Структура методики и процедура проведения опросника

Опросник Шварца по изучению ценностей личности представляет собой шкалу, предназначенную для измере­ния значимости десяти типов ценностей.

Опросник (см. Приложение 1) состоит из двух частей, отличающихся процедурой проведения.

Первая часть опросника («Обзор ценностей»)предостав­ляет возможность изучить нормативные идеалы, ценно­сти личности на уровне убеждений, а также структуру ценностей, оказывающую наибольшее влияние на всю личность, но не всегда проявляющуюся в реальном соци­альном поведении.

Вторая часть опросника («Профиль личности»)изучает ценности на уровне поведения, то есть индивидуальные приоритеты, наиболее часто проявляющиеся в социаль­ном поведении личности.

Различие показателей по типам ценностей в этих двух частях опросника, характеризующих два уровня функци­онирования ценностей, отражает ценностное давление, которое осуществляется, с одной стороны, через социа­лизацию и, с другой стороны, посредством референтной группы и традиций.

Опросник может использоваться для изучения ценно­стей различных социальных групп. При необходимости испытуемым могут быть даны пояснения, касающиеся смысла некоторых слов и утверждений.

Методика Шварца для изучения ценностей личности

Что касается возрастного диапазона, опросник может использоваться для изучения ценностей личности, начи­ная с 14 лет. Проведение исследования ценностей подро­стков младше 14 лет представляется нецелесообразным по нескольким причинам.

Во-первых, в этом возрасте ценности находятся в про­цессе формирования.

Во-вторых, для испытуемых может оказаться сложной сама процедура ранжирования в первой части опросника.

В-третьих, может потребоваться большое количество разъяснений смысла используемых слов и высказываний.

Опросник Шварца предполагает самостоятельную ра­боту испытуемого с ним и может применяться как инди­видуально, так и в группе.

Первая часть опросника («Обзор ценностей»)представ­ляет собой два спискаслов, характеризующих в сумме57 ценностей.Все они имеют ясную мотивационную цель и являются в той или иной мере значимыми для разных культур.

В первом списке содержатся терминальные ценности, выраженные в виде существительных.

Во втором списке содержатся инструментальные цен­ности, выраженные в виде прилагательных.

Испытуемому предлагается оценить степень важности каждой ценности как руководящего принципа его жизни. Используется шкала от —1 до 7. Чем выше балл в диапа­зоне — 1,0, 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, тем более важной представля­ется ему эта ценность.

Во второй части опросника («Профиль личности»)при­водится список из 40 описаний человека, соответствующих тому или иному из 10 типов ценностей.Испытуемого про-

4. Структура методики и процедура проведения опросника

сят оценить, в какой степени описанный в опроснике че­ловек похож или не похож на него.

Используется шкала из 5 позиций: от «очень похож на меня» до «совсем не похож на меня».

Хотя проведение опросника не ограничено во време­ни, практика показывает, что ученики старших классов общеобразовательной школы и студенты 1 курса вуза обычно работают над опросником 30-50 минут.

Необходимо обращать внимание испытуемых на то, что все пункты опросника должны быть заполнены. Если в ходе работы у испытуемых возникают вопросы, экспериментатор должен на них ответить. При этом ответы должны быть разъясняющего и поддерживающего типа, но не выражать советов и не носить побуждающий характер.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Методика дает количественное выражение значимос­ти каждого из десяти мотивационных типов ценностей на двух уровнях:

• на уровне нормативных идеалов и

• на уровне индивидуальных приоритетов.

Обработка результатов проводится путем соотнесения ответов испытуемого с ключом. Соответствующий ключ приводится в Приложении 2. В нем указаны номера пунк­тов обеих частей опросника, соответствующие каждому ти­пу ценностей. Средний балл по данному типу ценности по­казывает степень ее значимости.

При обработке первого раздела опросника — «Обзор ценностей»(уровень нормативных идеалов) — результаты по спискам 1 и 2 суммируются.

Перед подсчетом результатов второго раздела опрос­ника — «Профиль личности»— необходимо перевести шкалу опросника в баллы. Ключ для перевода ответов ис­пытуемых в баллы приводится ниже в таблице 1.

Таблица 1.Количество баллов, приписываемое пунктам шкалы «Профиль личности» при обработке результатов.

Пункты Очень Похож В неко- Немно- Не по- Совсем
шкалы похож на меня торой го по- хож на не по-
  на меня   степени похож на меня хож на меня меня хож на меня
Количе-            
ство -1
баллов            

5. Обработка результатов

При первичной обработке данных по каждой части оп­росника («Обзор ценностей» и «Профиль личности») высчи-тывается средний балл для выбранных испытуемым ответов в соответствии с ключом (см. Приложение 2). Обработка про­водится отдельно для каждого из 10 типов ценностных ори­ентации. Величина этого среднего балла по отношению к другим позволяет судить о степени значимости этого ти­па ценностей для испытуемого.

Следует обратить внимание, что данные, полученные по первой и второй частям опросника, обычно не совпадают, так как ценностные ориентации личности на уровне нор­мативных идеалов не всегда могут реализоваться в поведе­нии вследствие ограничения возможностей человека, груп­пового давления, соблюдения определенных традиций, следования образцам поведения и другим причинам.

В соответствии со средним баллом по каждому типу цен­ностей устанавливается их ранговое соотношение. Каждо­му типу ценностей присваивается ранг от 1 до 10. Первый ранг присваивается типу ценностей, имеющему наиболее высокий средний балл, десятый — имеющему самый низ­кий средний балл. Ранг от 1 до 3, полученный соответству­ющими типами ценностей, характеризует их высокую зна­чимость для испытуемого. Ранг от 7 до 10 свидетельствует о низкой значимости соответствующих ценностей.


Наши рекомендации