Выбора Н и НН в словах разных частей речи

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Русский язык и культура речи»

1.Суть самостоятельной работы заключается в восполнении знаний и закреплении навыков и умений по двум разделам школьного курса русского языка «Орфография» и «Пунктуация», соответственно в закреплении и/или корректировании орфографических и пунктуационных норм.

2. а) Выполняя упражнения по разделу «Орфография», нужно вставить пропущенные на месте точек орфограммы (при этом помнить, что возможны на месте пропусков так называемые нулевые орфограммы); раскрыть скобки, выбирая раздельное, дефисное (полуслитное) или слитное написание орфограмм.

б) При выполнении упражнений по разделу «Пунктуация», требуется расставлять, если нужно, знаки препинания. Если в формулировках заданий к упражнениям по пунктуации имеются дополнительные задания типа «Покажите схемы 5–7 предложений», то после каждого указанного предложения будет нужно дать схемой структуру (построение) этих предложений.

3. Учебное пособие,по которомувыполняются упражнения:

1) Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. – Изд. 36. – М.: Просвещение, 1988 (и др. изд. до 2006 года).

2) Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. – 46 изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2006 (и др. изд. после 2006 года).

ПРИМЕЧАНИЕ.Первый перечень упражнений в приведённых ниже списках дан по ранним изданиям данного пособия (1970-2000-х гг.), второй – по поздним изданиям (2006 и др. годы).

ПЕРЕЧЕНЬ 1

Блок 1. Орфография

Упражнения:78, 80, 91, 101, 120, 143, 194, 225, 238, 242, 244, 264, 265, 268, 274, 275, 296, 302, 306, 307, 312, 314, 319, 321, 326.

Блок 2. Пунктуация

Упражнения:339, 354, 357, 365, 369, 371, 372, 374, 376, 380, 382, 387, 396, 397, 400, 407, 415, 418, 423, 426, 427, 431, 440, 441, 442.

ПЕРЕЧЕНЬ 2

Блок 1. Орфография

Упражнения:136, 137, 140, 143, 144, 154, 165, 186, 191, 268, 280, 284, 287, 308, 312, 318, 336, 349, 350, 351, 358, 360, 364, 366, 371.

Блок 2. Пунктуация

Упражнения:392, 404, 407, 417, 421, 423, 424, 426, 428, 431, 435, 440, 451, 452, 455, 462, 471, 474, 479, 482, 483, 486, 499, 500, 501.

ПРИЛОЖЕНИЕ

АЛГОРИТМ

выбора Н и НН в словах разных частей речи

1. Определи, является ли орфограмма в анализируемом слове исключением.

↓ ↓

Да Нет

↓ ↓

Вспомни, сколько Н пишется ↓

в данном слове ↓

↓ ↓

2. Определи, от слова какой части речи образовано анализируемое слово.

↓ ↓

Именной Глагольной

↓ ↓

3. Определи, находится ли орфограмма 3. Определи, имеется ли в слове приставка

на стыке морфем (корня и суффикса, (кроме приставки НЕ).

суффикса и суффикса, корня и корня). ↓ ↓

↓ ↓ Да Нет

Да Нет ↓ ↓

↓ ↓ Пиши НН ↓

Пиши НН ↓ ↓

4. Определи, в каком суффиксе 4. Определи, имеется ли в слове суффикс

пишется орфограмма. -ова- (-ева-). ↓

↓ ↓ ↓ ↓

-ан- -онн- Пиши НН ↓

-ян- -енн- 5. Определи, есть ли у анализируемого слова

-ин- зависимое, выраженное отрицательным

↓ ↓ местоимением или наречием. ↓

Пиши Н Пиши НН ↓ ↓

Да Нет

↓ ↓

Пиши НН ↓

6. Определи, является ли анализируемое слово

полным причастием.

↓ ↓

Да Нет

↓ ↓

↓ Пиши Н (подбери

↓ синоним без «не-»)

7. Определи, имеется ли при полном причастии

зависимое слово (кроме одиночного наречия

меры или степени)

↓ ↓

Да Нет

↓ ↓

Пиши НН Пиши Н

Наши рекомендации