Формы организации контроля в учебно-воспитательном процессе
Контрольная деятельность может быть реализована в фронтальной, групповой, индивидуальной, комбинированной формах и самоконтроле.
Фронтальная форма рекомендуется в тех случаях, когда контролю подлежит сравнительно небольшой по объему материал. К примеру, в вводной или заключительной части урока учитель решил определить сформированность знаний по тем или иным темам. Для этого он обратился к классу с вопросом, требующим кратких ответов. Такие ответы могут быть даны учащимися прямо в строю. Всему классу или группе учащихся может быть предложено выполнить какой-либо элемент техники ранее изученного двигательного действия. Наблюдение за его выполнением дает учителю нужную информацию в кратчайшее время. Так, во время разминочного медленного бега учитель предлагает по его сигналу выполнить остановку прыжком и фиксировать баскетбольную стойку.
При умелом применении фронтальный метод позволяет проверить усвоение техники двигательных действий значительной частью учащихся за сравнительно небольшое время.
Групповая форма контроля используется в тех случаях, когда на уроке решаются 2 — 3 педагогические задачи и учащиеся организованы по группам.
Возникает возможность проверить итоги учебной работы или ход реализации двигательной задачи частью учащихся класса, получивших групповое задание.
Задачи ставятся перед этой группой, и в их решении принимают участие все учащиеся группы.
Групповая форма может быть использована для контроля знаний, умений, навыков, уровня физической подготовленности, сформированности умений, самостоятельных занятий физическими упражнениями и т.д.
Индивидуальная форма контроля применяется для более глубокого выявления уровня подготовленности учащихся, их знаний, умений, навыков, количественных показателей. В этих целях используют вызов-опрос или организуют деятельность учащихся в индивидуально-групповой форме.
Самоконтроль учащихся обеспечивает внутреннюю обратную связь в учебном процессе, получение учащимися информации оправильности решения двигательной задачи, о сформированности знаний, умений и навыков, о трудностях и недостатках. Формирование навыков самоконтроля — важнейшая часть умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
Требования к контролю в учебно-воспитательном
Процессе
Впедагогической литературе обоснован ряд требований к контролю.
В их числе:
1) соответствие целевой ориентации цикла технологии учебно-воспитательного процесса, компонентом которого является контроль;
2) индивидуальность, которая обусловливает контроль за учебной деятельностью каждого школьника, не допуская при этом подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы класса в целом, и наоборот;
3) систематичность контроля, его присутствие во всех циклах технологии учебно-воспитательного процесса;
4) всесторонность контроля с охватом всех разделов и тем учебной программы (знания, двигательные навыки и умения, инструктивные навыки и умения, нормы, требования);
5) разнообразие форм и методов его осуществления;
6) объективность и гласность контроля, гарантия исключения преднамеренных, субъективных и ошибочных оценочных суждений и выводов учителя.
Отражение этих требований в целях, содержании, формах организации и методах контроля и соблюдение их в процессе контрольной деятельности как учителем, так и руководителями школ обеспечивают выполнение контролем своих функций в целостном процессе обучения и управления им.
Таким образом, контроль представляет собой один из главных компонентов управления, содействующих достижению целей и задач обучения по предмету «Физическая культура».
Результаты итогового контроля на завершающих этапах микро-, мезо- и макроциклов анализируются на различных уровнях управления учебным процессом. Для этого к обсуждению привлекают лиц, причастных к решению анализируемой проблемы. Обсуждение носит характер педагогического консилиума. В результате обсуждения материалов итогового контроля дается оценка учебному процессу, его достижениям, обосновываются цель, задачи, содержание, формы и методы рекомендаций для планирования и контроля на новых управленческих циклах.
Контрольные вопросы и задания
1. Обоснуйте место педагогического контроля в технологии учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура».
2. Назовите элементы содержания контрольного компонента деятельности учителя физической культуры.
3. Какие методы применяет учитель, реализуя свою контрольную деятельность на уроках физической культуры?
4. Перечислите формы организации педагогического контроля на уроках физической культуры.
5. Каковы требования к контролю в технологии учебно-воспитательного процесса по физической культуре в школе?
ГЛАВА 17