По выполнению контрольных работ
Методические указания
По выполнению контрольных заданий
Студентами заочной формы обучения
По дисциплине ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи
для студентов заочной формы обучения
Специальности:08.02.01Строительство и эксплуатация зданий и сооружений;
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта;
23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)
Чебоксары, 2016
Составитель: М.Е. Ярайкина
Методические указания по выполнению контрольных заданий студентами заочной формы обучения:Русский язык и культура речи. - Чебоксары, 2016. - 36 с.
Рецензенты:
Шихранова С.Н., преподаватель высшей категории ГАПОУ «Чебоксарский техникум ТрансСтройТех» Минобразования Чувашии
Методические указания по выполнению контрольных заданий разработаны в соответствии ФГОС СПО с рабочей программой дисциплины Русский язык и культура речи, которая относится к базовой части подготовки специалистов среднего звена.
Содержат рекомендации по изучению теоретического блока, порядок выполнения контрольных работ, контрольные задания, порядок и образцы их выполнения. Приводятся вопросы и задания для промежуточной аттестации и итогового контроля, а также основные понятия и термины по темам.
Методические указания предназначены студентам всех специальностей отделения заочной формы обучения в помощь для организации самостоятельной работы по изучению материалов курса.
Рассмотрены и одобрены учебно- методическим объединением преподавателей гуманитарных дисциплин ГАПОУ «Чебоксарский техникум ТрансСтройТех» Минобразования Чувашии
протокол № ____ от «___» __________ 201_ г.
Рекомендованы методическим советом ГАПОУ «Чебоксарский техникум ТрансСтройТех» Минобразования Чувашии протокол № __ от «__» _________ 201_ г.
© Ярайкина М.Е., 2016
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………........................... | стр. 3 |
1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………………5 1.1. Тематический план учебной дисциплины …………………5 | |
2. ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ (или Порядок выполнения контрольной работы) …………………………………………………13 2.1. Требования по оформлению контрольной работы .……… .13 | |
3. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………………………………...33 3.1. Вопросы для итогового контроля ……………………………33 | |
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………….…34 |
ВВЕДЕНИЕ
Методические указания и контрольные задания по выполнению самостоятельной работы студентами заочной формы обучения являются частью основной профессиональной образовательной программы. Самостоятельная работа по дисциплине Русский язык и культура речи предполагает следующее:
− самостоятельное изучение теоретического материала;
− выполнение домашней контрольной работы;
Целью изучения дисциплины «Русский язык и культура речи»является овладение общими и профессиональными компетенциями в соответствии с ФГОС СПО.
Содержание дисциплины «Русский язык и культура речи»разбито на смысловые блоки (разделы), которые изучаются по темам. Структура каждой темы представлена следующим образом:
· Основные понятия и термины по теме.
· План изучения тем:
· Краткое изложение теоретических вопросов. Наличие тезисной информации по теме сориентирует Вас на ключевые моменты тем, которые необходимо углубить и расширить материалом указанной литературы.
· Практическая работа выполняется на занятиях по русскому языку и культуре речи.
· Контрольная работапредусматривает изучение всех тем и обязательное посещение занятий. Выполнение контрольных работ обязательно.
· Основные и дополнительные источники по теме. Из всего перечня рекомендованной литературы следует опираться на литературу, указанную как основную.
Для того чтобы Вы успешно прошли итоговую форму контроля, Вам необходимо, помимо освоения теоретического материала и отчета по практическим работам, выполнить контрольную работу, предусмотренную учебным планом.
Для выполнения контрольной работы необходимо:
- внимательно ознакомиться с вопросами (теоретическими и практическими) своего варианта;
- подобрать соответствующие учебно-методические пособия, изданные в техникуме, учебную литературу, нормативные и нормативно-правовые документы;
- ознакомиться с подобранной информацией;
- выполнить задания по теоретическим вопросам, составив, в зависимости от задания, конспект, таблицу, схему, план ответа и др.;
- оформить работу в соответствии с образцами.
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
- строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;
- анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в устной и письменной речи (орфоэпические, лексические, словообразовательные и др.);
- пользоваться словарями русского языка; употреблять основные выразительные средства русского литературного языка; продуцировать тексты основных деловых и учебно-научных жанров.
