Основные требования к курсовой работе и критерии оценки
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ПЦК Зам. директора по УВР
«Маркетинга и менеджмента» _________ Т.А.Ушакова
Протокол № ______
от «____» _________ 2006г.
Председатель ПЦК: ___________
/ Латыпова Л.З./
Рекомендации
По выполнению курсовых работ
по специальности 080501 «Менеджмент»
Преподаватель ПЦК
«Маркетинга и менеджмента»
Л.З.Латыпова
Уфа – 2006
Методические рекомендации
Курсовая работа выполняется студентами по графику, установленному учебной частью колледжа. Срок ее сдачи на ПЦК – не позднее, чем за месяц до начала сессии. Студенты, не защитившие курсовые работы, к сессии не допускаются.
Целью курсовой работы является закрепление теоретических знаний по дисциплинам, ознакомление с опытом проведения маркетинговых мероприятий на предприятиях и организациях; приобретение практических навыков изучения и прогнозирования потребностей и спроса населения, исследования рыночной конъюнктуры, выбора эффективных методов товародвижения и рекламы; практика разработки собственных обоснованных выводов и предложений.
Темы курсовых работ студент выбирает из перечня. Кроме того, студенту по его просьбе или по предложению ПЦК может быть закреплена тема курсовой работы, не вошедшая в рекомендуемый перечень. В этом случае она согласовывается с руководителем и утверждается председателем ПЦК.
Процесс выполнения курсовой работы состоит из следующих основных этапов:
1. Выбор темы и ее рекомендация.
2. Составление и согласование с руководителем плана, определение организации (предприятия), на материалах которой будет выполняться работа.
3. Составление библиографии, изучение литературных источников и статистической информации по проблеме.
4. Сбор практических данных или проведение обследования (при возможности и необходимости).
5. Обработка полученной информации, анализ материалов, выполнение расчетов, обоснование выводов и разработка предложений.
6. Систематизация, написание и оформление курсовой работы.
7. Сдача работы на ПЦК для рецензирования.
8. Защита курсовой работы.
Основные требования к курсовой работе и критерии оценки
Одно из главных требований к курсовой работе – это ее самостоятельность, проявляющаяся в первую очередь в наличии самостоятельных аналитических, прогнозных и других расчетов. Выполнение работы предполагает изучение студентом законодательных и ведомственных решений, нормативных документов, широкого круга отечественной и зарубежной экономической литературы. В работе студент должен показать свое умение творчески использовать специальные литературные источники, собирать и обобщать данные, делать правильные выводы. Особое внимание следует уделить выявлению и анализу недостатков в работе организации (предприятия), поиску путей их устранения и разработке рекомендаций, опирающихся не теорию и практику внедрения маркетинга.
Выполнение курсовой работы связано со сбором, обработкой и анализом различного рода информации: данных статистической и оперативной отчетности, материалов сплошных и выборочных обследований, анкетных опросов населении.
Важными общими требованиями к выполнению курсовой работы являются: логическая последовательность изложения материала, точность определений, формулировок и терминологии, обоснованность выводов и предложений.
Критерии оценки курсовой работы исходят из основных требований:
оценки «Отлично» заслуживает та работа, которая отвечает всем вышеперечисленным требованиям и предложенной ниже структуре выполнения курсовой работы;
оценки «Хорошо» заслуживает та работа, которая включает обоснованную теоретическую часть, организационную характеристику предприятия (базы практики студента), анализ поставленной проблемы на исследуемом предприятии, заключение, при этом может быть допущено отсутствие обоснованных выводов-рекомендаций;
оценки «Удовлетворительно» заслуживает та работа, которая представлена в виде реферата, в структуру которой входит введение и заключение
Структура работы. Курсовая работа включает:
1. титульный лист, оформленный по образцу, приведенному в приложении 1;
2. содержание (оглавление);
3. введение;
4. основную часть (литературный обзор, анализ состояния исследуемых вопросов, расчеты, прогнозы и т.п.);
5. практическая часть;
6. заключение, содержащее выводы и рекомендации;
7. список литературы;
8. приложения.
