Специфика предметно-пространственной среды интерьеров Древнего мира.
Характерные художественные особенности, идейные основы, истоки современного интерьера.
Специфика предметно-пространственной среды интерьеров Древнего мира.
Искусство создания интерьера ведет свое начало из глубокой древности, когда люди, не озадачиваясь проблемой стилистической принадлежности, тем не менее создавали окружающее их пространство в строгом соответствии с господствующими представлениями о красоте и удобстве. Выбор их был минимален: он ограничивался религиозными условностями, скудностью подручных средств, а главное -невозможностью обратиться к архитектурному наследию прошлого.
Мы знаем достаточно много о культуре и искусстве трех цивилизаций, ставших основными прообразами современной европейской культуры. Однако в точности воссоздать внутреннее убранство древнеегипетского, древнегреческого и древнеримского жилого дома достаточно трудно. Но можно частично восстановить картину.
Уже с самой глубокой древности вЕгипте стали разрабатывать медные рудники, производить сложные изделия: иголки, проволоку, украшения, посуду. Здесь достигло совершенства строительство из кирпича-сырца: египтяне первыми научились возводить кирпичный свод, изобрели водопровод и даже создали систему обогрева полов в виде керамических труб, в который подавался теплый воздух от горящего во дворе дома костра. Посуду производили из глины особого состава - египетского фаянса. В Египте же изобрели папирус. В отделке украшений впервые в Египте стали использовать природные камни - бирюзу и малахит с Синайского полуострова, лазурит.
Древнейшие из известных образцов египетской мебели были найдены в царских погребениях. Это ларцы и шкатулки черного дерева, инкрустированные слоновой костью, зеленым и синим малахитом, бирюзой и лазуритом, табуреты с ножками в виде копыт животных, вырезанными из целых слоновьих клыков. Среди древнеегипетских богатых "гарнитуров" известны деревянные кровати, стулья с ножками, изображающими львиные лапы или копыта быков, причем передние и задние ножки мебели были сделаны соответственно в форме передних и задних ног животного. Богато украшенные кресла и троны мастера Древнего Египта снабжали подлокотниками, в виде идущих львов, а их спинки покрывали резьбой, накладками из золота и эмалью.
В оформлении убранства домов знати, широко использовалось золото, из него же изготовлялись обшивки, инкрустации, скульптура, украшения, посуда. С серебром египтяне обходились бережнее. В инртерьерах египетской знати довольно рано появились меха и шерсть, привозимые из североэфиопских экспедиций.
С усовершенствованием ткацкого станка, что позволило делать полотно тоньше и значительно шире, в убранстве жилищ появлись драпировки. А с появлением бронзы интерьер стали украшать коваными изделиями.
В античной Греции большую часть своего досуга городские жители проводили не в узком семейном кругу, а на площади народых собраний, в храме, в театре. Поэтому большое внимание здесь уделялось архитектуре и художественному оформлению храмов и общественных зданий. Храмы украшались скульптурами и резьбой по камню, имели необычно нарядный облик. Храм Парфенон на холме Акрополь в Афинах стал высочайшим достижением в истории зодчества.
Высокого расцвета в это время достигла греческая керамика. Вазы были разнообразны по форме и покрывались художественной росписью, использовались для хранения вина и масла, благовоний, воды. Роспись ваз выполнялась в сложной технике в виде орнаментов, мифологических сюжетов, бытовых сцен.
Мебель в Греции делали из дерева, бронзы и мрамора.Наиболее употребительным и важнейшим типом домашней мебели был ларь - особого вида ящик для хранения вещей. Стенки таких ларей покрывались росписью разных цветов. Кроме ларей, в обиходе древних греков были очень распространены столы на трех опорах в виде ног крупных животных. О мебели для сидения дают представление живописные изображения табуретов и стульев на вазах. Такая мебель имела жесткую прямоугольную конструкцию.
В Древнем Риме архитектура была ведущим искусством. В отличий от Греции, где главным был храм, в римской архитектуре основное место занимали сооружения, воплощавшие идеи могущества римского государства: форумы, триумфальные арки, амфитеатры. Быт древних римлян был абсолютно современным - водопроводные системы на десятки километров, дороги, мосты, сточные канавы- прообраз канализации.
Римляне усовершенствовали архитектуру жилых домов. Поялись виллы, вокруг которых разбиваль сады с фонтанами, беседками, гротами и большим водоемом. Виллы отличались роскошным убранством, применением мрамора и ценных пород дерева. Стены украшались сложной живописью, имитирующей колонны - так называемый архитектурный стиль. В отделке стен использовались яркие фрески, барельефы. Очень важной декоративной частью римского дома были мозаичные полы - от простых, использующих белую гальку, до тончайших мозаик со сложными живописными композициями.
Древние римляне делали еще и мебель, плетеную из ивовых прутьев. Общие формы древнеримской мебели изящны и изысканны, но страдают излишеством украшений. Кресла, например, делались с подлокотниками в виде гриффонов, сфинксов, львов. Ножкам придавали форму львиных лап с крыльями, оканчивающихся вверху головою зверя. Деревянная мебель украшалась резьбой, позолотой, инкрустацией из дерева других цветов, эмали, кусочков фаянса, золота и серебра.