Для чего нужно изучать культурологию

КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК ОБЛАСТЬ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ

ИЛИ

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО ИЗУЧАТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЮ

Быстрые темпы социальных перемен в России, модернизация общества и распространение рыночных отношений во всех сферах материальной и духовной жизни предъявляют новые требования к системе подготовки специалистов с высшим образованием.

Центральной идеей философии образования на современном этапе является усиление гуманитарной подготовки специалиста любого профиля.

Гуманитарные основы образования способствуют формированию мира духовных ценностей молодого поколения, представлений о достоинстве и чести, ответственности и долге, правах и обязанностях, патриотизме и трудолюбии, уважении к личности и милосердии. Гуманитарные науки приобщают молодого человека к богатствам мировой и отечественной культуры, содействуют установлению взаимопонимания и согласия между народами.

Растущий процесс взаимовлияния культур, всемерное развитие национально-этнической самобытности культур, изучение динамики и диалектики функционирования культур в обществе, формирование духовных ценностей человека стимулируют интерес исследователей и практиков к разработке культурологии как науки и отрасли гуманитарного знания.

Необходимо подчеркнуть, что культурология возникла на «пересечении» ряда наук, таких как история, философия, педагогика, этика, социология, этнография, антропология, социальная психология, эстетика, искусствознание.

Философия открывает путь к познанию и объяснению сущности культуры. Социология выявляет закономерности процесса функционирования культуры в обществе, особенности культурного уровня различных групп. Психология дает возможность глубже понять специфику культурно-творческой деятельности человека, его восприятие ценностей культуры, становление духовного мира личности.

Антропология и этнология способствуют изучению национально-этнической самобытности культуры народов мира, роли культуры в межнациональных отношениях.

Искусствознание и эстетика раскрывают художественную культуру в ее неповторимости, уникальности и эмоциональной силе влияния на человека. Смежные науки не только «питательная» среда, но и необходимый фундамент культурологии.

Может возникнуть вопрос: что нового прибавляет культурология, если достаточно знать историю или психологию, этнографию или искусство? Однако вполне очевидно, что каждый из этих аспектов вовсе не исчерпывает всего «объема» культуры, а лишь открывает ее отдельные стороны. Кроме того, культурология не просто механически заимствует знания, полученные другими науками, но органично включает их в целостную систему науки о культуре, создавая общую модель или картину культуры определенной эпохи. Исследование общих контуров культуры органично сочетается с глубоким постижением своеобразия и относительной автономности национальных культур.

Культурология исследует культуру как исторически развивающееся, многогранное, сложное общественное явление, способ жизни человека, выражающий его родовую специфику и предназначение. Поскольку культура охватывает все виды деятельности человека, его помыслы и чувства, разум и волю, она является неотъемлемым атрибутом человеческого существования. Ни одна сфера жизни - будь то экономика или политика, семья или образование, искусство или нравственность, досуг или спорт - невозможна вне культуры.

Культурология помогает систематизировать исторические и гуманитарные знания, понять явления общественной жизни в едином смысловом контексте, раскрыть единство и целостность мировой цивилизации, состоящей из множества уникальных культур народов мира. Знание культурологии существенно для достижения духовной зрелости, для формирования способности мыслить о социальных и человеческих проблемах с научных позиций, для умения считаться с плюрализмом мнений и ценностей, для воспитания в человеке черт интеллигентности, доброжелательности, гуманности, милосердия и благородства.

Создание атмосферы глубокого уважения к культуре народов, стремление к взаимопониманию и сотрудничеству способствуют утверждению гуманизма в отношениях между людьми, развивают чувство ответственности за исторические судьбы мировой культуры.

Современный мир отличается особой напряженностью, динамизмом, противоречивыми тенденциями и альтернативными позициями. Культура обладает большим потенциалом в поиске согласия, утверждения приоритета общечеловеческих ценностей.

Высокая миссия культуры не ограничена только глобальными проблемами. Она обращена непосредственно к человеку, его повседневной жизни, определяет ориентиры и смысл человеческого существования, открывает путь к свободе и творчеству, дает внутренние силы для преодоления жизненных тревог, драм, трагедий, вселяет оптимизм и надежду, способствует раскрытию индивидуальности.

Мы вступаем в мир, который постепенно становится единым. События, происходящие в одной части земли, не только тут же становятся известны всем, но и влияют на все страны и народы планеты. Радио, телевидение, спутниковая связь, Интернет и другие технологии создали единое информационное пространство. Глобальные коммуникативные, информационные системы и банковско-финансовые структуры, транснациональные корпорации, бюджеты которых превышают бюджеты отдельных стран, оказывают решающее влияние на процессы глобализации мировой цивилизации. Глобальными стали и проблемы, стоящие перед человечеством - экономическая, сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая и др.

Для их решения требуются согласованное использование экономических, научно-технических, интеллектуальных и духовных ресурсов всего человечества, усилия всех стран и народов, каждого человека. Единство усилий человечества на пути выживания альтернатив не имеет. Не имеет альтернатив и тенденция формирования планетарной целостности. Вопрос заключается в характере этой целостности. Будет ли это искусственное, тоталитарное целое или целостность живая многоцветная, сложная, многополюсная?

Предпочтительнее - второе, поскольку оно содержит в себе множественность стратегий развития, а значит - и выживания. А такая целостность может быть достигнута только на основе взаимодействия культур, их взаимопроникновения. Постигая культуру других народов, особенно культуру художественную, можно понять и ощутить своеобразие и особенности каждой из них, лучше понять свою собственную культуру и самих себя. Однако важно не просто изучить другую культуру, но и увидеть в ней именно другую, а не чужую и не враждебную. Необходим диалог культур. Таким образом, изучение и постижение истории мировой художественной культуры, многообразия культуры современной, культур разных стран, народов становится основой для формирования человеческой общности, саморазвития каждой личности, необходимой для решения глобальных проблем современности на путях устойчивого развития цивилизации, без чего невозможно объединение людей в планетарное целое.

Однако интерес к феномену культуры не определяется только процессами глобализации. Современная цивилизация стремительно преображает окружающую среду, социальные институты, бытовой уклад. В этой связи культура оценивается как фактор творческого жизнеустроения, неиссякаемый источник общественных нововведений. Отсюда стремление выявить потенциал культуры, ее внутренние резервы, отыскать возможности ее активизации. Рассматривая культуру как средство человеческой самореализации, можно выявить новые неистощимые импульсы, способные оказывать воздействие на исторический процесс, на самого человека.

Вот почему в современном образовании обострился интерес к культуре как фактору социального развития. Исследователи все чаще приходят к убеждению, что именно духовные черты, социокультурные признаки конкретного общества или даже целого региона накладывают отпечаток на социально-историческую динамику. Многие теоретики связывают судьбы мира с философским постижением культуры в целом или культуры отдельного народа.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Содержание разделов дисциплины

Наши рекомендации