Художественная культура украины
XIII – I ПОЛОВИНЫ XVI ВВ.
Нашествие орд Батыя тяжело отразилось на культуре Киевской Руси. Наибольшему опустошению подверглись Переяславщина и Киевщина. Тяжкое золотоордынское иго, господство литовских, польских феодалов тормозили процесс дальнейшего развития художественной культуры. Но, несмотря на это, шло формирование украинской народности, росло национальное самосознание, развивались культурные процессы.
Одним из центров культуры этого периода был Киево-Печерский монастырь, где сохранились и развивались культурные традиции Киевской Руси. Так, продолжали создаваться рукописные книги. В монастыре южноволынского села Городище сохранились Христианопольский апостол XII в., Бучацкое евангелие XII – XIII вв. и другие книги. В конце XIV в. дьяк Спиридоний переписал Киевскую псалтырь, в Холме было переписано Холмское евангелие XIII в. и другие. Высокого уровня достигло искусство оформления книги.
Литература
Продолжает существовать летописание, в котором развиваются традиции Киевской Руси. В конце XIII – начале XIV вв. на территории Галицкого и Волынского княжеств, которые до последней трети XIII в. составляли одно могущественное государство, была создана Галицко-Волынская летопись. Она лучше всего сохранилась в составе Ипатьевского летописного сборника, в котором ей предшествуют "Повесть временных лет" и Киевская летопись.
Начинается Галицкая летопись похвалой князю Роману, который в борьбе с врагами родной земли был "яко и лев, сердит же бысть, яко и рысь, и губяще, яко и каркодил, и прехожаше землю их, яко и орел, храбор бо бе, яко и тур". Во всем Роман "ревноваше бо деду своему Мономаху", которому тоже воздается хвала, главное внимание уделяется детям Романа (Даниилу и Васильку), их борьбе с врагами. Детально и любовно описывается деятельность Даниила, прежде всего, как идеального воина и государственного мужа ("бе бо дерз и храбор, от главы и до ногу его не бе на нем порока"). Рассказ о князе Данииле – центральный в ряду самостоятельных рассказов о событиях и людях тех лет.
Составитель Галицкой летописи, вероятно, – военный человек, дружинник. Он хорошо знал литературу Киевской Руси, в том числе "Слово о полку Игореве" (об этом свидетельствуют прямые цитаты из "Слова", использование изобразительных языковых средств и т.д.). Рисуя картины многочисленных битв, описывая героев этих сражений, автор использовал такие переводные произведения, как хроники Малалы и Амартола, повесть о разорении Иерусалима и др.
Волынская летопись повествует о событиях 1262 – 1292 гг., связанных преимущественно с историей Волынского княжества. Летописец создает возвышенный образ князя Владимира Васильковича как справедливого и разумного правителя, храброго воина и смелого охотника; князь показан и как великий книжник, философ, образованный человек. По сравнению с Галицкой летописью Волынская отличается меньшим интересом к военным событиям.
В целом Галицко-Волынская летопись представляет собой сложное единство. Она отличается связанностью, драматизмом и пластичностью рассказа, высоким гражданским пафосом и патриотизмом. Все это делает Галицко-Волынскую летопись одним из выдающихся памятников древней украинской литературы.
В этот период выпускается новая редакция сборника "Четьи-минеи" (1409), оригинал которого был создан, вероятно, в западно-украинских землях, а затем переписан в Белоруссии. Эта редакция несет на себе влияние живого украинского языка.
В XIV – XV вв. появляются в украинской редакции такие литературные сборники, как "Измарагд", новые версии повести "Александрия", "Троянской истории", "Сказание об индейском царстве" и другие.
Знаменательно, что уже в XV в. появляются переложения произведений русской литературы, например, "Книга о побоище Мамая" – перевод "Сказания о побоище великого князя Дмитрия Ивановича", посвященного Куликовской битве (1380 г.), на белорусско-украинский язык ("западнорусский"), переработка "Сказания о Куликовской битве".
Таким образом, украинская литература середины XIII – первой половины XVI вв., несмотря на неблагоприятные условия, успешно развивалась. Начал вырабатываться новый литературный язык, что готовило почву для расцвета собственно украинской литературы.
Театр
Зачатки украинского театра – в обрядах (свадьбы, похороны, праздник Ивана Купалы и т.п.), в народных играх (хороводы, веснянка и т.д.). Постепенно игры превращаются в бытовые драматические сценки. Конкретный сюжет, реквизит имели такие игры, как "Мак", "Лен", "Перепелка", "Мельница", "Поп и смерть", "Коза", "Мать и дочь", "Гуси", "Просо" и т.д. В народных играх имитировались трудовые процессы, использовались слово, движение, мимика, применялись маски, условные знаки, символы и т.п. Драматическое действие народных игр в соединении с диалогом, пением, пластическими движениями, мимикой несло в себе элементы театрального действия.
