Отредактировать тексты, исправив в них ошибки, связанные с нарушением
синтаксических норм
а) Жизнь должна изображаться в книгах такой, как она есть, не приукрашивая ее.
б) Никто из пришедших не поздоровались с ней.
в) Кондуктор громко потребовал оплатить за проезд.
г) Дополнительный материал я не только брал из учебника литературы, но и из газет и журналов.
д) Мальчик дал щенку тушеного мяса, и он за несколько секунд съел его.
8. Отредактировать тексты, исправив лексические неочеты.
а) У меня прогрессивная близорукость: зрение с каждым годом падает.
б) Илья Муромец изображен в старинном обмундировании.
в) Мы сегодня женщину рассматриваем только как рабочую силу, забыли, что она предназначена для воспроизводства нового поколения.
г) Я хотел бы к тому, что я уже сказал, еще заметить, что, как мне кажется, наши налоги далеко не вполне оптимальны.
д) Философы говорят, что материя бесконечна, но моей жене ее почему-то не хватило на пальто.
9. Определить, какие из приведенных слов являются стилистически нейтральными, а какие имеют стилистическую окрашенность. С помощью словаря выяснить, к какому стилю принадлежат такие слова.
Город, гусь, дебелый, деликатничать, долговязый, егоза, ерунда, ехать, живность, задира.
Вариант
1. Расставить ударения в словах:
Зубчатый, искоса, каучук, комбайнер, лассо, мельком, мышление, напасть (сущ.), новорожденный, обобщить, оленина, паралич, пломбировать, позвонят, принудить, раджа, решат, смягчить, спьяна, таможня, упрочение, формировать, холеный, шабаш (ведьм), щекотно.
2. Распределить слова в два столбика: твердое произношение согласного перед Е; мягкое произношение согласного перед Е.
Кларнет, консервы, крем, лорнет, одеколон, претензия, сервис, темп, террор, шинель.
Женщина, лаборантка, молодчик, околесица, подсвечник, расшитый, счастье.
3. Определить род несклоняемых существительных и аббревиатур, составить словосочетания с согласованными определениями.
Контральто, либретто, пианино, ситро, такси, Чили; НЛО, ТСН.
4. Поставить существительные в форму именительного падежамножественного числа (вопросы: кто? что?), выделить окончания.
Маляр, оратор, пекарь, прожектор, свитер, табель, трактор, утенок, фельдшер, циркуль.
5. Образовать форму родительного падежамножественного числа (вопросы: кого? чего?) существительных, выделить окончания.
Колесо, мемуары, няня, патиссон, помидор, сапог, солдат, туркмен, чулок, южанин.
6. Просклонять словосочетания числительных с существительными:
219 463 книги, полтора килограмма.
Отредактировать тексты, исправив в них ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм
а) В комнате, возле печки, стояла девушка; она была жарко натоплена
б) Прошу вас ответить на волнующий вопрос не только меня, но и многих других.
в) Болезнь и связанные с ней пропуски занятий повлияли на знаниях школьников.
г) Поколение наших отцов и дедов победили фашизм.
д) Слушая музыку Моцарта, нас не покидает ощущение причастности к чуду.
8. Отредактировать тексты, исправив лексические недочеты
а) Призывник был слишком хлипкий, и комиссия не пропустила дохляка.
б) В нашей стране резко снизилось душевное потребление мяса.
в) В моей телеграмме заложены чаяния моих избирателей, на волне которых я стою на этой трибуне.
г) Половина населения России ходит в очках, следовательно, в России невозможно прожить без ушей.
д) Проверяя глубину посева, агроном обошел второй участок.
9. Определить, какие из приведенных слов являются стилистически нейтральными, а какие имеют стилистическую окрашенность. С помощью словаря выяснить, к какому стилю принадлежат такие слова.
Дисциплинарный, домкрат, душечка, дылда, завзятый, крыло, тонна-километр, нос, небезызвестный, получать.
Вариант
1. Расставить ударения в словах:
Искра, кашлянуть, копировать, лубочный, менеджмент, надвое, начался, нормированный, ободрить, пальцами, партер, повторят, не правы, поутру, простынь (-ня), ракурс, роженица, соболезнование, статуя, танцовщик, тигровый, усугубить, хаос, христианин, щиколотка.
2. Распределить слова в два столбика: твердое произношение согласного перед Е; мягкое произношение согласного перед Е.
Кодекс, коттедж, критерий, лотерея, отель, прогресс, синтетика, теннис, тоннель, шоссе.
3. Определить род несклоняемых существительных и аббревиатур, составить словосочетания с согласованными определениями.
Конферансье, мадам, пони, салями, Тбилиси, шимпанзе; нэп, ТЭЦ.
4. Поставить существительные в форму именительного падежамножественного числа (вопросы: кто? что?), выделить окончания.
Мастер, ордер, писарь, профессор, сектор, токарь, тренер, цыпленок, шкипер, якорь.
5. Образовать форму родительного падежамножественного числа (вопросы: кого? чего?) существительных, выделить окончания.
Колесико, место, огурец, плечо, простыня, свеча, токарь, туфля, шило, яблоко.
6. Просклонять словосочетания числительных с существительными:
318 572 тетради, сорок километров.