Титульный лист.Титульный лист должен содержать название данного учебного учреждения, название факультета, на котором учится студент, название кафедры, которую представляет задавший работу преподаватель, название дисциплины, по которой написана работа, фамилию, инициалы преподавателя, фамилию и инициалы студента, номер группы, к которой он принадлежит, название города, в котором находится данное учебное учреждение, а также год написания данной работы. Пример оформления титульного листа для курсовой работы смотрите в Приложении1.
Содежание.Желательно, чтобы оглавление помещалось на одной странице. Текст должен соответствовать содежанию. Введение, отдельные главы и заключение всегда в самом тексте начинаются с новой страницы.
Во введении обосновывается выбор темы курсовой работы, отмечается ее актуальность, новизна и указывается цель написания работы. Работа должна содержать оценку современного состояния решаемого вопроса. Введение рекомендуется излагать на 2-3 страницах.
Основная часть.Наибольшую ценность и практическую значимость имеет анализ состояния исследуемых вопросов. Здесь должны присутствовать вопросы теории маркетинга, вытекающие из названия темы; материалы практического внедрения и использования элементов маркетинга в деятельности конкретных организаций и предложений, их критическая оценка.
За Введением следует основная часть, в которой также можно выделить стандартные подразделения. В огромном большинстве случаев работы делятся на части теоретическую и практическую. В теоретической части излагаются и анализируются наиболее общие положения, касающиеся данной темы; в практической части рассматривается конкретный текстовый материал. Последовательность указанных частей зависит от ваших предпочтений, а также от предпочтений вашего преподавателя. Некоторые любят, чтобы сначала анализировался конкретный материал, а затем на основе этого анализа делались теоретические обобщения; другие любят, чтобы сначала выдавались основоположения и гипотезы, а затем они применялись или проверялись на конкретном материале. По опыту можно сказать, что второй вариант значительно более легок для изложения.
Требуется, чтобы все разделы и подразделы были примерно соразмерны друг другу, как по структурному делению, так и по объему.
В конце каждого раздела основной части обычно требуют составить краткие выводы из предшествующего изложения, однако на самом деле это требование не так уж строго. Главное, чтобы разделы были соединены друг с другом последовательностью текста, без слишком явных смысловых разрывов.
Практическая часть.Должна содержать данные, отражающие существо, методику и основные результаты выполнения работы, выбор направления исследований. В работе следует привести методы расчета, обоснование необходимости проведения эксперимента, данные об объектах.
Заключение. В Заключении вы должны суммировать все те выводы и научные достижения, которые состоялись в вашей работе, а также определить направления для дальнейших исследований в данной сфере. Заключение излагает на 4-5 страницах.
Список литературы.Заголовок «Список литературы» печатается прописными буквами без точки в конце. Вся литература излагается в алфавитном порядке.
Каждая книга должна быть соответствующим образом описана. В это описание должны входить : фамилия и инициалы автора (если такой имеется), полное название книги (с подзаголовками, которые могут идти после запятой, через точки, после двоеточия, в скобках и т.п.), после косой черты - данные о переводчике (если это перевод) или о редакторе (если книга написана группой авторов), данные о числе томов (отдельно опубликованных частей, если таковые имеются), после тире - название города, в котором издана книга, после двоеточия - название издательства, которое ее выпустило, и наконец, после запятой - год издания.
В качестве приложений следует использовать заполненные бланки анкет, некоторые формы статистической отчетности, образцы рекламной продукции и другие материалы, отражающие практическую сторону исследуемых вопросов. Приложение следует оформлять как продолжение текста работы на ее последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок, напечатанный прописными буквами. В правом верхнем углу должно быть напечатано прописными буквами слово «ПРИЛОЖЕНИЕ». Если приложений более одного, их следует нумеровать арабскими цифрами по порядку.
Ссылки, сноски и примечания.В академических работах, как и в школьных сочинениях, весьма ценятся цитаты. Когда вы цитируете, вы должны оформлять ссылки на источник цитирования.
