Процедура исследования. Исследование коммуникативных и организаторских склонностей с помощью тест-опросника

Исследование коммуникативных и организаторских склонностей с помощью тест-опросника КОС можно проводить и с одним испытуемым и с группой. Испытуемым раздаются тексты опросника, бланки для ответов, и зачитывается инструкция.

Инструкция: «Предлагаемый Вам тест содержит 40 вопросов. Прочитайте их и ответьте на все вопросы с помощью бланка. На бланке напечатаны номера вопросов. Если Ваш ответ на вопрос положителен, то есть Вы согласны с тем, о чем спрашивается в вопросе, то на бланке соответствующий номер обведите кружочком. Если же Ваш ответ отрицателен, то есть Вы не согласны, то соответствующий номер зачеркните. Следите, чтобы номер вопроса и номер в бланке для ответов совпадали. Имейте в виду, что вопросы носят общий характер и не могут содержать всех необходимых подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, на некоторые вопросы Вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать гот ответ, который Вы считаете предпочтительным. При ответе на любой из этих вопросов обращайте внимание на его первые слова и согласовывайте свой ответ с ними. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Важна искренность при ответе».

Опросник

1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?

2. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?

3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из Ваших товарищей? 4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

4. Есть ли у Вас стремление к устанновлению новых знакомств с разными людьми?

5. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

6. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-либо другими занятиями, чем с людьми?

7. Если возникли какие-либо помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?

8. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?

9. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

10. Тру дно ли Вам включаться в новую для Вас компанию?

11. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

12. Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

13. Стремитесь ли Вы добиться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

14. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?

15. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?

16. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

17. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?

18. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?

19. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?

20. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?

21. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?

22. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

23. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

24. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?

25. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

26. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам людей?

27. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

28. Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую Вам компанию?

29. Принимали ли Вы участие в общественной работе в школе?

30. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

31. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?

32. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую Вам компанию?

33. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей? 35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

34. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

35. Верно ли, что у Вас много друзей?

36. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

37. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

38. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Бланк для ответов представляет собой четыре колонки с цифрами, означающими номера вопросов и пронумерованными от 1 до 40 в определенном порядке, точно таком, как на образце.

Если испытуемых было несколько, то при необходимости бланки подписывают на обратной стороне.

Обработка результатов

Цель обработки результатов — получение индексов коммуникативных и организаторских склонностей. Для этого ответы испытуемого сопоставляют с дешифратором и подсчитывают количество совпадений отдельно по коммуникативным и организаторским склонностям. В дешифраторе учитывается построчное расположение номеров вопросов в бланке для ответов.

Дешифратор

Склонности Ответы
положительные отрицательные
Коммуникативные номера вопросов 1-й строки номера вопросов 3-й строки
Организаторские номера вопросов 2-й строки номера вопросов 4-й строки


Чтобы определить уровень коммуникативных и уровень организаторских склонностей, нужно высчитать их коэффициенты. Коэффициенты представляют собой отношение количества совпадающих ответов той или иной склонности к максимально возможному числу совпадений, в данном случае — к 20. Формулы для подсчета коэффициентов такие

Кх Ох
Кк = —— ; Ко = —— , где
20 20

Кк — коэффициент коммуникативных склонностей;

Ко — коэффициент организаторских склонностей;

Кх и Ox — количество совпадающих с дешифратором ответов соответственно по коммуникативным и организаторским склонностям.

Анализ результатов

В ходе анализа результатов сначала дают оценку уровня коммуникативных и организаторских склонностей испытуемого. Для этого пользуются шкалой оценок.

Шкала оценок коммуникативных и организаторских склонностей

Кк КО Шкала оценки
0,10-0,45 0,2-0,55
0,46-0,55 0,56-0,65
0,56-0,65 0,66-0,70
0,66-0,75 0,71-0,80
0,75-1,00 0,81-1,00


Уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей характеризуется с помощью оценок по шкале следующим образом. Испытуемые, получившие оценку 1, — это люди с низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

Испытуемые, получившие оценку 2, имеют коммуникативные и организаторские склонности ниже среднего уровня. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводит время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Во многих делах они предпочитают избегать проявления самостоятельных решений и инициативы.

Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию коммуникативных и организаторских склонностей.

Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке,быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принимать самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

Испытуемые, получившие высшую оценку 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они испытывают, потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, это инициативные люди, которые предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято другими. Они могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать разные игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает, и сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.

