Найдите и исправьте ошибки, связанные с нарушением лексических норм.

Третий день вернисажа; в августе месяце; роспись преподавателя в ведомости; свободная вакансия; дешевые цены; имеет большую роль; закончить среднее образование; вернуться к своим пенатам; командировочных расположили в гостинице; одел шляпу и плащ.

ЗАДАНИЕ 5.

Определите род имен существительных. Допишите окончания имен прилагательных, согласовывая их с существительными.

Ароматн… какао, черн… кофе, военн… атташе, красив… фамилия, опытн… экономист, стальн… рельс(а), бел… тюль, обаятельн… леди, широк… авеню, вкусн… иваси, понятлив… шимпанзе, справедлив… рефери, юн… протеже, солнечн… Сочи, городск… АТС, больш… кафе-бар.

ЗАДАНИЕ 6.

Поставьте имена существительные:

А. в именительном падеже множественного числа;

Б. в родительном падеже множественного числа.

Отметьте наличие вариантов и определите различия в их значении и/или употреблении.

А. Адрес, бухгалтер, договор, лектор, рапорт, слесарь, том, год, дно, кондуктор, корпус.

Б. Апельсины, ботинки, вафли, граммы, комментарии, носки, сумерки, рельсы, свечи, англичане, казахи.

ЗАДАНИЕ 7.

Исправьте ошибки в употреблении: А. прилагательных; Б. местоимений.

А. 1. Твой ответ двусмысленен. 2. Он был горяч, полный жизни. 3. Цифры – самое убедительнейшее доказательство снижения инфляции.

Б. 1. Я моложе нее на три года. 2. Он появился со своим другом. У него был прекрасный вид. 3. Я нашел этот справочник у меня в кабинете.

ЗАДАНИЕ 8.

Раскройте скобки, цифры запишите словами. Обратите внимание на правильность образования падежных форм числительных и согласующихся с ними существительных.

1. Железнодорожники перевезли по назначению более (11800; тонна) грузов. 2. Несмотря на сложные погодные условия, мы собрали по (45,9; центнер) зерна с гектара. 3. За день было продано (33; брюки). 4. В работе кружка принимало участие около (1,5; десяток) студентов. 5. Меня просили позвонить по (оба/обе; номер). 6. Наша академия готовится отметить (35-летие) со дня основания. 7. К (11; ноябрь) отчет должен быть готов.

ЗАДАНИЕ 9.

А. От данных глаголов образуйте:

а) форму 1 лица единственного числа настоящего и будущего (простого) времени (если возможно).

Убедить, бродить.

б) личные формы будущего времени.

Выздороветь.

в) форму 3 лица единственного числа настоящего времени. При наличии вариантов объясните различия в их употреблении.

Полоскать, брызгать.

г) форму повелительного наклонения.

Напоить, выбросить.

Б. Определите книжный и разговорно-просторечный вариант.

Сосредоточивать – сосредотачивать; кладет – ложит.

ЗАДАНИЕ 10.

Выберите правильный вариант, обращая внимание на согласование подлежащего и сказуемого.

1. Те, кто не (прошел/прошли) медкомиссию, не будут допущены к работе. 2. Большинство студентов нашей группы успешно (защитили/ защитило) курсовой проект. 3. (Засеяны/ засеяно) сто двадцать гектаров.

4. Администрация, особенно замдиректора и главный инженер, много времени (уделяют/уделяет) решению социальных проблем. 5. Абсолютное большинство хорошо (подготовлены/подготовлено) к сдаче экзамена.

ЗАДАНИЕ 11.

Исправьте синтаксические ошибки в предложениях с причастными оборотами.

1. Жителям района, которые пострадавшие от землетрясения, была оказана материальная помощь. 2. Студенты первого курса, не сдавших экзамены, были предупреждены о возможном отчислении. 3. Проявленная инициатива студентами была принята во внимание ректором. 4. Он оглянулся и увидел напряженное лицо сына, внимательно прислушивающееся к разговору. 5. Только спустя год родители узнали об инциденте из письма своего сына, произошедшего еще осенью.

ЗАДАНИЕ 12.

Проанализируйте употребление деепричастных оборотов. Исправьте синтаксические ошибки в следующих предложениях.

1.Путешествуя на велосипеде, требуется немалая выносливость. 2. Услышав длинный гудок, набирается номер абонента. 3. Прогуливаясь по вечернему городу, площадь произвела на меня неизгладимое впечатление. 4. Начав заниматься музыкой, у меня появилось много интересных знакомых. 5. Возвращаясь из командировки, мной овладела тревога.

ЗАДАНИЕ 13.

Раскройте скобки, поставив существительное в нужном падеже. Используйте, где это необходимо, предлог.

Платить (проезд), удивиться (результат), контроль (выполнение), согласно (тариф), наперекор (судьба).

ЗАДАНИЕ 14.

Наши рекомендации