Сноски оформляются внизу страницы, на которой расположена цитата. Для этого в конце цитаты ставится цифра, обозначающая порядковый номер цитаты на данной странице. Внизу страницы под чертой, отделяющей сноску от текста, этот номер повторяется и за ним следует название книги, из которой взята цитата, и, через точку-тире, - номер цитируемой страницы.
После каждой цитаты можно указывать ссылку на литературу в квадратных скобках. Например, [5].
Курсовая работа должна быть написана самостоятельным литературным языком. Запрещается дословное переписывание из литературных и других источников. Рекомендуемый объем курсовой работы 30 страниц машинописного текста. Текст на странице следует располагать, соблюдая ширину полей:
Примерные планы курсовых работ по менеджменту
Тема 1.
Теория и практика управления торговой организацией.
Введение
I. Теоретическая часть
1.1. Торговая организация как система управления.
1.2. Методологические основы управления торговой организацией.
1.3. Кадровая политика торговой организацией.
1.4. Коллектив как объект управления.
II. Практическая часть
2.1. Характеристика торговой организации как система управления.
2.2. Основные методы и функции управления торговой организацией.
2.3. Анализ кадровой политики торговой организации.
Выводы и предложения.
Используемая литература:
Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента, М., 1995г.
Кабушкин Н.И. Основы менеджмента – Мн.: ЗАО «Эконом пресс»; ИПЖ «ФУА», 1998г.
Егоршин А.П. Управление персоналом – Н.Новгород: НИМБ, 1999г.
Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент» - М.: «Гардарине», 1998г.
Драчева Е.Л, Юликов Л.И. Менеджмент – М.: Мастерство, 2002г.
Н.И.Кабушкин, Г.А. Бондаренко Менеджмент гостиниц и ресторанов-Мн.: Новое знание, 2002
Веснин В.Р. Менеджмент – М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2004
Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности, М.: В. школа, 2000.
Тема 2.
Портрет современного руководителя как эффективного менеджера.
Введение
I. Теоретическая часть
1.1. Менеджеры: кто они такие?
1.2. Профессиональные, личные и деловые качества руководителя.
1.3. Власть и влияние менеджера.
1.4. Эффективность деятельности руководителя.
II. Практическая часть
2.1. Характеристика торгового предприятия.
2.2. Портрет руководителя торговой организации.
2.3. Оценка эффективности деятельности руководителя.
Выводы и предложения.
Используемая литература:
1. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента, М., 1995г.
2. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента – Мн.: ЗАО «Эконом пресс»; ИПЖ «ФУА», 1998г.
3. Егоршин А.П. Управление персоналом – Н.Новгород: НИМБ, 1999г.
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент» - М.: «Гардарине», 1998г.
5. Драчева Е.Л, Юликов Л.И. Менеджмент – М.: Мастерство, 2002г.
6. Н.И.Кабушкин, Г.А. Бондаренко Менеджмент гостиниц и ресторанов-Мн.: Новое знание, 2002
7. Веснин В.Р. Менеджмент – М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2004
Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности, М.: В. школа, 2000.
Тема 3.
Анализ внутренней среды коммерческой организации.
Введение
I. Теоретическая часть
1.1. Коммерческая организация, характеристика, основные черты.
1.2. Внутренняя среда организации, основные переменные.
1.3. Характеристика внутренней среды типичной коммерческой организации.
II. Практическая часть
2.1. Описание внутренней среды коммерческой организации.
2.2. Анализ основных элементов внутренней среды.
2.2.1. Миссия, цели и задачи коммерческой организации.
2.2.2. Структура и технология коммерческой организации.
2.2.3. Характеристика трудового коллектива.
2.2.4. Горизонтальное и вертикальное разделение труда в коммерческой организации.
Выводы и предложения.
Используемая литература:
1. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента, М., 1995г.
2. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента – Мн.: ЗАО «Эконом пресс»; ИПЖ «ФУА», 1998г.
3. Егоршин А.П. Управление персоналом – Н.Новгород: НИМБ, 1999г.
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент» - М.: «Гардарине», 1998г.
5. Драчева Е.Л, Юликов Л.И. Менеджмент – М.: Мастерство, 2002г.
