Художественная культура

Художественная культура - student2.ru Художественная культура - student2.ru Художественная культура - student2.ru Художественная культура включает всю систему искусств и каждый его вид в отдельности, сам процесс создания произведений искусства на протяжении многих веков, процесс восприятия искусства, специализированные институты культуры, в которых осуществляется хранение и трансляция художественных ценностей. Всю эту сложную систему бытия искусства в художественной культуре изучают специальные дисциплины (искусствознание и эстетика), дающие материал для культурологического анализа. Среди видов искусства различают изобразительные (живопись, графика, скульптура и др.) и неизобразительные (музыка, архитектура, декоративно-прикладное искусство и др.).

Различие между ними состоит в том, что изобразительные искусства воспроизводят жизнь в подобной ей форме (изображают ее), тогда как неизобразительные передают непосредственно внутреннее состояние духа людей, их переживания, чувства, настроения посредством формы, «не похожей» прямо на объект отображения. Художественная культура - student2.ru Разграничение искусств на изобразительные и неизобразительные не только имеет основание, но и является определяющим в морфологии (классификации) искусств, ибо базируется оно на различии предмета отображения.

Изобразительные искусства обращаются к действительности как источнику формирования мира человека, неизобразительные - к результатам воздействия действительности на духовный мир личности (миросозерцанию людей, их чувствам, переживаниям и т. п.). Литературу нельзя отнести ни только к изобразительным, ни только к неизобразительным видам искусства, так как она и изображает жизнь и непосредственно передает тончайшие чувства и переживания людей. Следовательно, литература - вид искусства, который объединяет в себе и изобразительное и неизобразительное начала.

Литература (от лат. буква) – вид искусства, в котором материальным носителем образности является речь как словесные высказывания. Литература эстетически осваивает мир в художественном слове. В его сферу входят природные и общественные явления, огромные социальные катаклизмы и движения народных масс, духовная жизнь личности, ее чувства. Литература - живая, подвижная идейно-художественная система, чутко реагирующая на изменения жизни.

В разных своих жанрах литература охватывает материал или через драматическое воспроизведение действия, или через эпическое повествование о событиях, или через лирическое самораскрытие внутреннего мира человека. Литература в начале своей истории была исполнительским искусством, так как существовала лишь в устном виде. С возникновением письменной литературы исполнительские формы ее не исчезли (фольклор), но основная линия развития словесного творчества обрела неисполнительский характер.

Литература исторически изменчива. Последнее нередко понимают лишь как изменение отражаемых в ней жизненных явлений, мировоззренческих позиций и идеалов ее создателей, как появление новых художественных средств, приемов и форм. Но дело не только в этом. Сама специфика литературы есть явление историческое, все элементы и составные части литературного произведения и литературного процесса, все особенности литературы находятся в постоянном изменении.

Архитектура Художественная культура - student2.ru (от греч. строитель) – вид искусства, целью которого является создание сооружений, отвечающих утилитарным и духовным потребностям людей, включая их эстетические потребности. Архитектура формирует действительность по законам красоты при создании зданий и сооружений, призванных обслуживать потребности человека в жилье и общественных помещениях. Архитектура создает замкнутый утилитарно-художественный, освоенный мир, отграниченный от природы, противостоящий стихийной среде и позволяющий людям использовать очеловеченное пространство в соответствии с их материальными и духовными потребностями.

Благодаря архитектуре возникает составная часть «второй природы» - материальная среда, которая создана трудом человека и в которой протекает его жизнь и деятельность. Формы архитектурных сооружений зависят от географических и климатических условий, от характера ландшафта, интенсивности солнечного света, сейсмической безопасности и т. д. Природное окружение по-разному трактуется зодчими - в зависимости от вкусов и принципов творчества, которые социально обусловлены.

Развитие архитектуры зависит от характера социального строя, эстетических идеалов, утилитарных и художественных потребностей общества. Архитектура теснее, чем другие искусства, связана с развитием производительных сил, с развитием техники. Ни одна область искусства не требует такого сосредоточения коллективных усилий и материальных средств, как архитектура. Архитектура может вступать в синтез с монументальной живописью, скульптурой, декоративным и другими видами искусства.

