Художественная культура. Скульптура. Отечественная культура в 20-30-е годы

Отечественная культура в 20-30-е годы.

После революции 1917 года начинается новый период в истории отечественной культуры, происходит переход к новой системе отношений. Главным вопросом для творческой интеллигенции в это время стал вопрос об отношении к революции. Следует признать, что далеко не все смогли понять и принять революцию. Многие воспринимали ее как крушение, катастрофу, разрыв с прошлой жизнью, разрушение традиций. Многие деятели русской культуры эмигрировали за границу. Даже художники одного или близких направлений оказались "по разные стороны баррикад". Так, В.В.Кандинский окончательно покинул Россию, а, казалось бы, столь родственный ему по пониманию изобразительной формы К.С.Малевич считал себя "художником революции".

За границей оказались такие выдающиеся деятели русской культуры, как С.В.Рахманинов, К.А.Коровин, А.Н.Толстой, М.И.Цветаева, Е.И.Замятин, Ф.И.Шаляпин, А.П.Павлова, И.А.Бунин, А.И.Куприн и другие. Некоторые из них вернулись, осознав невозможность жить вне родины. Но многие остались за границей. Потеря была весьма ощутимой. Такая утечка умов привела к существенному понижению духовно-интеллектуального уровня в стране.

Большая часть интеллигентов осталось на родине. Многие из них активно сотрудничали с новой властью. Достаточно сказать, что в гражданской войне Советскую власть защищала почти половина офицерского корпуса бывшей царской армии. Инженеры и ученые восстанавливали промышленность, разрабатывали план ГОЭРЛО и другие проекты хозяйственного развития.

Какие задачи в области культуры ставило и решало советское государство в послереволюционный период? Прежде всего, ставилась задача преодолеть культурное неравенство, сделать доступным для трудящихся сокровища культуры, создать культуру для всего народа, а не для отдельных элит. Для достижения этой цели была проведена национализация. Уже в 1917 году перешли в собственность и распоряжение государства Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и многие другие музеи. Были национализированы частные коллекции Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, И.В.Цветаева, В.И.Даля, С.С.Щукина. Соборы Московского Кремля превратились в музеи, как и царские резиденции под Петроградом и Москвой.

К сожалению, в процессе национализации многое от неразумения и некультурности за ценности не принималось, многое расхищалось и уничтожалось. Пропали бесценные библиотеки, уничтожались архивы. В барских домах устраивались клубы, школы. В некоторых усадьбах были созданы музеи быта /усадьбы Юсуповых, Шереметьевых, Строгановых/. В то же время возникали новые музеи, например музей изящных искусств при МГУ, быта 40-х годов 19 века, Морозовского фарфора и другие. Только с 1918 по 1923 годы возникло 250 новых музеев.

Другая важнейшая задача, которая стояла перед советским государством в послереволюционный период - это ликвидация неграмотности. Задача была актуальна ввиду того, что 3/4 населения страны, особенно в деревне и национальных районах, не умели читать и писать. Для решения этой сложнейшей задачи в 1919 году СНК принял декрет "О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР", по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке. В 1923 году было учреждено добровольное общество "Долой неграмотность" под председательством М.И.Калинина. Были открыты тысячи пунктов для ликвидации неграмотности ликбезы.

Следующей важной вехой в развитии образования стало принятие в 1930 году постановления ЦК ВКП/б "О всеобщем обязательном начальном обучении". К концу 30-х годов массовая неграмотность в нашей стране в основном была преодолена.

Наука и техника

В 20-30-е годы удалось добиться значительных успехов и в развитии науки. В голодном Петрограде в 1918 году были основаны физико-технический и оптический институты, ученые которых впоследствии создавали ядерный щит страны. А под Москвой открылась знаменитая лаборатория ЦАГИ (центральный аэрогидродинамический институт) это значит, что наша дорога в космос началась в далеком 1918 году. Русские ученые становятся основоположниками новых направлений науки: Н.Е.Жуковский основателем современной аэродинамики, К.Э.Циолковский - создателем теории реактивного движения, которая лежит в основе современной реактивной авиации и космических полетов. Трудами В.И.Вернадского были заложены основы новых наук -биохимии, радиологии. Мировое признание получили работы русского ученого-физиолога И.П.Павлова, создавшего учение об условных рефлексах и высшей нервной деятельности. Еще в 1904 году Павлову - первому из русских ученых была присуждена Нобелевская премия.

