Тема: Биологическая картина мира

Цель занятия: изучить современное представление о биологической картине мира.

Задачи: рассмотреть формирование биологической картины мира.

Контрольные вопросы:

1. Формирование современной биологической картины мира. Особенности биологического уровня организации материи. Что есть жизнь?

2. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. Эволюция живой природы.

3. Альтернативные концепции появления и развития жизни. Современный научный креационизм. Концепция панспермии. Концепции самозарождения. Концепции стационарного состояния жизни.

4. Диалектическое единство живого и неживого. Проблема их разграничения (что считать живым, что неживым, где кончается граница одного и начинается граница другого).

Термины и понятия: биологическая картина мира, биологический уровень организации материи, эволюция живой природы, креационизм, панспермия, самозарождение, стационарное состояние жизни.

Литература

Ахлибининский Б.В. Философские проблемы современного естествознания. СПб. 1992.

Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М., 1991.

Вернадский В.И. Живое вещество. М., 1978.

Волькенштейн М.В. Биофизика. М., Наука, 1988.

Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 1997.

Георгиевский А.Б. Дарвинизм. М., 1985.

Грант В. Эволюционный процесс. М., 1992.

Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Новосибирск, 1997.

Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. М., 1997.

Дополнительная литература

Карпинская Р.С. и др. Философия природы: коэволюционная стратегия. М., 1995.

Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М., 1986.

Концепции современного естествознания. Под ред. В.Н. Лавриненко. М., 1997.

Кузнецов В.И. и др. Естествознание. М., 1996.

Левонтин Р. Генетические основы эволюции. М., 1978.

Медников Б.М. Аксиомы биологии. М., 1982.

Северцев А.С. Основы теории эволюции. М., 1987.

Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 1997.

Стёпин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.

Семинарское занятие № 7 (2 часа).

Тема: Проблемы антропосоциогенеза.

Цель занятия: изучить современное представление об антропосоциогенезе.

Задачи: рассмотреть формирование и развитие человека и общества.

Контрольные вопросы:

1. Человек в биологической систематике.

2. Сходства и отличия человека от животных. Закон генетического единства живого вещества.

3. Факторы антропосоциогенеза. Биологическое и социальное в человеке.

4. Расы и народы. Сходства и отличия (антропологические, психосоматические, дерматоглифические, пальмоглифические и т.п.).

5. Адаптационные возможности человека.

Термины и понятия: человек, сходства и отличия человека от животных, закон генетического единства живого вещества, факторы антропосоциогенеза, биологическое и социальное в человеке.

Литература

Барулин В.С. Социальная философия. Ч.1.: Учебник. М., 1993.

Взаимодействие общества и природы. М., 1986.

Гумилев Л.Н. этногенез и биосфера Земли. Л., 1990.

Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

Стёпин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992

Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991.

Дополнительная литература

Ахлибининский Б.В. Философские проблемы современного естествознания. СПб. 1992.

Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М., 1991.

Грант В. Эволюционный процесс. М., 1992.

Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Новосибирск, 1997.

Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. М., 1997.

Карпинская Р.С. и др. Философия природы: коэволюционная стратегия. М., 1995.

Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М., 1986.

Концепции современного естествознания. Под ред. В.Н. Лавриненко. М., 1997.

Кузнецов В.И. и др. Естествознание. М., 1996.

Левонтин Р. Генетические основы эволюции. М., 1978.

Медников Б.М. Аксиомы биологии. М., 1982.

Северцев А.С. Основы теории эволюции. М., 1987.

Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 1997.

Стёпин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.

Семинарское занятие № 8 (2 часа).

Тема: Биосфера – ноосфера – космос.

Цель занятия: изучить современное представление о ноосферогенезе.

Задачи: рассмотреть формирование и развитие биосферы и ноосферы.

Контрольные вопросы:

1. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Динамическое равновесие природных систем. Проблемы ноосферогенеза.

2. Техногенез, как фактор формирования техносферы.

3. Земля, как планетарное живое существо – гипотеза Геи. Человек и космические циклы.

4. Появление и расселение человека на планете. Общепринятые и альтернативные точки зрения. Прогресс и регресс человечества в исторической ретроспективе, возможные сценарии будущего.

Термины и понятия: биосфера, ноосфера, динамическое равновесие природных систем, техногенез, техносфера, гипотеза Геи, космические циклы.

Литература

Ахлибининский Б.В. Философские проблемы современного естествознания. СПб. 1992.

Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М., 1991.

Вернадский В.И. Живое вещество. М., 1978.

Волькенштейн М.В. Биофизика. М., Наука, 1988.

Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 1997.

Георгиевский А.Б. Дарвинизм. М., 1985.

Грант В. Эволюционный процесс. М., 1992.

Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Новосибирск, 1997.

Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. М., 1997.

Карпинская Р.С. и др. Философия природы: коэволюционная стратегия. М., 1995.

Дополнительная литература

Барулин В.С. Социальная философия. Ч.1.: Учебник. М., 1993. Взаимодействие общества и природы. М., 1986.