Во второй половине XIII – первой половине XIV вв. получило дальнейшее развитие такое явление, как представления скоморохов – народных лицедеев, певцов, музыкантов, танцоров, клоунов и т.п. Скоморошество упоминается и в былинах киевского цикла, оно изображено на фресках Софийского собора в Киеве (XI в.), на серебряной чаше из Чернигова (XII в.), на миниатюрах Радзивилловской летописи (XI в.). К концу XVII в. скоморохи утратили прежнее значение, но традиции искусства скоморохов дожили до начала XX в.
Архитектура
На протяжении XIII – XIV вв. идет строительство городов и замков-крепостей, преодолеваются тяжелые последствия татаро-монгольского нашествия. В этот период много внимания уделяется строительству оборонительных сооружений. С середины XIII в. в строительстве вырабатываются такие типы фортификационных сооружений, главными опорными узлами которых становятся башни-донжоны, архитектура которых свидетельствовала о знакомстве с достижениями европейской военно-инженерной мысли. Были созданы и фортификационные сооружения нового типа, которые позволяли надежно прикрывать подступы к крепости с флангов (замки в Луцке, Кременце, Каменце-Подольском). В этот период сложились две архитектурно-строительные школы: галицкая и волынская. Примером галицкой явились каменные крепости в Белавино, Столпе, Чернееве, Угруске, Кременце, Каменце-Подольском, Белгороде-Днестровском и другие, главный их признак – наличие мощных каменных стен и башен.
Значительный интерес представляют каменные башни второй половины XIII в., которые сохранились до наших дней на околицах Холма (в селах Белавино и Столпе – ныне Польша) и в Каменец-Литовске (Белая Вежа). Холмские башни сложены из белого камня, в чем проявились традиции галицкой строительной техники. Каменецкая Белая Вежа построена из кирпича. Высота ее достигает 29 м., она имеет пять ярусов, из которых три перекрыты сводами. Верх башни увенчан зубцами, под которыми проходит декоративная полоса из нескольких рядов орнамента. Описание Белой Вежи вошло в летопись.
Изобразительное искусство
Изобразительное искусство XIII – XIV вв. сохранило основные черты, сложившиеся ранее: монументальность, утонченный колорит, гармоничные пропорции, уверенный рисунок и т.д. В произведениях этого периода проявляется вера в человека, стремление к жизнерадостности образного строя, к узорочью и красочности, что было обусловлено народно-эстетическими идеалами. Художники овладевают искусством композиции, так называемой "обратной перспективой"[282], позволяющей придавать пространству определенную глубину, а образы наделять яркими чертами, величием и человеческим достоинством.
Из памятников киевской живописи этого времени сохранилась икона Богоматери Печерской-Свенской (около 1288 г.). Прототипом для нее послужило изображение Богоматери Кипрской на троне, но фигуры ангелов киевский мастер заменил образами отечественных святых, основателей Киево-Печерского монастыря – Антония и Феодосия. Их изображение отличается искренностью и непосредственностью. Сочные, насыщенные цвета, изысканная гамма оттенков гармонируют с мягким блеском золотого фона. К числу киевских памятников относятся иконы "Николай с житием", "Игоревская Богоматерь", "Максимовская Богоматерь" (конец XIII – начало XIV в.).
В Галицко-Волынском княжестве искусство развивалось под влиянием Киева. Ярким произведением этого периода явилась икона "Волынская Богоматерь". Величественен силуэт Богоматери в темно-красном одеянии. Гордая посадка головы, слегка склоненной к младенцу, огромные скорбные глаза, смотрящие с укором, младенец – все это выполнено утонченной живописью, что в гармоническом единстве содержания и формы обусловливает выдающееся место этого произведения в украинской средневековой живописи.
Следует отметить также миниатюры "Галицкого евангелия" (конец XIII в.), на которых изображены евангелисты.
В конце XIV – первой половине XVI вв. развивается фресковая живопись. Идея единства украинского народа нашла воплощение во фресках церкви Онуфрия в Лаврове (конец XV в.), в сценах на тему "Вселенский собор" и "Акафист Богоматери". Мастерство украинских художников было так высоко, что их приглашали для росписи католических соборов. Ими выполнены фрески в костеле Вислицкой коллегиаты (конец XV в.). В стиле росписей соединены традиции искусства Киевской Руси с чертами готики. Эту тенденцию углубили украинские мастера во главе с волынским художником Андреем, расписавшие часовню св. Троицы в Люблинском замке (1418 г.). В росписях воплощено стремление изобразить внутренний мир человека. То же можно сказать и о фресках в часовне св. Креста на Вавеле в Кракове (1470 г.).