В 30-е годы на основе научных изысканий академика С.В.Лебедева в Советском Союзе впервые в мире было организовано массовое производство синтетического каучука. Труды А.Ф.Иоффе заложили основы современной физики полупроводников. Ученые сделали ряд крупных географических открытий, в особенности в изучении Крайнего Севера. В 1937 году четверо исследователей: И.Д.Папанин, Э.Т.Кренкель, Е.А.Федоров и П.П.Ширшов - высадились в Арктике и открыли там первую в мире исследовательскую дрейфующую станцию "СП-1". Они проработали на льдине 274 дня, пройдя в дрейфе 2500 километров. Ученые сделали много для развития науки. Они впервые получили геологические данные об этой территории, провели магнитные измерения, которые вскоре помогли обеспечить безопасность полетов Чкалова, Громова, Леваневского, внесли огромный вклад в метереологию и гидрологию этой части планеты. После первой станции было открыто еще 30, последняя была открыта в 1989 году.

Религия и церковь

Особого внимания заслуживает вопрос об отношении советского государства к религии и церкви. Самым важным документом, регулирующим государственно-церковные отношения, явился декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви, принятый в 1918 году. В декрете подчеркивалось, что каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Согласно декрету все имущество существующих в России церковных и религиозных обществ объявлялось народным достоянием.

Какова была позиция духовенства по отношению к Советской власти? В период гражданской войны духовенство выступило против Советской власти. (Это и антибольшевистская пропаганда, и участие в вооруженных выступлениях, митинги протеста, забастовки, отказ выдавать метрические книги). В результате прокатилась массовая волна репрессий по отношению к духовенству. На Урале, например, духовенство поддержало Колчака, встретило белых как своих освободителей. В колчаковской армии существовала религиозная присяга и насчитывалось более двух тысяч военных священников. В системе белой армии были созданы добровольческие отряды "Братства святого креста". Эти дружины носили имена своих покровителей: "полк Иисуса", "полк Богородицы", "полк пророка Ильи".

С конца 20-х годов курс советского государства по отношению к религии и церкви становится более жестким. В массовом порядке закрываются церкви и монастыри, а то и уничтожаются. Всего по стране к 1933 году закрыли 15988 церквей. В советский период нашей истории предпочтение отдавалось атеистическому миросозерцанию. Активно велась антирелигиозная пропаганда под лозунгом "Борьба с религией борьба за социализм". В культурной атмосфере общества властвовал дух рациональности, преклонения перед могуществом науки, техники, разума и дерзновения. Вера в "светлое будущее" заменяла большинству населения веру религиозную.

Художественная культура. Скульптура

В 1918 году началось осуществление ленинского плана монументальной пропаганды. В соответствии с этим планом были убраны памятники, не представлявшие, по мнению новой власти, исторической и художественной ценности, например памятники Александру III в Петербурге и генералу Скобелеву в Москве. В то же время стали создаваться памятники (бюсты, фигуры, стелы, памятные доски) героям революции, общественным деятелям, писателям, художникам. Замысел плана монументальной пропаганды был навеян идеей "Города Солнца" Т.Кампанеллы, где городские стены украшались росписями, служившими воспитанию граждан. Новые памятники должны были сделать изобразительно наглядными идеи социализма. К работе были привлечены как известные мастера (С.Т.Коненков, Н.А.Андреев), так и молодые скульпторы разных школ и направлений вплоть до студентов художественных училищ.

К первой годовщине революции в Москве открылся памятник К.Марксу и Ф.Энгельсу. В Петрограде в 1917-1920 годах создается памятник "Борцам революции" - Марсово поле. Памятник представлял собой группу невысоких правильной формы гранитных монолитов, поставленных в центре всего комплекса, превращенного в зеленый партер. В 1918-1919 годах в центре Советской площади Москвы был сооружен обелиск Свободы с текстом первой Советской конституции. Всего в 1918-1920 годы в Москве было установлено 25 памятников, в Петрограде 15. Многие памятники не сохранились в основном потому, что были исполнены во временных материалах (гипс, бетон, дерево).

Одним из самых выразительных памятников, выполненных в соответствии с планом монументальной пропаганды, является скульптурная группа "Рабочий и колхозница". Она была создана для международной выставки "Искусство, техника и современная жизнь", устроенной в Париже в 1937 году. Советский павильон был построен по проекту Б.М.Иофана наподобие лестницы со стремительно нарастающими ввысь уступами. Здание завершалось гигантским, поднятым на 33 м ввысь пилоном, который совершенно органично венчала 30-метровая скульптурная группа "Рабочий и колхозница". Они держат в вытянутых вверх руках серп и молот, составляющие герб Советского Союза. Автор этого произведения - В.И.Мухина, крупнейший скульптор этой эпохи, одна из самых знаменитых женщин страны. Скульптура получилась легкой, стремительной, динамичной. Статуи сварены из пластин хромоникелевой стали. Такого материала не знала еще истории скульптуры.