6. Н.И.Кабушкин, Г.А. Бондаренко Менеджмент гостиниц и ресторанов-Мн.: Новое знание, 2002
7. Веснин В.Р. Менеджмент – М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2004
Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности, М.: В. школа, 2000.
Тема 4.
Разработка стратегии развития торговой организации.
Введение
I. Теоретическая часть
1.1. Стратегическое планирование организации.
1.2. Виды и типы стратегии развития торговой организации.
1.3. Основные этапы развития стратегии.
II. Практическая часть
2.1. Характеристика торговой организации.
2.2. Разработка стратегии торговой организации.
Выводы и предложения.
Используемая литература:
1. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента, М., 1995г.
2. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента – Мн.: ЗАО «Эконом пресс»; ИПЖ «ФУА», 1998г.
3. Егоршин А.П. Управление персоналом – Н.Новгород: НИМБ, 1999г.
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент» - М.: «Гардарине», 1998г.
5. Драчева Е.Л, Юликов Л.И. Менеджмент – М.: Мастерство, 2002г.
6. Н.И.Кабушкин, Г.А. Бондаренко Менеджмент гостиниц и ресторанов-Мн.: Новое знание, 2002
7. Веснин В.Р. Менеджмент – М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2004
Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности, М.: В. школа, 2000.
Тема 5.
Этика и культура менеджмента.
Введение
I. Теоретическая часть
1.1. Основные этические нормы и понятия.
1.2. Культура управленческого труда.
1.3. Этика и культура руководителя как основа организационной культуры предприятия.
II. Практическая часть
2.1. Характеристика торгового предприятия.
2.2. Этика и культура торговли.
2.3. Образ современного работника торговли.
Выводы и предложения.
Используемая литература:
1. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента, М., 1995г.
2. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента – Мн.: ЗАО «Эконом пресс»; ИПЖ «ФУА», 1998г.
3. Егоршин А.П. Управление персоналом – Н.Новгород: НИМБ, 1999г.
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент» - М.: «Гардарине», 1998г.
5. Драчева Е.Л, Юликов Л.И. Менеджмент – М.: Мастерство, 2002г.
6. Н.И.Кабушкин, Г.А. Бондаренко Менеджмент гостиниц и ресторанов-Мн.: Новое знание, 2002
7. Веснин В.Р. Менеджмент – М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2004
Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности, М.: В. школа, 2000.
Тема 6.
Индивидуальная мотивация современного работника торговли.
Введение
I. Теоретическая часть
1.1. Основные теории мотивации.
1.2. Процесс мотивации работника торговли.
II. Практическая часть
2.1. Мотивация работников торгового предприятия.
2.2. Пути совершенствования.
2.3. Индивидуальная мотивация.
Выводы и предложения.
Используемая литература:
1. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента, М., 1995г.
2. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента – Мн.: ЗАО «Эконом пресс»; ИПЖ «ФУА», 1998г.
3. Егоршин А.П. Управление персоналом – Н.Новгород: НИМБ, 1999г.
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент» - М.: «Гардарине», 1998г.
5. Драчева Е.Л, Юликов Л.И. Менеджмент – М.: Мастерство, 2002г.
6. Н.И.Кабушкин, Г.А. Бондаренко Менеджмент гостиниц и ресторанов-Мн.: Новое знание, 2002
7. Веснин В.Р. Менеджмент – М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2004
Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности, М.: В. школа, 2000.
Тема 7.
Исследования природы типичных конфликтов в торговле.
Введение
I. Теоретическая часть
1.1. Конфликты: сущность, причины, типы.
1.2. Типичные конфликты в торговли.
1.3. Модель управления конфликтами.
1.4. Пути совершенствования модели управления конфликтами.
II. Практическая часть
2.1. Характеристика трудового коллектива торгового предприятия.
2.2. Исследование типичных конфликтов.
2.3. Оптимизация управления конфликтами в торговле.
Выводы и предложения.
Используемая литература:
1. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента, М., 1995г.
2. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента – Мн.: ЗАО «Эконом пресс»; ИПЖ «ФУА», 1998г.
