Эффективность речевой коммуникации

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Методические указания к подготовке и выполнению контрольной работы

для студентов 1 курса заочной формы обучения

по направлениям подготовки 081100.62 –

«Государственное и муниципальное управление» и

031600 – «Реклама и связи с общественностью»

квалификация «бакалавр»

Новороссийск

Сост.: С. И. Горишняя

Методические указания разработаны в соответствии с образовательным стандартом федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Кубанский государственный технологический университет» и предназначена для студентов по направлениям подготовки 081100 – «Государственное и муниципальное управление» и 311600 – «Реклама и связи с общественностью». Уровень подготовки: бакалавр.

Методические указания рассмотрены и утверждены методическим советом факультета Управления и промышленности Новороссийского политехнического института (филиала) ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет», протокол № 2 от _______.2012.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1 Программа дисциплины «Русский язык и культура речи» . . . . . . . . . .
2 Методические рекомендации по подготовке и выполнению контрольной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3 Задания для контрольной работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список рекомендуемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Введение

Цельюосвоения дисциплины «Русский язык и культура речи» является формирование коммуникативной компетенции будущего специалиста, которая заключается в умении правильно использовать средства языка при устном и письменном общении в типичных профессионально и социально значимых ситуациях.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.Процесс изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» направлен на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

- умения логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; способность к эффективному деловому общению, публичным выступлениям, переговорам, проведению совещаний, деловой переписке, электронным коммуникациям; способность использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ОК-9);

- способности к работе в коллективе, исполняя свои обязанности творчески и во взаимодействии с другими членами коллектива (ОК-10);

- умения общаться четко, сжато, убедительно; выбирая подходящие для аудитории стиль и содержание (ПК-30).

В результате освоения дисциплины студент должен:

- воспринимать язык как важнейшее средство коммуникации, мышления и культуры и бережно относиться к нему;

- иметь представление о коммуникативных качествах речи, функциональных стилях русского литературного языка, способах и приемах использования многообразных языковых средств;

- ориентироваться в различных речевых ситуациях, адекватно им реализовывать свои коммуникативные намерения;

- владеть орфоэпическими, акцентологическими, лексическими и грамматическими нормами современного русского литературного языка;

- знать грамматические особенности официально-делового стиля, а также знать языковые и этикетные нормы устного и письменного делового общения;

- усвоить речевые нормы учебной и научной сфер деятельности, владеть основными речевыми жанрами, связанными с переработкой научной/учебной информации;

- иметь представление о современных аспектах речевой деятельности человека: освоить правила ведения телефонного разговора, и электронной переписки.

- знать основы эффективного речевого общения – основы риторики, обладать навыками устной публичной речи.

1 Программа дисциплины «Русский язык и культура речи»

Тема 1. Речевая деятельность. Русский литературный язык

Как средство общения.

Место русского языка среди славянских языков и языков мира. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка. Язык как знаковая система. Функции языка. Структура речевой деятельности Виды и формы речи.

Тема 2. Речевое общение.

Эффективность речевой коммуникации.

Основные единицы речевого общения. Организация вербального взаимодействия. Эффективность речевой коммуникации. Психологические принципы, сформулированные в научной и методической литературе, влияющие на эффективность коммуникации: принцип равной безопасности, принцип децентрической направленности, принцип адекватности. Доказательность и убедительность речи. Основные виды аргументов. Невербальные средства устной коммуникации.

Наши рекомендации