В результате освоения дисциплины студентдолжен знать:
- различия между языком и речью; функции языка как средства формирования и трансляции мысли;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- продуцирования связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуации общения;
- участия в диалогах и полилогах, установление речевого контакта, обмен информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями.
Освоение дисциплины «название дисциплины» требует обязательного выполнения студентами одной контрольной работы. По итогам изучения дисциплины проводится дифференцированный зачет.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Тематический план и содержание учебной дисциплины
«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
№ занятия по разделу | Объем часов | Темы учебных занятий | Тип урока | Оснащение занятия | Коды формируемых ОК, ПК |
| Язык и речь. Понятие культуры речи. Основные понятия и термины по теме: предмет и задачи культуры речи, ее взаимосвязь с риторикой, стилистикой и другими гуманитарными науками. Основные аспекты культуры речи. Литературный язык как образцовая форма языка, служащая основой изучения культуры речи и стилистики. Основные признаки и функции литературного языка. Литературный язык в системе форм существования русского национального языка. | уроки рефлексии; | Компьютер, проектор, учебники по русскому языку и культуре речи, словари, раздаточный материал | ОК-1,ОК-2 | |
Вопросы для самопроверки: 1. Что понимается под понятием «культура речи»? 2. Назовите три аспекта культуры речи. В чем они состоят? 3. Каковы коммуникативные качества хорошей речи? 4. Что такое коммуникативная компетенция личности? 5. Как вы понимаете понятие «речевая коммуникация»? 6. Опишите модель речевой коммуникации с опорой на схему коммуникативного акта. 7. По каким признакам определяются типы речевой коммуникации? 8. Что такое «речевой жанр». Приведите примеры. | |||||
| Слово и его лексическое значение. Активный и пассивный состав языка. Основные понятия и термины по теме: Правильность и точность словоупотребления. Многозначность и омонимия, плеоназм и тавтология, паронимы, синонимы, антонимы, заимствования, устаревшие слова и неологизмы. Фразеологические средства языка – фразеологические обороты, языковые афоризмы, устойчивые словосочетания. Слова ограниченного и неограниченного употребления – профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы и терминологическая лексика. | уроки развивающего контроля | Компьютер, проектор, учебники по русскому языку и культуре речи, словари, раздаточный материал | ОК-1,ОК-2 | |
Вопросы для самопроверки: 1. Какие изобразительно – выразительные средства языка художественной литературы вы знаете? 2. Назовите основные тропы и стилистические фигуры, приведите примеры. 3. Что такое лексикография? 4. Что такое фразеологизмы? Что составляет их специфику? 5. Какую функцию выполняют в речи пословицы и поговорки. В чём особенность их использования? 6. Вспомните известные вам пословицы поговорки. 7. В чём состоит особенность крылатых выражений? Объясните значения приведённых ниже словосочетаний: Козёл отпущения – Вавилонское столпотворение – Подвиги Геракла – Дамоклов меч – Галиматья – 8. Значение словарей в жизни человека. Какие виды словарей вы знаете? | |||||
| Фонетика и орфоэпия Основные понятия и термины по теме: Нормативное произношение и ударение. Произношение гласных и согласных звуков. Русское ударение – нефиксированное и подвижное. Трудности ударения в словах разных частей речи. | уроки общеметодологической направленности; | Компьютер, проектор, учебники по русскому языку и культуре речи, словари, раздаточный материал | ОК-1,ОК-2, ОК-8 | |
Вопросы для самопроверки: 1. Что вы узнали об особенностях русского ударения? Какие варианты ударения знаете? 2. Какие правила произношения вы знаете? Что означает фонетика? 3. Что такое фонема и какова её роль в языке? Чем отличается фонема от звука речи? 4. Каковы принципы классификации звуков речи в русском языке? 5. Что такое орфоэпия? 6. Каковы особенности русского ударения? 7. Каковы основные тенденции в развитии русского ударения. | |||||