Наряду с фресковой живописью все большее распространение в XV в. приобретает иконопись. С XV в. в церквях устанавливаются иконостасы, где иконы располагаются в определенном порядке. Для украинской иконы были характерны сочный колорит, энергичный рисунок, четкая композиция. Особенно популярны были образы воинов-победителей. Например, икона "Юрий Змееборец" из с. Станыля Львовской обл. (конец XIV в.). Та же тема в иконе "Чудо Георгия о змие" (середина XVI в.) киевской школы. Ослепительно белый конь, алый плащ Георгия и золотой фон создают торжественную цветовую симфонию.
Народные вкусы нашли отражение в выборе святых для икон. Это Юрий (Георгий) – воин и защитник, Николай – покровитель мореплавателей, путешественников и плотников, Параскева Пятница – покровительница торговли и женского ремесла, врачи – бессребренники Козьма и Демьян и, конечно. Богоматерь с младенцем – заступница пленных и обездоленных,
Новое явление в иконописи – икона "Богоматерь" из с. Красов Львовской области (XV в.). Лицо у Богоматери светло-розовое, с длинными дугообразными черными бровями, маленьким ртом, немного грустными и задумчивыми глазами.
Особенно популярными были житийные иконы, которые давали простор творческой фантазии художников. В них изображалась конкретная обстановка, много бытовых подробностей – мебель, одежда, ткани. Обыденное здесь возвышалось и поэтизировалось.
Многие художники обращались к проблемам жизни и смерти. Таковы "Оплакивание Христа", "Страсти" из с. Трущевичи Львовской обл. (XV в.). Это – реквием в красках. Средства художественной выразительности (резкий колорит, патетические жесты, ритм фигур) передают горе и страдания людей.
Высокого уровня в XIV – XV вв. достигло искусство иллюстрирования рукописей. Подлинным шедевром является Киевская псалтырь, переписанная в 1397 г. в Киеве Спиридонием и украшенная многочисленными миниатюрами.
Значительных успехов в этот период достигает и прикладное искусство, керамика, ювелирное и золотошвейное дело.
АРХИТЕКТУРА КОНЦА XIV–
ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVI В.
В этот период оборонное строительство заняло основное место, что было вызвано необходимостью защиты от участившихся набегов кочевников, вторжений турецких захватчиков. Возводятся замки и укрепления, их стиль и архитектура определяются местными мастерами. Главным строительным материалом было дерево, хотя возрастал удельный вес камня и кирпича. Создаются новые и модернизируются старые укрепления. Примером может служить перестройка каменных укреплений XII – XIV вв. в Каменце-Подольском, Белгороде-Днестровском, Кременце, Хотине, Невицком, Мукачеве.
Особенно большое влияние на структуру замков оказало появление огнестрельного оружия. Башни в XV в. сооружались так, чтобы быть устойчивыми по отношению к артиллерийскому огню. Увеличилось в стенах и башнях количество бойниц, что позволило повысить, плотность огневой обороны подступов к замку. Например, в замке в Клевани (1495) бойницы устроены в три яруса.
Мощными оборонительными стенами были обнесены Киево-Печерская лавра, многие монастыри: Михайловский Златоверхий, Кирилловский в Киеве и др.
Архитектурные сооружения XIV – XV вв. воплотили представление людей той эпохи о возвышенном и прекрасном. Это церковь Рождества в Галиче, храм Рождества Богородицы в Рогатине, церковь Пятницы во Львове, Успения в Лужанах Черниговской области и другие. Архитектурные сооружения на Западе Украины отмечены связями с зодчеством Балканских стран (южнославянским, молдавским), например, церковь Онуфрия в Лаврове Львовской области (конец XV в.), церковь Петра и Павла в Каменец-Подольском (XV в.) и другие.
В плане воплощения народного понимания прекрасного представляет интерес миниатюрный храм – церковь Троицы в с. Зимно Волынской области (1465).
В этот период создается множество сооружений деревянной архитектуры, связанных с местными традициями – храмы Николая в с. Среднее Водяное Закарпатской области (1428), св. Духа в с. Потелич Львовской области (1502, 1520, реконструкция 1620) и другие.
В XV в. идет процесс взаимодействия народного и профессионального искусства на Украине, чему весьма содействовало казачество – особое военное сословие, возникшее в XV столетии и постоянно пополнявшееся крестьянами, бежавшими от помещичьего гнета в низовья Днепра. Отсюда, постоянно рискуя жизнью, казаки совершали дерзкие набеги на города Крыма, освобождая угнанных в рабство соплеменников, на ладьях доплывали до турецкой столицы, воевали с войсками короля польского. В среде казачества возникали патриотические, демократические, гуманистические идеи, отразившиеся и в украинском искусстве.
Так возрождалась художественная культура Украины, подвергшейся разорению, разрушению древних культурных центров. Формировался собственно украинский язык, развивались литература, изобразительное искусство, архитектура, что подготовило почву для первого расцвета украинской культуры, относящегося к XVI – XVII вв.