Тема 3. основы культуры речи
Практическое занятие 6.
Тема. Характеристика культуры речи
Цель:формирование следующих компетенций:
- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6).
Организационная форма:учебная дискуссия.
Вопросы для обсуждения:
1. Характеристика понятия «культура речи». Культура речи как часть общей культуры человека.
2. Аспекты культуры речи.
3. Нормативный аспект культуры речи.
4. Коммуникативный аспект культуры речи (правильность, точность, чистота, логичность, богатство и выразительность речи).
5. Этический аспект культуры речи.
Методические рекомендации
Студентам необходимо усвоить понятие «культура речи». Следует обратить внимание на факторы «загрязнения» речевой среды, сориентироваться на систематическое совершенствование собственной речи, раскрыть средства повышения речевой культуры, среди которых: приобретение новых знаний, расширение лингвистического кругозора, знаний о языке, обогащение словарного запаса, развитие речевого слуха, практика говорения (ведение беседы, переговоров, выступление в массовой аудитории, участие в дискуссиях и т. п.), овладение техникой речи, овладение нормами литературного языка, овладение технологиями речевого общения.
Для подготовки к этому занятию студент должен обратиться к следующей литературе: Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов для бакалавров и магистрантов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2013 (Глава 3. Культура речи), а также воспользоваться ресурсами Интернет: e.lanbook.com - Электронно-библиотечная система «Лань», www.biblioclub.ru - Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн».
Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями
Задание 1. Раскройте содержание понятия «культура речи». Какие три аспекта культуры речи считаются ведущими? Охарактеризуйте их.
Задание 2. Дайте определение культуры речи как качества хорошей речи. Каковы её составляющие?
Задание 3. Назовите уровни культуры речи.
Задание 4. Объясните смысл афоризмов и пословиц.
Неясность слов есть признак неясности мысли (Л.Н. Толстой). Хочешь услышать умный ответ – спрашивай умно (Леонардо да Винчи). Заговори, чтоб я тебя увидел (Сократ). Не та речь хороша, что убеждает, а та, что, убеждая, объединяет (Л.Н. Толстой).
Задание 5. Проанализируйте лексический состав следующих текстов, взятых из современных газет. Найдите случаи «загрязнения» языка. Что бы вы предложили отредактировать и почему?
1) В 14 лет он загремел на «малолетку» за кражу. О чем, спиваясь, мамаша ничуть не пожалела – она даже не явилась в суд на оглашение приговора. <…> Освободился Генка в прямом смысле слова на улицу. Дома у него уже не было – частная хибарка в Приокском районе по неизвестной причине сгорела дотла. куда подевалась опойка-мать, никому из бывших соседей ведомо не было. Скорее всего, где-то бомжует, если уже не околела в холодной подворотне;
2) Нижегородцев Мамонов «взял». В зале фанатка в белой кофточке стала кричать: «Давай, папа, жми! Я тебя люблю!» Билетеры пытались выволочь ее из зала – не получилось. Потом пришли два дюжих охранника, которых девчонка послала вдаль громко, на весь зал;
3) У меня под окнами какие-то ушлепки в розовых кофтах, но с синими джинсами, с черными, но какими-то коротковатыми челками жрут полуторалитровое пиво, ржут как сивые мерины, девок таких же щипают, те ржут еще громче, слушают мелодии с мобильников, мат-перемат, да еще и весь двор загадили. Что тут можно сказать, не умеют отдыхать, уроды.
Задание 6. Подготовьте речевое высказывание на тему «Насколько моя речь соответствует требованиям речевой культуры».
Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы
Основная литература:
1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 31-е изд. – Ростов н/Д : Феникс, 2013. – 539 с.
2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с.
Дополнительная литература:
1. Буторина, Е.П., Евграфова, С.М. Культура речи: учеб. пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. – М.: ФОРУМ, 2009.
2. Данцев, А. А. Русский язык и культура речи для технических вузов: учеб. пособие / А. А. Данцев, Н. В. Нефедов. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 320 с.
3. Мандель, Б. Р. Русский язык и культура речи: история, теория, практика: учеб. пособие / Б. Р. Мандель. – Москва: Вузовский учебник, 2009. – 265 с.
Интернет ресурсы:
1. http://www.ahmerov.com/book_630_chapter_3_Predislovie.html - Библиотека «онлайн».
2. http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека.
3. e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система «Лань».
4. www.gramota.ru – Грамота. Ру: справочно-информационный портал «Русский язык».