Концепции современного естествознания. Под ред. В.Н. Лавриненко. М., 1997.

Кузнецов В.И. и др. Естествознание. М., 1996.

Левонтин Р. Генетические основы эволюции. М., 1978.

Медников Б.М. Аксиомы биологии. М., 1982.

Северцев А.С. Основы теории эволюции. М., 1987.

Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 1997.

Стёпин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.

Семинарское занятие № 9 (2 часа).

Тема: Философские аспекты глобальных проблем современности

и пути их решения

Цель занятия: изучить современное представление о глобальных проблемах человечества.

Задачи: рассмотреть причины появления и возможные последствия глобальных проблем человечества.

Контрольные вопросы:

1. Исторические этапы взаимодействия общества и природы.

2. Техногенно-потребительская цивилизация.

3. Глобальные проблемы современности в философском контексте (мира и разоружения; экологические проблемы; демографические проблемы; энергетические и сырьевые проблемы; продовольственные проблемы; проблемы использования мирового океана; преодоления отсталости развивающихся стран; мирного освоения космоса; проблемы генофонда человека и животных). Пути решения проблем.

4. Духовно-экологическая цивилизация.

Термины и понятия: Исторические этапы взаимодействия общества и природы, техногенно-потребительская цивилизация, глобальные проблемы человечества, духовно-экологическая цивилизация.

Литература

Ахлибининский Б.В. Философские проблемы современного естествознания. СПб. 1992.

Барулин В.С. Социальная философия. Ч.1.: Учебник. М., 1993.

Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М., 1991.

Вернадский В.И. Живое вещество. М., 1978.

Взаимодействие общества и природы. М., 1986.

Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 1997.

Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Новосибирск, 1997.

Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. М., 1997.

Карпинская Р.С. и др. Философия природы: коэволюционная стратегия. М., 1995.

Дополнительная литература

Концепции современного естествознания. Под ред. В.Н. Лавриненко. М., 1997.

Кузнецов В.И. и др. Естествознание. М., 1996.

Левонтин Р. Генетические основы эволюции. М., 1978.

Медников Б.М. Аксиомы биологии. М., 1982.

Северцев А.С. Основы теории эволюции. М., 1987.

Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 1997.

Стёпин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.

Примерные вопросы к зачету или экзамену

1. Философия науки и естествознания, их предмет, структура, функции.

2. Наука как форма духовной деятельности и социальный институт. Идеалы научности.

3. Многообразие форм знания. Научное и вненаучное знание.

4. Сциентизм и антисциентизм. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

5. Основные философские парадигмы в исследовании науки (аналитическая, феноменологическая, герменевтическая, диалектическая, постмодернистская и др.).

6. Генезис науки и проблемы периодизации ее истории.

7. Динамика науки как процесс порождения нового знания. Кумулятивистская и антикумулятивистская модели развития науки.

8. Общие закономерности развития науки. Интернализм и экстернализм. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

9. Понятие научной рациональности и ее исторические типы.

10. Научное знание как система, его структура и функции.

11. Понятие научной картины мира, ее типы и методологическое значение.

12. Методология и логика научного исследования. Их роль в историческом развитии науки.

13. Методы научного познания. Критерии и нормы научного познания.

14. Структура и функции научной теории, их классификация, структура.

15. Единство эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней научного знания. Взаимосвязь теории и практики.

16. Проблемная ситуация в науке как возникновение противоречия в познании.

17. Методы предвидения, предсказания и прогнозирования в естествознании.

18. Характерные особенности системного метода исследования.

19. Строение и структура системы. Классификация систем.

20. Самоорганизация, организация систем и эволюция систем.

21. Методы и перспективы системного исследования.

22. Системный метод и современное научное мировоззрение.

23. Современные философские и естественнонаучные представления о материи. Проблема физической реальности.

24. Иерархия структурных уровней организации материи. Фундаментальные физические представления о единстве природы.

25. Место математики в системе наук. Специфика математического знания

26. Исторические виды и современное представление о физической картине мира; её общенаучное и философское значение.

27. Пространство и время в марко-, микро- и мега- мире. Взаимосвязь пространства, времени и материи.

28. Онтологические, гносеологические и методологические проблемы синергетики.

29. Детерминизм в современной физике. Формы проявления закономерной связи и причинной обусловленности явлений. Индетерминизм.

30. Мировоззренческие проблемы космологии. Антропный принцип: его виды и философское значение.

31. Проблемы объективности знания в современной астрономии и космологии.

32. Эволюционная проблема в астрономии и космологии.

33. Предмет биологии как науки. Система мировоззренческих и методологических принципов в современной биологии.

34. Проблема живого. Демаркация живой и неживой природы. Философские проблемы происхождения жизни.

35. Философские проблемы современной теории эволюции.

36. Философские проблемы теорий антропогенеза и социогенеза.

37. Глобальный эволюционизм и теория коэволюции.

38. Философские проблемы современной экологии.

39. Философские проблемы химии.

40. Геохимическое учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере.

