Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Контроль освоения дисциплины
Программой дисциплины в целях проверки прочности усвоения материала предусматривается проведение различных форм контроля.
Текущий контроль успеваемости студентов по дисциплине производится в следующих формах:
- Устный опрос
- Письменные индивидуальные задания
Рубежный контроль предусматривает оценку знаний, умений и навыков студентов по пройденному материалу по данной дисциплине на основе текущих оценок, полученных ими на занятиях за все виды работ. В ходе рубежного контроля используются следующие методы оценки знаний:
- Устные ответы
- Работа с первоисточниками
Промежуточная аттестация по результатам семестра по дисциплине проходит в форме зачёта.
Оценочные средства
Примеры контрольных вопросов для проведения текущего контроля
1. Какие специфические проблемы возникают в определении типа русской культуры, ее периодизации, что приходится пересматривать в наши дни?
2. Какие черты «русского характера» и почему сформировались уже в глубокой древности?
3. Когда, почему и каким образом возникла российская государственность?
4. Почему в качестве государственной религии было избрано православие?
5. Какую роль сыграло создание славянской письменности?
6. Когда и почему произошел распад Киевской Руси? К каким это привело последствиям?
7. В чем выражался рост национального самосознания на рубеже XIV-XV вв.?
8. При каких обстоятельствах возникла идея «Третьего Рима», в чем ее сущность?
9. Расскажите о русской художественной культуре XIV-XVI вв.: литературе, архитектуре, живописи, музыке. Остановитесь на «золотом веке» русской живописи.
10. Какие особенности XVII в. сделали его переходным в истории русской культуры?
11. Можно ли утверждать, что социокультурные условия России способствовали вере в «доброго царя» и самозванству?
12. В чем была сущность церковного раскола XVII в. и каковы его последствия?
13. Как «обмирщение» выражалось в художественной культуре XVII в., какие ее памятники, на ваш взгляд, наиболее характерны?
14. Что можно сказать о науке XVII в., какие факторы ей способствовали?
15. Каковы особенности «Просвещенного абсолютизма» в России?
16. Какие «три столпа» были выдвинуты в качестве национальной идеи России XIX в.? Как представлялись ее исторические пути «славянофилам» и «западникам»?
17. Какие изменения произошли в общественной жизни и общественной мысли России во второй половине XIX в.? Чем отличались взгляды «либеральных» и «революционных» демократов? Что питало нигилистические настроения?
18. С чьим именем связывают «Золотой век» русской поэзии? Дайте анализ русской литературы XIX в.
19. Расскажите о русской живописи, скульптуре, архитектуре XIX в., народных художественных промыслах, музеях.
20. На какое время пришелся «Серебряный век» русской культуры? В чем состояла его противоречивость, неоднозначность? Как он закончился?
21. Какова была позиция интеллигенции в общественных потрясениях рубежа XIX-XX вв.? Почему?
22. Расскажите о религиозных и философских поисках Серебряного века.
23. Подробно остановитесь на литературе, музыке, живописи, архитектуре Серебряного века. Каким образом нашла в них отражение эпоха?
24. Какие можно выделить вехи в советской истории? Какое они оказали влияние на русскую культуру?
25. Какой была политика Советского государства в области культуры? В чем состояла цель «культурной революции»?
26. Каким был сформирован облик «советского человека»? Наблюдаем ли мы его сегодня?
27. Подробно остановитесь на этапах развития советской художественной культуры в различных областях, выделите их особенности.
28. Какими вам представляются проблемы и перспективы русской культуры сегодня?