Концепция свободы человека в отечественной гуманізацыи
Культурологической направленностью отличительный произведения шеренги беларуских философов. В этот период широко известными были работы Андрея Волана (1530-1610), философа и правоведы, идеолога реформационного движения на Беларуси. Образование Андрей Волан получил в университетах Германии. Он является автором около 30 работ. Гуманистическую направленность имеют его произведения "Про политическую или гражданскую свободу", "Речь к сенату", "Про счастливую жизнь, или Наивысшее человеческое добро" и др. В их А. Волан выступал за реформы в социальных и политических отношениях, в праве и государственном управлении, разрабатывал концепцию свободы человека. В религиозно-полемических произведениях он из позиций кальви-низма критиковал основные догмы, организационное строение католической церкви, отстаивал принципы веротерпимости.
Близкими к взглядам А.Волана по сути дела и смысла были мысли Михаила Литвина. Гуманист происходил с обедневшей беларуской шляхты. На жалость, сведения про время, место рождения и смерть Михаила Литвина пока неизвестные. Около 1550 г. он написал социально-политический трактат "О нравах татар, литовцев и масквіцян", в котором устанавливал вопросы социально-политического совершенствования общества. Основу гармоничного развития М. Литвин видел в имущественного равенства, придерживался концепции идеального правителя, справедливого управления и правосудия.
Мысліцель поддерживал идею толерантности, выступал против вмешательства католической церкви в светские дела, общественные проблемы рассмотрений из позиций противопоставления плохих и хороших уставов. В своей работы он касался вопросы социального равенства перед законом, одинакового принципа обложения налогами простого человека и шляхціца: чем большее имущество, тем больший должен быть налог. Взгляды М. Литвино созвучные идеям гражданского гуманизма, пропитаный реформационно-гуманистическим пафосом эпохи Возрождения.
Не покладая рук работал на культурном поприще в это время Соломон Рысінскі (15607-1625), философ, поэт, педагог и этнограф. Родился он на Полаччыне. Работал учителям. Рысінскі какое-то время жило в Германии, Польши. После 1600 г. служил в князей Радзивиллов. Колесо ученых интересов Рысінскага было очень широким, о чем свидетельствуют работы "Письма", "Конъектуры к письмам Л. А. Сенекі", "Поиски по Аўзонію", "Сборник пословиц". Для их характерный широкие знания в ветви истории, литературы, мифологии и молви. С. Рысінскі в своих работах склонялся к материалистическому толкованию явлений природы.
Одним из начинателей светского образования на Беларуси был Ян Намыслоўскі (1560-1635), мысліцель-гуманист, писатель, педагог. Учился Ян Намыслоўскі в Ягеллонском университете в Кракове. В 1585 г. он предназначенный ректорам арыянскай школы в Ивье. 3 1593 г. проповедник общины арыян в Навагрудку.
В 1592 г. Ян Намыслоўскі выдало произведение "Анатомия и гармоничность христианского человека", в 1597 г. напечатало "Обращение к братьям-евангеликов". Работая в Ивьевской школе, Намыслоўскі написал учебники "Пособие для овладения учением Аристотеля" и "Сентенции, необходимые в общественной жизни". В его учебниках много ярких узоров, рассуждений, в которых критиковались основные догмы христианской религии.
К становлению имплицитных культурологических знаний в XVXVI вв. притворились многие другие беларуские гуманисты. Эпоха Возрождения вдохновила на самоотверженную просветительскую работу Даниэля Белинского, Бернарда Ваяводку, Эразма Вітэлія, Фабіяна Даманеўскага, Мацея Кавячынскага, Станислава Кашуцкага, Лаврентия Крышкоўскага, Даниэля Ланчыцкага, Фауста Соцына, Якуба из Калінаўкі и других представителей реформационного движения на Беларуси.