41. Коэволюционная стратегия её понятие, сущность, основания, механизмы.

42. Этическое измерение науки. Проблема социальной ответственности ученого.

Вопросы для самостоятельной работы

Примерная тематика рефератов

1. Знание и соответствующие ему картины мира.

2. Познание природы в древнейших цивилизациях Востока.

3. Особенности античной науки.

4. Естествознание эпохи Средневековья.

5. Естествознание эпохи Возрождения.

6. Естествознание Нового времени.

7. Естественно-научная картина мира, ее формирование и развитие.

8. Научная методология. Методы, приемы и формы научного познания. Самоорганизация в живой и неживой природе

9. Формирование современной физической картины мира.

10. Вещество и поле.

11. Пространство и время.

12. Формирование современной химической картины мира.

13. Радиохимия.

14. Биохимия.

15. Геохимия.

16. Биогеохимия.

17. Космохимия.

18. Формирование современной космологической картины мира. Космологические модели Вселенной.

19. Структура Вселенной.

20. Эволюция Вселенной.

21. Происхождение и эволюция Солнечной системы.

22. Звезды и их эволюция.

23. Формирование современной биологической картины мира.

24. Эволюция живой природы.

25. Альтернативные концепции появления и развития жизни.

26. Закон генетического единства живого вещества.

27. Факторы антропосоциогенеза.

28. Биологическое и социальное в человеке.

29. Проблемы ноосферогенеза.

30. Техногенез как фактор формирования техносферы.

31. Земля как планетарное живое существо – гипотеза Геи.

32. Человек и космические циклы.

33. Исторические этапы взаимодействия общества и природы.

34. Кризис техногенно-потребительской цивилизации.

35. Проблемы генофонда человека и животных.

36. Духовно-экологическая цивилизация.

Рекомендуемая схема оформления реферата

Содержание и объем пояснительной записки (или введения): актуальность проблемы, обоснование темы. Постановка цели и задач. Объем: 2-3 стр.

Основная часть: должна включать основные вопросы, подлежащие освещению. Самостоятельной работой студента является подбор и составление полного списка литературы (кроме указанных преподавателем) для освещения и обобщения новейших достижений науки по теме реферата. Выявление дискуссионных, выдвигающих спорные вопросы и проблемы ученых. Объем: 20-25 стр.

Заключение: должно включать обобщение анализа литературы и выводы. Объем: 2-3 стр.

Список использованной литературы: не менее 10-15 источников.

Примечание: Тематический план примерный. Студенты имеют право на выбор темы по своим интересам.

Дополнительная литература для написания рефератов

Агацци Э. Моральное измерение в науке и технике. М., 1998.

Андрюхина Л.М. Стиль науки: культурно-историческая природа. Екатеринбург, 1993.

Бажанов В.А. Наука как самопознающая система. Казань, 1991.

Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. М., 1988.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 1980.

Гончеренко Н.В. Гений в науке и искусстве. М., 1991.

Добров Г.М. Наука о науке. Киев, 1989.

Дорожкин А.М. Научный поиск как постановка и решение проблем. Нижний Новгород, 1995.

Ильин В.В. Философия науки. М., 2003.

Ильин В.В. критерии научности знания. М, 1989.

Ильин В.В., Калинкин А.Т. Природа науки. М., 1985.

Кезин А.В. Научность: эталоны, идеалы, критерии. М., 1985.

Кузнецова Н.И. Наука в её истории. М., 1982.

Кун Т. Структура научных революций. М., 1982, 2003.

Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995.

Лакатос И. Методология исследовательских программ. М., 2003.

Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. М., 2001.

Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983.

Микешина Л.А. Философия науки. М., 2005.

Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. — М.: Прогресс, 1990.

Наука: возможности и граница. М., 2003.

Наука в социальных, гносеологических и ценностных аспектах. М., 1980.

Наука и культура. М., 1984.

На пути к теории научного знания. М., 1984.

Научная деятельность: структура и институты. М., 1980.

Негодаев И.А. Философия техники. Р.-на-Д., 1997.

Никифоров А. Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.

Очерки истории и теории развития науки. М., 1969.

Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 2001.

Природа научного открытия М., 1986.

Современная философия науки. М.,1996.

Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996.

Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.

Структура и развитие науки. М., 1978.

Сухотин А.К. Парадоксы науки. М., 1980.

Томилин А. Занимательно о космогонии. — М., 1975.

Ученые о науке и её развитии. М., 1971.

Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. М., 1996.

Философия науки / Под ред. С.А. Лебедева. М., 2004.

Философия естествознания: ретроспективный взгляд. М., 2000.

Философия науки: Гносеологические и логико-методологические проблемы. М., 1996.

Философия науки: В поисках новых путей. М., 1999.

Философия науки в историческом контексте. СПб., 2003.

Человек в системе наук. М., 1989.

Школы в науке. М., 1977.

Швырев В.С. Научное познание как деятельность. М., 1984.

Яблонский А.И. Математические модели в исследовании науки. М., 1982.

Наши рекомендации