Культурная картина мира: выводы

Культурная картина мира представлена духовным содержанием и определенной формой, упорядочивающей восприятие человеком окружающего его пространства.

Содержание культурной картины мира составляют научные и обыденные представления, сложившиеся в обществе, об окружающей человека социальной и природной реальности.

Это содержание определялось различными социальными формами сознания, мифологией, идеологией. Поэтому мы можем выделить мифологическую картину мира, научную, религиозную, философскую. В реальной картине мира, представленной в обществе или в сознании отдельного человека присутствуют разнообразные элементы, возникшие подчас на ранних этапах существования человека и общества.

По форме культурная картина мира представляет собой способ духовного упорядочивания объективной реальности, окружающей человека, способ представления природного и социального пространства. Значительную роль в формировании культурной картины мира играет ориентация человека его представления о пространственной упорядоченности социальных и природных процессов.

Выделение наиболее простых оппозиций верха и низа, правого и левого, переднего и заднего имеет природную предпосылку в психофизиологической организации самого человека. Но в обществе она получает дополнительное развитие и становится базовой формой представлений об упорядоченности объективного мира.

Дуальные представления о структуре мира находят свое подтверждения в дуальной организации социальной жизни человека на его самых ранних этапах развития в ритуалах, символах, знаках, организации поселений и жилища.

Первичными ориентирами в построении архаичной картины мира служили астрономические (солярные), а затем и географические ориентиры. В результате складывается ориентация по странам света. Она характерна для всех народов и имеет универсальный характер.

Ориентация по странам света охватывает своим воздействием все компоненты культуры: захоронения, жилища, костюм, устройство дворцов, пирамид и т.д. По странам света ориентировались города, военные лагеря, храмы, дороги и др.

Генезис представлений о пространстве обусловлен изначально биологическими особенностями человека, закрепляется в сознании и накладывается на человеческое восприятие мира сперва как природного процесса, например, движение солнца, луны, а потом распространяется на культурное пространство, формируя его по аналогии с природным. Ориентация по странам света является следствием биологической природы человека, результатом природной упорядоченности мира: вращением Земли, расположением солнца относительно частей земли, смены дня и ночи и т.д.

Отражение строения мира фиксируется в категориях «двоичности» (дуальности), а позднее –«четверичности» (квартерности). Это древнейшие, универсальные мифологемы человеческой культуры.

Представления о строении мира сакрализуются в восприятии единства, тождества макро- и микромира, природы и культуры.

Пространственные представления получают символическое выражение в архаичных классификационных системах: четыре стороны света, четыре сезона, четыре первоэлемента, четыре цвета, четыре угла, стены, стороны и т.д.

Происходит выделение одной из ориентаций как предпочтительной, более значимой, ценной как отражение неоднородности, гетерогенности природного пространства.

Неоднородность природного пространства находит свое выражение и в неоднородности культурного пространства. Одна из сторон, оппозиций выглядит более предпочтительной, ценной, желанной, благоприятной, чем остальные.

При различных вариантах ориентации и предпочтения одной стороны как особенно ценной, значимой, в большинстве культур Евразии таковыми оказываются восток и юг. Восток выступает как сакральная сторона у большинства индоевропейских, семитских, тюркских народов.

В рамках реальной культурной картины мира накладываются друг на друга несколько ориентаций, которые сосуществуют, борются, вытесняют друг друга. Так, в более южных культурах преобладающее значение имел восток, в более северных – юг как сторона, в которой солнце (носитель тепла, блага, жизни) находится в своей высшей точке.

В архаичных культурах главным объектом наблюдений выступает солнце (Стоунхендж, Англия, Аркаим, Россия), отражением чего выступает солнечный календарь. Хотя есть сведения, что существовал более древний, лунный, календарь.

В древних ритуалах движение «по солнцу» считалось жизнеутверждающим, благоприятным, движение «супротив» было связано с культом мертвых и считалось неблагоприятным для человека. В ориентации, структурировании мира важную роль играет оппозиция – правое – левое, верх – низ, центр – периферия, перед – зад. Она соотносится с половым диморфизмом, разделением рода на мужскую и женскую половины, со складыванием двух гендерных культур – мужской и женской.

В южных культурах считалось, что земля повышается к северу, в северных – наоборот, что она повышается к югу. Соответственно, разные качества приписывались северу и югу. Более высокое ценилось выше, чем более низкое. Самим качествам «высокое», «низкое» приписывалось дополнительное значение – благоприятное или неблагоприятное.

Отражением представлений о пространстве являлись первые знаки и символы, созданные человеком: круг, квадрат, крест, и т.д. Они носят универсальный характер, т.е. существуют у всех народов.

Одной из архаичных мифологем, которая носит универсальный характер, является представление о трехчастном строении мира по вертикали.

Восприятие пространства легко переходило на восприятие времени: одно служило средством отображения другого. В архаике переднее (восточное) отождествлялось с прошлым, а заднее (западное) с будущим, что прямо противоположно современной культуре.

В современной культуре структурообразующим фактором выступает политика. Она задает точку отсчета в восприятии культурных форм. Центр мира ассоциируется с политическим центром, в отношении его происходит ориентация на другие культурные явления. В развитых странах изменяется значение этнических, профессиональных, классовых, религиозных самоидентификаций. Человек все в большей степени отождествляет себя с более обширными общностями, такими, как народ, человечество.

Литература по теме 14

Ахундов М. Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М. 1982.

Восточные славяне. Очерки традиционной культуры //Под ред. К. В. Чистова. М. 1987.

Голан А. Миф и символ. М. 1993.

Голд Дж. Психология и география: Основы поведенческой географии. М. 1990.

Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М. 1984.

Одиссей. Человек в истории. Картина мира в народном и ученом сознании. М. 1994.

Подосинов А. В. Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии. М. 1999.

Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М. 2000.

Язык и национальное самосознание. Воронеж. 1998. Культура и глобальные проблемы современности.

Наши рекомендации