Основа архитектурной композиции - объемно-пространственная структура, органическая взаимосвязь элементов здания или ансамбля зданий. Масштаб сооружения во многом определяет характер художественного образа, его монументальность или интимность. Архитектура не воспроизводит действительность непосредственно, она носит не изобразительный, а выразительный характер. Ритм объемных соотношений, а также линий - одно из важных средств ее выразительности. Характерная особенность современной художественной структуры - аритмия в ритме, диссонанс в гармонии присущ и достижениям современной архитектуры.

Искусство – художественно-образная форма отражения человеком каждого мига бытия, в котором реализуется его желание сохранить жизнь и совершенствовать образ мира.

Искусство находится в состоянии неразделенного единства всех форм материальной и духовной творческой деятельности людей. В искусстве сосуществовали мифологические, практические и игровые акты творчества, в которых соединялись воедино мифология, магия, музыка, танец, слово и живопись, а также многие аспекты художественного творчества. Искусство становится существенным фактором развития языка, мышления, сознания людей.

Искусство способно осуществить нравственно – социальное совершенствование человека, выражает наиболее важные взгляды общества на мир, передает в художественных образах знания об эпохе, воздействует на сферу эмоции и чувств человека, отвлекает человека от забот повседневной жизни. Оно выражает взгляды общества на мир в художественных образах, воздействуя на эмоции и чувства человека.

Социальная культура

Социальная культура, или культура социальных отношений, определяется ценностями, идеалами и регуляторами поведения людей в обществе. Интересы и стремления людей, типичные для повседневной жизни людей, реализуются в рамках социальной культуры. Формами социальной культуры выступают нравственная, правовая и политическая культура.

Нравственность – форма взаимодействия человека со средой обитания ценностным регулированием поведения человека в обществе, определяемая состоянием духовности и силой примеров массового поведения.

Русский термин «нравственность» используется наряду с близкими по значению словами античного происхождения - этика и мораль. Взаимосвязь нравственных ценностей и нравственных регуляторов поведения называют принципами нравственности. Нравственные принципы мотивируют поведение, которое совершается иногда как бы против воли человека. Это происходит потому, что нравственные принципы укореняются в психике человека, входят в структуру личности в виде мотивационной направленности субъекта.

Нравственная культура выступает центральной и фундаментальной формой социальной культуры, которая задает основные параметры правовой и политической культуры. Первые, еще не писанные правовые законы, во многом совпадали с нормами нравственности. Отделение права от морали - результат расхождения между требованиями государства к населению, вводимыми для обеспечения нужного властям общественного порядка, и нравственностью.

Право – форма взаимодействия человека со средой своего обитания через соблюдение общеобязательных норм поведения, регулирующих наиболее значимые взаимодействия и отношения в обществе.

Если мораль - «внутренний» регулятор действий человека, то право - «внешний» государственный регулятор. Классическое «римское право», освободившись от первобытных пережитков, вырабатывает понятия, отражающие основные типы социальных отношений.

В древнеримском государстве формулируются общие принципы законодательства, юридические акты упорядычиваются и систематизируются, разделяясь на две части - публичное право, призванное обеспечивать интересы государства и общества в целом, и частное право, регулирующее отношения отдельных лиц. Выделяются области права - гражданское, административное, уголовное, имущественное, семейное и другие.

Совокупность представлений о праве называют правосознанием. В правосознании формируются суждения о том, каковы должны быть нормы права и правопорядок, как нужно их понимать и толковать, как следует относиться к действующим юридическим законам и к правоохранительным органам, что можно и что нельзя делать в тех или иных конкретных условиях. Право и правосознание - два основных компонента правовой культуры.

Политика – форма взаимодействия человека со средой обитания как формирование отношений в обществе на основе доминирующей идеологии, вызванная усложнением социальной структуры общества.

Политика есть область человеческих отношений и взаимодействий по поводу власти. Человек принимает участие в политической жизни общества, когда он либо сам находится у власти, либо участвует в выборах и референдумах. Политическая культура человека проявляется участием в политической жизни общества. Политическая система использует имеющиеся у нее возможности, чтобы внедрять в сознание граждан веру в свою законность, в необходимость и оправданность принятия ее норм и ценностей.

Политическая культура находится в сильнейшей зависимости от политической системы государства. Вместе с тем политическая система сама строится в соответствии с характером национальной культуры и укореняется в обществе. Когда это соответствие нарушается, политическая система лишается поддержки народа. Тогда в обществе зреет недовольство, что рано или поздно приводит к преобразованию политической системы, проводимой «сверху» или революционным путем «снизу».

Наши рекомендации