Практическое занятие № 6. «Лексические нормы. Основные типы словарей».
Исходный уровень знаний студентов для освоения темы:
Студент должен:
Знать понятия «лексика», «лексические нормы», «словарь».
Уметь корректировать лексические ошибки.
На практическом занятии рассматриваются следующие вопросы:
1. Лексические нормы.
2. Словарь, основные типы словарей, система нормативных помет словарей.
Итоговый уровень знаний.
Студент должен:
Знатьтипы толковых словарей, формулы речевого этикета.
Уметь соблюдать лексические нормы, пользоваться толковыми словарями.
Практические задания
Задание 1. Замените, где нужно, иноязычные слова русскими:
1) В сочинении ученика много дефектов.
2) Школьная футбольная команда потерпела фиаско.
3) На концерте превалировали вокальные номера.
4) После долгих дебатов договорились назначить моцион на ближайшее воскресенье.
5) Во время интервала между занятиями в аудиторию вошел директор.
6) Хозяин решил презентовать своему гостю старые часы.
Задание 2. Устраните лексические ошибки в следующих предложениях:
1) Мальчики оказались в огненном кольце, но они не стушевались.
2) Районы засушливых земель преобразовали свое лицо до неузнаваемости.
3) Особое чувство привета пострадавшие от наводнения выразили самоотверженно спасавшим их имущество пограничникам.
4) Предварительный план играет большое значение при написании сочинения.
5) В романе имеет место отсутствие ясно выраженной сюжетной линии.
6) Большую роль в спортивной закалке имеет упорная тренировка, выдержка, упорство.
7) В новом поселке воздвигнуты прекрасные благоустроенные дома.
8) Появление волка было так мгновенно, что охотник на минуту растерялся.
9) Щенок лопал с такой жадностью, что скоро тарелка кончилась, и он влез в нее обеими лапами.
10) На пространстве нескольких километров от станции земельное полотно дороги уже усеяно ровным слоем гравия и утрамбовано.
Задание 3. Укажите примеры, в которых лексическое значение слов указано неверно:
1) Панегирик- тип темперамента;
2) Электорат- инструмент;
3) Антология- сборник избранных произведений;
4) Апелляция- косметическая процедура;
5) Дифирамб- неумеренная похвала;
6) Раритет- предмет интерьера;
7) Манускрипт- рукопись;
8) Фиаско- поражение;
9) Легитимный- незаконный;
10) Харизма- вид рыбы.
Задание 4. Установите соответствие между медицинскими терминами и их значением:
1) Аденоиды
2) Антиоксиданты
3) Скарлатина
4) Панкреотит
5) Амбулатория
6) Остеопороз
7) Подагра
8) Стенокардия
9) Тиннитус
10) Тонзиллит
А) Форма ишемической болезни сердца;
Б) Лечебное учреждение для оказания внебольничной помощи;
В) Патологическое увеличение числа клеток глоточной миндалины;
Г) Дистрофия костной ткани;
Д) Воспаление небных миндалин;
Е) Вещества, предотвращающие окисление молекулярным кислородом;
Ж) Воспаление поджелудочной железы;
З) Хроническая болезнь с отложением солей мочевой кислоты в тканях;
И) Звон в ушах, шум в голове;
К) Острая инфекционная болезнь с лихорадкой, интоксикацией, острым тонзиллитом, лимфаденитом и мелкоточечной сыпью.
Задание 5. Исправьте словосочетания с нарушением лексической сочетаемости:
1) Главный акцент ставится на знание теории вопроса.
2) Большую роль имеет хороший аттестат.
3) Надо смело ставить свои требования.
4) Львиную часть заданий уже выполнили.
5) Большое влияние на молодых имеет телевидение.
Задание 6. Отметьте предложения, в которых есть логически лишнее слово:
1) В речи он употребляет диалектные и областные слова.
2) Алексей мысленно подумал, что это конец.
3) Каждый герой имеет свои индивидуальные черты.
4) Рождество я отмечал у коллеги по работе.
5) Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми.
6) Дайте сообщение в газету о свободных вакансиях.
7) Очень замечательные пироги печет Анна Ивановна.
8) Близнецы были так похожи, что даже родители не различали их одного от другого.
9) Необходимо написать поурочное планирование уроков.
10) Летом дни длятся длиннее.
Задание 7. Определите, какими видами словарей следует воспользоваться:
1) Эффектный-эффективный;
2) Начала;
3) Аннотация- краткое описание содержания книги;
4) Диван ( заимствовано из франц. яз.);
5) Размышлять- думать-мыслить;
6) Точить лясы;
7) Длинный-короткий;
8) Креативный- творческий;
9) Русая коса- острая коса;
10) Интерферон - низкомолекулярный белок, подавляющий размножение паразитов.
Основная литература
1. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2007.
Дополнительная литература
1.Денисов П.Н. Лексика русского языка и принципы ее описания. М., 2005.
2.Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. М., 2006.
3.Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. М., 2005.
4.Щерба Л. В. Опыт общей теории лексикографии . М., 2000.
5.Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. М., 2007.