3. Егоршин А.П. Управление персоналом – Н.Новгород: НИМБ, 1999г.
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент» - М.: «Гардарине», 1998г.
5. Драчева Е.Л, Юликов Л.И. Менеджмент – М.: Мастерство, 2002г.
6. Н.И.Кабушкин, Г.А. Бондаренко Менеджмент гостиниц и ресторанов-Мн.: Новое знание, 2002
7. Веснин В.Р. Менеджмент – М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2004
Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности, М.: В. школа, 2000.
Как редактировать текст
Редактирование служит двум целям:
1) привести текст работы в соответствие с содержательными, формальными и стилистическими требованиями конкретного академического учреждения;
2) сделать списанный текст неузнаваемым для тех, кто будет его оценивать.
Существенным моментом редактирования академической работы является приведение ее в соответствие с нормами так называемого академического стиля.
Академический стиль - это совершенно особый способ подачи текстового материала, наиболее подходящий для написания учебных и научных работ. Данный стиль определяют следующие нормы:
1) предложения должны быть как можно более длинными и сложными;
2) как можно чаще должны употребляться слова иностранного происхождения;
3) как можно чаще должны употребляться вводные конструкции типа “по всей видимости”, “на наш взгляд” и т.п.;
4) авторская позиция должна быть, как можно менее выражена, то есть должны отсутствовать местоимения “я”, “моя (точка зрения)” и т.п.;
5) текст должен быть, как можно более разбавлен штампами и общими местами.
Лучшее средство работы с текстом - компьютер. Благодаря различным текстовым редакторам (так называются программы, позволяющие создавать и редактировать тексты), вы получаете возможность делать с вашим материалом все что угодно. При этом не надо писать, печатать, перепечатывать и т.п., поскольку все исправления в компьютере не нуждаются в физической замене текста в целом. Кроме того, в текстовом редакторе вы можете проверить текст на орфографические ошибки.
Как оформить текст
Текст обязательно должен быть оформлен в соответствии с требованиями конкретного учебного учреждения. Правильное оформление работы не только необходимо само по себе, но еще и значительно преображает описанный текст.
У каждого учебного заведения могут быть собственные достаточно оригинальные требования к форме той или иной письменной работы. Однако существуют и универсальные требования подобного рода, свойственные отечественному академическому миру в целом.
Все академические тексты печатаются, согласно соответствующему стандарту, через полтора интервала, 14 шрифтом, поля слева 3 см., справа 1см., вверх 1,5см., вниз 2см., нумерация в верхнем правом углу.
Структура работы должна быть четкой и обоснованной, так чтобы была видна логика решения проблемы. По ходу изложения попытайтесь не противоречить сами себе, не делать безапелляционных и вообще слишком резких заявлений, а также не допускать грубых грамматических или фактических ошибок.
Очень сильно влияют на впечатление от работы качество бумаги и печати.
На защите курсовой студент должен выступить со вступительным словом. В некоторых ВУЗах требуют, чтобы это слово было подготовлено в письменном виде.
Вступительное слово оформляется как чистый текст без каких-либо специальных деталей. В нем должны содержаться -
1) обоснование выбора темы, ее актуальность;
2) максимально краткая характеристика содержания работы.
Объем вступительного слова не должен превышать двух страниц; произносить его вы должны не более двух минут.
В рецензиях, которые не должны превышать двух страниц, необходимо отразить основные проблемы, поставленные в работе, очертить ее общую направленность и слегка пройтись по ее структуре. И, конечно же, вы должны оценить и вывести на первый план сильные стороны работы, ее достижения, стройность, широту и тщательность охвата материала, а также перспективы, которые она открывает.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Федеральное агентство по образованию
ГОУ СПО «Уфимский торгово-экономический колледж»
ПЦК «Маркетинга и менеджмента»
Иванова Е.А.
студентка 4 курса
группы 2403
специальность 080501
«Менеджмент»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине Управление персоналом
Тема: «Исследование методов управления на торговом предприятии»
Научный руководитель
Л.З.Латыпова
«___» _______ 200__г.
Уфа – 2008
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Введение …………………………………………….................................3