Эта скульптурная группа стала символом нашей страны. На выставке в Париже павильон СССР противостоял павильону нацистской Германии - башне с хищным орлом наверху, который держал в когтях свастику. В дальнейшем, после окончания выставки, статуя была разобрана, перевезена в Москву и вновь смонтирована на гораздо более низком постаменте перед входом на ВДНХ, где находится до сих пор.

Архитектура. Дизайн

Ведущим направлением в архитектуре 20-30-х годов стал конструктивизм, который стремился использовать новую технику для создания простых, логичных, функционально оправданных форм, целесообразных конструкций. Характерные для конструктивизма приемы - это совмещение цельных плоскостей с большими застекленными поверхностями, сочетание разных по композиции объемов. Все это применяется с успехом в архитектуре сегодняшнего дня. Принципы конструктивизма были разработаны на Западе Ш.-Э. Ле Корбюзье, некоторое время работавшим и у нас. Советский конструктивизм представлен в творчестве В.Е.Татлина. Он пытался использовать самые разнообразные материалы для строительства своих технических конструкций, включая проволоку, стекло и листы металла. Татлину принадлежит проект памятника III Интернационала. Это один из самых дерзких архитектурно-художественных замыслов 20 века. Эффектная каркасная конструкция спиралевидной формы в виде башни высотой примерно 433 метра несет подвешенные внутри три объема - куб, пирамиду и цилиндр, которые должны были вращаться вокруг вертикальной оси со скоростью одного оборота в год, месяц и день. Спираль должна была выражать символ революции. Разумеется, это огромное сооружение не могло быть воздвигнуто в те годы хозяйственной разрухи и нищеты.

Что касается архитектурного конструктивизма, то в 20-30-е годы он широко использовался в строительстве общественных и жилых зданий, прежде всего Домов и Дворцов культуры, рабочих клубов. Это были новые, массовые типы зданий, не имевшие прототипов в прежние времена. О размахе клубного строительства можно судить по тому, что только в 1929-1932 годах в стране было возведено 480 клубов, в том числе 66 в Москве. Целый ряд оригинальных по архитектуре клубов построено в этот период по проектам архитектора К.С.Мельникова в Москве и Подмосковье. Среди них наиболее известен клуб имени Русакова в Сокольниках (1927-1928 гг.). Одним из лучших произведений советского конструктивизма 30-х годов стал дворец культуры имени Лихачева, созданный по проекту крупнейших советских мастеров братьев Л.А., В.А., А.А.Весниных в 1931-1937 годах.

Графика и живопись

В 20-е годы самым мобильным, оперативным и распространенным видом изобразительного искусства была графика: журнальный и газетный рисунок, плакат. Они быстрее всего откликались на события времени в силу своей лаконичности, доходчивости.

Литература и театр

Решительные перемены в первое революционное десятилетие произошли с русским театром. Революция способствовала созданию советского режиссерского театра. В эти годы в стране возникло много новых театральных коллективов, среди них Большой драматический в Ленинграде, первым художественным руководителем которого был А.А. Блок, Театр им В.Э. Мейерхольда, Театр им. Е.Б. Вахтангова, Московский театр им. Моссовета. Первым советским театральным спектаклем стала "Мистерия - Буфф" в постановке В.Э. Мейерхольда, (1921). В.Э. Мейерхольд обосновывал принципы публицистического, страстного, агитационного театра-митинга, он внедрял в театральное действие элементы цирка и кинематографа, гротеск и эксцентрику.

В 20 - 30-е годы ведущей темой в литературе являлась тема революции и социалистического строительства.

В 30-е годы заметно повышается роль исторического романа, проявляется глубокий интерес к истории отечества и к наиболее ярким историческим персонажам.

Киноискусство

После революции, в годы гражданской войны лицо кинематографии определяли агитфильмы. Выдающимся мастером документального кино в 20-е годы был Дзига Вертов (Д.А. Кауфман). В области художественного кинематографа в эти годы работал такой великий мастер, как С.М. Эйзенштейн. Самая известная работа Эйзенштейна фильм "Броненосец Потемкин" (1925) - классическое произведение социалистического реализма в киноискусстве. В 1954 и 1958 гг. в результате международного опроса кинокритиков он признан "лучшим фильмов всех времен и народов".

В 30-е годы уже в области звукового кино творили такие замечательные мастера, как Г.В. Александров (автор музыкальных комедий "Веселые ребята", " Цирк"); Г.Н. и С.Д. Васильевы (авторы кинофильма "Чапаев"); С.А. Герасимов (автор фильмов "Семеро смелых", "Комсомольск11).

Наши рекомендации