Л. Место, функции и сущность оценочно-аналитического компонента технологии учебно-воспитательного процесса

Контроль результатов дидактического взаимодействия наслаи­вается на очередные, не менее значимые моменты технологии учебно-воспитательного процесса — оценку и анализ результатов взаимодействия учителя и учащихся. В совокупности и взаимосвя­зи они составляют важный компонент технологии преподавания учебного предмета, в том числе физической культуры.

Логическое завершение контроля учителем — оценивание им результатов учебной деятельности учащихся в ее конкретном цикле (урок; система уроков, посвященных определенной теме или разделу учебной программы; период учебного года: учеб­ная четверть, триместр, семестр, учебный год в целом). Мате­риалы, отражающие итог оценивания, фиксируются в класс­ном журнале отметками по пятибалльной шкале: 5, 4, 3, 2, 1. Параллельно с классным журналом опытные учителя физиче­ской культуры ведут свои документы учета успеваемости уча­щихся, особенно показателей двигательной подготовленности (контрольных испытаний), а также протоколы контрольных ис­пытаний (тестирования).

Оценивание — один из важных моментов контроля. Его ре­зультат — отметка. Она символизирует степень или уровень дос­тижений школьника в усвоении им содержания образования (или его порции) по физической культуре.

Оценивая, учитель устанавливает соответствие уровня факти­ческой обученности учащихся по признакам, которые были за­ложены в формулировках целей, педагогических задач в конкре­тизированных циклах технологии учебно-воспитательного про­цесса.

Предметы оценивания по физической культуре — знания, дви­гательные и инструктивные навыки и умения, уровень развития двигательных качеств (физической подготовленности), сформи-рованность видов физкультурной деятельности школьника.

Отметка по предмету «Физическая культура» в плане право­мочности быть представленной в документах об общем образова-

Л. Место, функции и сущность оценочно-аналитического компонента технологии учебно-воспитательного процесса - student2.ru Л. Место, функции и сущность оценочно-аналитического компонента технологии учебно-воспитательного процесса - student2.ru Л. Место, функции и сущность оценочно-аналитического компонента технологии учебно-воспитательного процесса - student2.ru Л. Место, функции и сущность оценочно-аналитического компонента технологии учебно-воспитательного процесса - student2.ru нии, которые выдаются по завершении обучения в его основной и полной средней ступенях, прошла трудный путь1.

В Положении об оценке по физической культуре предписыва­лось, чтобы на каждом уроке проводился текущий учет, при этом оценивались параметры учебной деятельности школьников (зна­ния и техника движений).

Итоговая оценка за освоение темы, если по ней не предусмот­рено выполнение учебного норматива, выставлялась только на основании текущих отметок.

При выведении итоговой отметки за усвоение законченных тем программы принималось во внимание знание теоретических све­дений, связанных с выполнением двигательных действий, входя­щих в данную тему.

Без сдачи учебного норматива оценка должна выставляться за усвоение следующих тем:

- из раздела гимнастики — строевые упражнения, основные движения руками, ногами, туловищем, танцевальные и акроба­тические элементы, равновесия, опорные прыжки, преодоление препятствий, поднимание и переноска груза, упражнения в со­противлении;

- из раздела лыжной подготовки — способы передвижения на лыжах, подъемы и спуски с гор, повороты;

- из раздела спортивных игр — перемещения и стойки, пере­дачи, подачи, ведение мяча, ловля и броски мяча, тактические действия;

- из раздела плавания — освоение в воде, движения рук, ног, сочетание движений рук и ног с дыханием при изучении способа «кроль на груди».

С учетом сдачи учебного норматива оценивалось усвоение та­ких разделов: прыжки в высоту и длину, метание мяча и гранаты, толкание ядра, бег, лазанье по канату, висы и упоры (норматив по подтягиванию, сгибанию и разгибанию рук в упоре лежа). Вы­полнение нормативов по лыжной подготовке и плаванию имело значение при выведении оценки за усвоение всего раздела про­граммы. Результат, показанный в кроссе, влияет на оценку по легкой атлетике в четвертой четверти.

Если ученик показывал результат ниже норматива, предусмот­ренного программой, оценка снижалась по сравнению с оценкой за освоение движений и знаний на один балл. Если ученик выпол­нял учебный норматив, итоговой оставалась оценка за технику

1 Устав средней общеобразовательной школы, одобренный постановлением Совета министров СССР (8 сентября 1970 г.), закрепил отметку по физической культуре в основных формах учебной документации, включая свидетельство и атте­стат, которые выдаются по завершении основного и (полного) общего образования. Данное положение сохранено Законом РФ «Об образовании» (1996 г.).




движений и теоретические знания. Если при сдаче учебного нор­матива ученик показывал результат, соответствующий нормати­вам школьных ступеней, которые были установлены в стране (ком­плекс ГТО), оценка за тему (раздел) повышалась на один балл по сравнению с оценкой (если она ниже 5 баллов) за усвоение техники движений и знание теоретических сведений.

Невыполнение учебных нормативов по независящим от школь­ника причинам (непропорциональное физическое развитие, от­ставание в физическом развитии, длительные пропуски занятий по уважительным причинам) при положительных текущих оцен­ках за технику движений и усвоение знаний не служило основа­нием для снижения итоговых оценок.

Итоговая оценка за период учебного года (учебная четверть, триместр, семестр) и теперь выводится на основании всех оце­нок, полученных учениками за данный период. При этом приори­тет имеют отметки за освоение завершенных тем и разделов учеб­ной программы.

Годовая оценка в классах, завершающих ступень общеобразо­вательной школы (IV, IX, XI классы), выставляется в соответ­ствии с требованиями ГОСа к уровню подготовки обучающихся (IV класс) и выпускников (IX и XI классы): конкретные знания, двигательные и инструктивные умения, а также нормативы, на основе которых устанавливается уровень физической подготов­ленности школьников по силе, скорости, выносливости и коор­динации.

В остальных (невыпускных) классах годовая оценка выводится на основе четвертных, триместровых и семестровых оценок.

Вместе с тем двойку как итоговую отметку следует рассматри­вать как явление чрезвычайное. Нет необходимости ждать конца учебного года, чтобы объявить о двойке учащегося его родите­лям, классному руководителю и администрации школы.

Наши рекомендации