведении ребенка или подростка.
Перевоспитание – это трудный процесс и для воспитанника, и для воспитателя. Воспитанник должен заинтересоваться перспективой нового пути. Воспитатель должен поверить в человека, проанализировать прошлое, настоящее и представить будущее воспитанника, не упрекая его прошлым.
Педагогу приходиться сталкиваться в своей работе с исправлением, когда нужно помочь ребенку в корне изменить свое поведение, изменить все его сознание и стремления, чувства и волю, его деятельность. Перед педагогом стоит вопрос: как изменить отношение ребенка к труду и спорту? Что может стимулировать его на положительную деятельность, как отвернуть его от нравственно постыдных поступков? Как подвести подростка к процессу самовоспитания и самообразования?
Все эти вопросы встают перед педагогом в работе с каждым воспитанником. К этому процессу педагог готовится. Изучив воспитанника, следует сосредоточить его внимание на психологической готовности к изменению своего поведения. Это второй этап перевоспитания. Третий этап – это процесс накопления нравственно положительных качеств, поступков воспитанника. Важно, чтобы этот процесс воспитатель контролировал и при небольших подвижках поощрял ребенка, направляя его дальше на изменение его поведения.
Цель педагога в работе с трудными детьми (подростками) состоит в том, чтобы помочь им «перешагнуть» через возникший кризис и самостоятельно изменить свою жизнь.
Важно, чтобы в этом процессе, точнее, на этом этапе воспитанник сам научился оценивать свои поступки, их положительные и отрицательные стороны, их причины и самостоятельно находить путь дальнейшего поведения. Это подход к четвертому этапу перевоспитания – процессу самовоспитания, когда воспитанник должен выйти из кризиса. На всех этих этапах воспитатель выступает в роли консультанта.
Следует также учитывать, что в этот процесс перевоспитания, кроме воспитателя включается коллектив воспитанников, в который попадает подросток. Здесь воспитатель выступает в роли координатора, направляя коллектив на перевоспитание своего товарища.
Важно знать способности воспитанника, определив которые, педагог внушает ему уверенность в своих силах, в реальности изменения своей жизни.
Следует помнить, что у трудных подростков это могут быть враждебность, агрессивность, замкнутость. Отсюда, начиная с малой группы, следует оздоровить обстановку созданием клуба, спортивной секции, технических кружков.
И еще один путь перевоспитания подростков – это включение в группу воспитанных подростков, что значительно сложнее других методов.
В перевоспитании трудных подростков можно обратиться к опыту А.с. Макаренко, его «методу взрыва», когда, оказавшись в критической ситуации, подросток понимает свою безысходность, чувствует отвращение к своей жизни. У него возникает потребность быть лучше. Но воспитанник достигнет успеха, если сможет изменить свои привычки и поступки.
Трудный подросток требует особого подхода. Это в полном смысле должен быть подход поэтапный, на первом этапе которого должны быть установлены хорошие отношения с подростком и его окружением, точнее, должен быть установлен контакт, что в практике работы педагога достигается не сразу и не просто.
Учитывая, что трудные подростки чаще всего особенно возбудимы, педагогу важно выбрать для ребенка тот вид деятельности, который поможет ему во время конфликта быть сдержанным и терпеливым. Задача педагога состоит в воспитании у подростка терпимости, внимания, сдержанности.
Для воспитания этих качеств следует помнить, что подросток может быть жестоким, поэтому ему нельзя поручать руководство за маленькими.