Коммуникативные и организаторские склонности представляют собой важный компонент и предпосылку развития способностей в тех видах деятельности, которые связаны с общением с людьми, с организацией коллективной работы. Они являются важным звеном в развитии педагогических способностей.

Желание заниматься организаторской деятельностью и общаться с людьми зависит и от содержания соответствующих форм активности, и от типологических особенностей самой личности. Во многом они определяются субъективной ценностью и значимостью для человека будущих результатов его активности и отношением к лицам, с которыми он взаимодействует. Это следует учесть, составляя рекомендации для испытуемых с низким уровнем развития исследуемых склонностей. Достаточно часто склонности появляются в ходе таких видов деятельности и общения, которые вначале человеку безразличны, но по мере включения в них становятся значимыми. Здесь важны собственные усилия и преодоление коммуникативных барьеров, которые возможны, если человек ставит себе сознательную цель саморазвития.

ТЕМА 13. ЛИЧНОСТЬ

Личностью в психологии называется системное социально-психологическое качество человека, формирующееся и развивающееся у него в процессе жизни в обществе по мере освоения разных видов деятельности и общения. Личность существует в пространстве разнообразных характерных для общества отношений. Имея сознание, человек ориентируется в сложной системе взаимоотношений, вступает вo взаимодействия, осознает себя, сравнивая с другими, переживает ситуации успеха и неудач. Мотивационная

функция деятельности и общения реализуется в виде побуждений, влечений, желаний, направленности благодаря таким компонентам личности, как потребности, мотивы, интересы. Ориентировка в жизни, особенно в людях, в том числе в самом себе, в межличностных отношениях, возможна благодаря познавательным процессам и выявляется не только в понятиях, суждениях, представлениях и умозаключениях, но и в идеалах, самосознании, убеждениях, мировоззрении. Реализация поведения человека, программирование его деятельности и общения связаны с целеполаганием, способностями, установками и убеждениями. Регуляция и контроль деятельности, общения и отношений происходит не только благодаря темпераменту и характеру, но и притязаниям и самооценке личности.

В данный практикум вошли задания, позволяющие охарактеризовать некоторые регуляционные отношения личности к себе и другим людям.

Задание 37
Исследование самооценки личности

Цель исследования: определить уровень самооценки. Материал и оборудование: список слов или специальный бланк со словами, характеризующими отдельные качества личности, ручка.

Это исследование имеет два существенно различающихся по процедуре варианта определения самооценки личности. В обоих случаях можно работать как с одним испытуемым, так и с группой.

Первый вариант исследования

В основе исследования самооценки в этом варианте методики лежит способ ранжирования. Процедура исследования включает две серии. Материалом, с которым работают испытуемые, является напечатанный на специальном бланке список слов, характеризующих отдельные качества личности. Каждый испытуемый получает такой бланк в начале исследования. При работе с группой испытуемых важно обеспечить строгую самостоятельность ранжирования.

Первая серия

Задача первой серии: выявить представление человека о качествах своего идеала, то есть "Я" идеальное. Для этого слова, напечатанные на бланке, испытуемый должен расположить в порядке предпочтения.

Инструкция испытуемому: "Прочитайте внимательно все слова, характеризующие качества личности. Рассмотрите эти качества с точки зрения присущности их идеальной личности, то есть с точки зрения полезности, социальной значимости и желательности. Для этого проранжируйте их, оценив каждое в баллах от 20 до 1. Оценку 20 поставьте в бланке, в колонке №1 слева от того качества, которое, по Вашему мнению, является самым полезным и желательным для людей.

Оценку 1 – в той же колонке №1 слева от качества, которое наименее полезно, значимо и желательно. Все остальные оценки от 19 до 2 расположите в соответствии с Вашим отношением ко всем остальным качествам. Следите, чтобы ни одна оценка не повторялась дважды".

Вторая серия

Задача второй серии: выявить представление человека о своих собственных качествах, то есть его "Я" реальное. Как и в первой серии испытуемого просят проранжировать напечатанные на бланке слова, но уже с точки зрения характерности или присущности обозначаемых ими качеств личности себе самому.

Инструкция испытуемому. "Прочитайте снова все слова, характеризующие качества личности. Рассмотрите эти качества с точки зрения присущности их Вам. Проранжируйте их в колонке №2, оценив каждое от 20 до 1. Оценку 20 – поставьте справа от того качества, которое, по Вашему мнению, является присущим Вам в наибольшей степени, оценку 19 – поставьте тому качеству, которое характерно для Вас несколько меньше, чем первое, и так далее. Тогда оценкой 1 у Вас будет обозначено то качество, которое присуще Вам меньше, чем все остальные. Следите, чтобы оценки-ранги не повторялись дважды".

