Тема 14. Культурная картина мира
14.1. Понятие «культурная картина мира , ее содержание и форма
В современной России одновременно происходит ряд культурных переворотов: радикальные изменения в материале культуры, в технике, технологии приводят к изменению роли и места тех или иных производств в обществе. Происходит трансформация сферы собственности, занятости населения, приобщение его к тем формам культуры, которые находились традиционно вне поля внимания общества, например, обслуживание, торговля, информационные услуги, а значит и не представляли еще недавно значительной ценности. Развитие многообразия культуры, ее плюрализма приводят к изменению мотивационной сферы развития человека, появлению новых стимулов к труду и досугу. Эти и ряд других факторов ставят по-новому и традиционную для системы культуры проблему: чему и как учить подрастающее поколение. Какую культурную картину мира формировать у учащейся молодежи.
Поступки людей, как правило, происходят на основе каких-то осознанных мотивов, намерений, интересов. В различных ситуациях поступки людей различны. Но иногда они могут различаться и в одинаковых ситуациях. Значит, мы можем утверждать, что осознание поступков различно.
Так как поступки людей, их действия практически охватывают очень широкий круг областей культуры, и, более того, этот круг расширяется, мы предполагаем, что в поле сознания человека попадает весь мир, а значит в сознании человека складывается определенный образ этого мира, его картина.
Культурная картина мира – это результат, продукт отражения реального мира посредством сознания человека в представлениях, понятиях, категориях мышления, заданных культурой.
Эта картина мира обобщает опыт и знания человека, придает им определенность, структуру, выступает как ментальная, мыслимая карта этого мира. С этой ментальной картой мира, его картиной, человек сверяет свои поступки, с ее помощью он ориентируется среди вещей и социальных явлений, устанавливает иерархию ценностей, смыслов.
Культурная картина мира – это условный термин, в рамках которого происходит объединение всей системы представлений человека о мире и своем месте в нем, заданные его культурой и, в свою очередь, формирующие культуру человека и общества. В культурную картину мира входят как теоретические, так и обыденные знания и представления людей, как наука, так и религиозные верования, мифологические и идеологические установки, ценностные ориентации, нравственные, эстетические, экономические, политические воззрения. Т.е. культурная картина мира – это тот образ реальности, который складывается в сознании человека, характеризует его ментальность.
Культурная картина мира обладает определенным универсализмом, чертами, общими для многих народов. В то же время она специфична для каждого этноса, каждого человека и различается по своим характеристикам.
Причиной различий в культурной картине мира являются ряд факторов: география, климат, природные условия, история, социальное устройство, верования, традиции, образ жизни и т.д.
Культурная картина мира отличается от научной, естественнонаучной по ряду признаков. Научная картина мира формируется наукой, научным знанием. Ее объектом выступает природа. Восприятие социального мира выступает основанием для формирования социальной картины мира. Она получает отражение в тех образах, представлениях и понятиях, которые формируются социальным знанием и практикой.
Культурная картина мира представляет собой часть социальной картины постольку, поскольку культура отличается от общества. Культурная картина мира задается культурой общества и является условием формирования его культуры. Она складывается под влиянием и объективных, и субъективных факторов, как материальных, так и идеальных, духовных, т.е. задается всей культурой общества и человека. Ее образуют как научные знания, так и обыденные представления людей.
По своему составу, содержанию культурная картина мира включает в себя все сложившиеся в обществе на всем протяжении его истории и заданные его культурой представления о мире и месте человека в нем.
В ней причудливо взаимодействуют, обеспечивая соответствие, представления, сложившиеся в рамках разных форм сознания – мифологические и идеологические, религиозные, философские, экономические, этические, эстетические, политические и многие другие.
При этом старые и новые, исходные (первичные) и вторичные, производные и последующие представления, суждения, понятия, концепции соседствуют друг с другом, обеспечивая соответствие, а подчас и дополняя одно другим, сообщая целостность культурной картине мира. По мере своего развития культурная картина мира, обновляясь, сохраняет и многие старые свои компоненты в тех областях, в которых они сохраняют свою действенность.
Культурная картина мира не остается чем-то раз и навсегда данным и неизменным. Она изменяется, развивается, как и культура в целом. Каждая культурная эпоха создает свою культурную картину мира. Так, для античности характерно было господство космоцентризма, для средневековья – теоцентризма, Возрождение утверждает антропоцентризм, в период Просвещения господствует рационализм (рациоцентризм) с его стремлением к обновлению, модернизму. Современная культурная эпоха все чаще связывается с постиндустриальной культурой, где утверждается постмодернизм.
В культурной, ментальной картине мира разные ее компоненты играют различную роль. Например, человеческое воображение, конструируя образ реальности, делает это таким образом, что события в ней происходят не в некой нейтральной и безотносительной связи и последовательности, а насыщены смыслом и подчиняются законам этого смысла.
В культурной картине мира необходимо различать ее духовное, ментальное, содержание, состав, и соответствующую форму.
С точки зрения содержания культурную картину мира образуют различного рода представления, идеи, образы, понятия, идеалы, заданные культурой общества и человека и являющиеся, в свою очередь, условием формирования его культуры.
С точки зрения формы культурная картина мира отражает его наиболее устойчивые, неименные, структурированные образования, придающие ему пространственную и временную определенность. В дальнейшем мы будем больше обращать внимание не на содержание культурной картины мира, а на те формы, которые она принимает в истории человечества, его культуры.
Важнейшей особенностью картины мира выступает ее целостный характер, который не является механическим образом окружающего человека мира, природного и социального, материального и духовного, но задается опосредованно, посредством сложившихся в обществе культурных норм, установок, ценностей, идеалов. Между человеком и природой всегда располагается общество, а значит более важную роль в формировании картины мира играет общество, а точнее, его культура. Значит, прежде чем освоить картину мира, человеку предстоит осваивать культурную картину мира. Таким образом, в картине мира мы выделяем две части, первая образуется как картина мира природы, как чего-то противостоящего обществу, отличного от нее, и вторая выступает как картина социального, культурного мира, или культурная картина мира. Следует отметить, что картина мира природы во многом определяется культурной картиной мира, теми образами центра и периферии, пространства и времени, статики и динамики, которые задаются культурой.