| Морфемика и словообразование Основные понятия и термины по теме: Морфема. Морфемный способ. Суффиксальный способ, префиксальный, префиксально-суффиксальный способ, постфиксальный, префиксально, суффиксально-постфиксальный , префиксально-суффиксально, безаффиксный (или бессуффиксный, сложение. | уроки рефлексии; | Компьютер, проектор, учебники по русскому языку и культуре речи, словари, раздаточный материал | ОК-8,ОК-9 | |
Вопросы для самопроверки: 1.Назовите все способы словообразования в русском языке, охарактеризуйте каждый из них 2. Почему окончание не является значимой частью слова и не входит в его основу? 3.Как образуются слова терминологической лексики? 4.Что изучают такие науки о языке, как морфемика и словообразование? 5.Что такое морфемы и аффиксы? В чем их различие и какова их функция 6.Почему окончание не является значимой частью слова и не входит в его основу? | |||||
| Морфология и законы правописания Основные понятия и термины по теме: Правильное использование грамматических форм имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, причастия и деепричастия. | уроки рефлексии; | Компьютер, проектор, учебники по русскому языку и культуре речи, словари, раздаточный материал | ОК-1,ОК-2 | |
Вопросы для самопроверки: 1. Что изучает морфология? 2. Какими признаками характеризуются имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол? 3. Все ли существительные изменяются по числам? 4. Какие существуют нормы в употреблении форм имён прилагательных? 5. Какие существуют особенности в образовании некоторых личных форм глагола? 6. Какими признаками характеризуются причастие и деепричастие? 7. Что такое орфограмма? Назовите основные типы и виды орфограмм. 8. Назовите основные принципы русской орфографии. 9. Что такое пунктуация и что такое знаки препинания? 10. Какой принцип лежит в основе русского правописания. 11. Какие отступления от морфологического принципа наблюдаются в русском языке? 12. Для чего нужна пунктуация? Влияет ли пунктуация на смысл высказывания? 13. Каковы основные принципы русской пунктуации? | |||||
| Синтаксис и пунктуация Основные понятия и термины по теме: Порядок слов в предложении, согласование сказуемого с подлежащим, определения с определяемым словом. Труднее случаи именного и глагольного управления – управление при однородных членах предложения, «нанизывание» падежей, придаточных предложений с одинаковыми союзами, выбор правильного падежа и предлога. Употребление обособленных конструкций. | уроки общеметодологической направленности; | Компьютер, проектор, учебники по русскому языку и культуре речи, словари, раздаточный материал | ОК-1,ОК-2 | |
Вопросы для самопроверки 1. Чем отличаются словосочетания от слов и предложений? 2. Назовите виды предложений по цели высказывания? 3. Назовите особенности согласования подлежащего и сказуемого? 4. Назовите все второстепенные члены предложения, охарактеризуйте каждый из них. 5. Какие предложения называются осложненными? 6. Что такое однородные члены? Какие члены предложения могут однородными? 7. Назовите выразительные возможности русского синтаксиса. 8. Дайте характеристику ССП. 9. Дайте характеристику СПП. 10. В чём смысл названия «безличные предложения»? 11. Отличие сложного предложения от простого предложения. 12. Классификация сложных предложений. 13. Какие средства связи простых предложений в составе сложного вы знаете? 14. Чем различаются союзы и союзные слова? | |||||
| Стили речи Основные понятия и термины по теме: Функциональные стили русского языка: разговорный, научный, публицистический, официально-деловой, стиль художественной литературы. Сферы их использования, языковые признаки. Особенности построения текстов разных стилей. | уроки общеметодологической направленности; | Компьютер, проектор, учебники по русскому языку и культуре речи, словари, раздаточный материал | ОК-8,ОК-9 | |
Вопросы для самопроверки 1. Назовите основные функциональные стили русского языка. 2. В какой сфере общественной деятельности функционирует научный стиль? Назовите его основные черты. 3. Назовите основные черты деловой речи. 5. Какие основные черты имеет газетно-публицистический стиль, и какими языковыми средствами они выражаются? 6. Какие черты характеризуют ситуацию общения в обиходно-разговорной речи? Какие лингвистические особенности разговорной речи вы можете назвать? 7. Какие жанры официально – делового стиля речи вы знаете? | |||||
| Дифференцированный зачет |