Бланк со словами, характеризующими качества личности выглядит следующим образом.

Бланк

№1 Качества личности №2 d d2
  Уступчивость      
  Смелость      
  Вспыльчивость      
  Нервозность      
  Терпеливость      
  Увлекаемость      
  Пассивность      
  Холодность      
  Энтузиазм      
  Осторожность      
  Капризность      
  Медлительность      
  Нерешительность      
  Энергичность      
  Жизнерадостность      
  Мнительность      
  Упрямство      
  Беспечность      
  Застенчивость      
  Ответственность      


Обработка результатов

Цель обработки результатов – определение связи между ранговыми оценками качеств личности, входящими в представления "Я" – идеальное и "Я" реальное. Мера связи устанавливается с помощью коэффициента ранговой корреляции Ч.Спирмена. Оценки от 1 до 20 предложенных качеств в обоих рядах принимаются за их ранги. Разность рангов, определяющих место того или иного качества личности, дает возможность вычислить коэффициент по формуле:

Процедура исследования. Исследование коммуникативных и организаторских склонностей с помощью тест-опросника - student2.ru

п – число предложенных качеств личности (п=20);

d – разность номеров рангов.

Чтобы высчитать коэффициент, необходимо вначале подсчитать на бланке, в специально отведенной колонке, разность рангов (d) по каждому предложенному качеству. Затем каждое полученное значение разности рангов (d) возводят в квадрат и записывают результат на бланке в колонке (d ), суммируют и сумму (Sd2) вносят в формулу.

Если количество качеств равно 20, то формула имеет упрощенный вид:

Процедура исследования. Исследование коммуникативных и организаторских склонностей с помощью тест-опросника - student2.ru

Коэффициент ранговой корреляции (г) может находиться в интервале от –1 до +1. Если полученный коэффициент не менее -0,37 и не более +0,37 (при р = 0,05), то это указывает на слабую незначимую связь (или ее отсутствие) между представлениями человека о качествах своего идеала и своих реальных качествах. Такой показатель может быть вызван несоблюдением испытуемым инструкции. Но если инструкция выполнялась, то малая связь означает нечеткое и недифференцированное представление человеком своего идеального "Я" и "Я" реального.

Значение коэффициента корреляции от +0,38 до +1 – свидетельство наличия значимой положительной связи между "Я" – идеальным и "Я" – реальным. Это можно трактовать как проявление адекватной самооценки или, при R от +0,39 до-И), 89, тенденции к завышению. Но, значения от+0,9 до +1 часто выражают неадекватно завышенное самооценивание. Значение коэффициента корреляции в интервале от –0,38 до -1 говорит о наличии значимой отрицательной связи между "Я"-идеальным" и "Я"-реальным". Он отражает несоответствие или расхождение представлений человека о том, каким ему нужно быть, и тем, какой он, по его представлению, на самом деле. Это несоответствие предлагается интерпретировать как заниженную самооценку. Чем ближе коэффициент к – 1, тем больше степень несоответствия.

Второй вариант исследования

Второй вариант исследования самооценки основан на способе выбора. Материалом является список слов, характеризующих отдельные качества личности. Этот вариант исследования также состоит из двух серий.

Первая серия

Задача первой серии: определить список и количество эталонных качеств желаемого и нежелаемого образа – Я. Испытуемого просят просмотреть слова из списка и, выбрав, составить два ряда. В один ряд нужно записать слова, обозначающие те качества личности, которые относятся к субъективному идеалу, то есть составляют "положительное" множество, а в другой ряд – те качества, которые нежелательны, то есть составляют "отрицательное" множество.

Инструкция испытуемому: "Посмотрите внимательно на список предложенных слов, характеризующих личность. В левом столбике на листе бумаги запишите те качества, которые Вы хотели бы у себя иметь, а в правый – те, которые не хотели бы у себя иметь. Качества, смысл которых Вам непонятен или которые Вы не можете отнести ни в один, ни в другой столбик, никуда не пишите. Не думайте о том, есть ли данное качество у Вас или нет, важно только одно: хотите его иметь или нет".

Вторая серия

Задача второй серии: определить набор качеств личности испытуемого, которые, по его мнению, ему присущи, среди выбранных эталонных качеств "положительного" и "отрицательного" множества.

Инструкция испытуемому: "Просмотрите внимательно слова, записанные Вами в левый и в правый столбик и отметьте крестиком или галочкой те качества, которые, по Вашему мнению, Вам присущи".

Наши рекомендации