Понятие социокультурной среды и культурных ценностей

Виды взаимопроникновения культур: культурное доминирование, имитация, комбинирование, культурное изобретение, культурная оппозиция, транскультурация.

Отношения между различными блоками культуры не всегда складываются гармонично. В частности, нередко возникают противоречия между национальны­ми культурами, общепринятой и субкультурами. Их реальное существование по­рождает сложную, противоречивую систему взаимоотношений: взаимопроникно­вение, сосуществование, отторжение, противоборство. Культуры могут сосущест­вовать нейтрально, не мешая друг другу и не смешиваясь. Альтернативные контр­культуры активно теснят друг друга, каждая из них стремится занять домини­рующее положение и насадить в обществе свои ценности и стандарты.

На основе подобных отношений наблюдается два вида: ассимиляция — вынужденное (приспособительное) освоение языка другой культуры и культурного (добровольного)отбора и усвоения другой культуры. Освоение другой культуры происходит только в том случае, если у обеих культур существовал общий прототип. Иначе никакой ассимиляции или культурного отбора не происходит.

Культурное доминирование - совокупность принятых в обществе социальных норм, поведения, языка, ценностей и религии. Эти признаки зачастую являются нормой для общества в целом. Доминирующая культура, как правило, достигает господства путём контроля социальных институтов, таких как учебные заведения, коммуникация, художественная культура, право, политический процесс и бизнес.

Культурная оппозиция. Размышления об особенностях менталитета, чертах «национального характера» нередко вынуждают обратиться к проблемам возникновения и функционирования в культуре оппозиций, во многом определяющих ее существенные свойства. Культурную оппозицию можно рассмотреть как: структурную единицу культуры и принцип, организующий картину мира носителя культуры.

Транскультурация - понятие, используемое главным образом в современной культурологии. Т. проявляется тогда, когда конкретная этническая общность, в силу добровольной миграции или насильственного переселения, перемещается в другой, иногда весьма отдаленный район обитания, где полностью отсутствует культурная среда другой этнической общности или она представлена весьма незначительно.

Культурное изобретение. Большое значение для развития и функционирования культуры в целом имеют качественные изменения в структурных элементах, особенно в науке и технологиях. Эти изменения открывают новые возможности для производства и распространения культурных ценностей.

Можно выделить три качественных скачка в развитии культуры:

- появление письменности, позволившей сохранить многие произведения
культуры и обмениваться ими;

- изобретение книгопечатания, благодаря которому резко увеличился
объем распространения культурной продукции;

- современные достижения науки и техники (телевидение, видео- и звуко­
запись, голография, новые материалы в архитектуре и др.).

Понятие социокультурной среды и культурных ценностей.

«Социокультурная среда – конкретное, непосредственно данное каждому ребенку, социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества». Социокультурная среда отражает сущностные связи человека с социокультурным окружением. Она имеет набор устойчивых элементов (полей и соответствующих сфер жизнедеятельности), которые требуют анализа в процессе разработки социально-культурных программ. Поля и сферы жизнедеятельности имеют свою качественную характеристику и выступают как относительно самостоятельные друг от друга области деятельности и взаимодействия человека с предметным миром культуры и другими людьми, представленные соответствующими социальными институтами и учреждениями.

Ценностная подсистемакак важнейший структурный элемент культу­ры. Это совокупность жизненных ценностей, целей, средств их достижения. Ценности в различных культурах не совпадают. В частности, что в одном об­ществе представляется нравственным, в другом — безнравственно. Для ино­странца многое кажется бессмысленным, нелогичным в другой стране, а с по­зиции данной культуры это рационально, полезно, обоснованно.

Культура — это способ, метод ценностного усвоения действительности. Поэтому, чтобы определить, что значимо, что нет, что добро, а что зло, инди­вид должен иметь определенные критерии (ценности). Культура, рассматри­ваемая в ценностном аспекте, является своеобразным социальным механизмом, который определяет, воспроизводит и передает ценности в обществе. Виды со­циальных ценностей: экономические, нравственные, политические, эстетиче­ские и др. Всю эту систему пронизывают нравственные ценности. В целом, культурные ценности можно классифицировать по следующим признакам.

По масштабности: общечеловеческие, общецивилизационные, общена­циональные (общеразделяемые), локальные (субкультурные). Общеразделяе-мые ценности — это ценности, признаваемые большинством членов общества: общие цели деятельности; морально-нравственные; эстетические идеи, верова­ния. Локальные ценности поддерживаются определенными социальными общ­ностями. Нельзя понять общество, не зная ценностно-смысловых аспектов дея­тельности его членов.

По критериям соответствия потребностям людей: прогрессивные ценности, антиценности, ранее созданные, но "невостребованные" ценности, которые обо­гнали свое время.

По способу вписания ценностей в эпоху: произведения культуры прошлого и современности, созданные различными направлениями (школами) на основе их сотрудничества или противоборства. Ценности вечные, непреходящие: классика, архетипы национальных культур, культурный поток, т.е. массовая культура.

Культурную основу общества образует общеразделяемая система ценно­стей, которая видоизменяется с его развитием. Без такой системы не может нор­мально существовать ни один народ. На основе фундаментальных ценностей формируются ценностные ориентации личности: ее важнейшие потребности,цели жизнедеятельности; т.е. культура не только интегрирует личность в социальную систему, но и прививает ей определенные интересы и цели. Общепринятые цен­ности прививаются добровольно или навязываются личности, что зависит от сте­пени развитости демократии в обществе. Таким образом, ценности как регулято­ры социальных связей могут объединять и разъединять людей.

Может наблюдаться и конфликт ценностей (политика и нравственность, эко­номика и демократия). Конфликт между ценностями различных поколений, груп­повыми и общечеловеческими. Данное естественно, если конфликт разрешается цивилизованными методами (не разрушаются церкви, памятники, не выбрасывают­ся из церковных зданий музеи и т.д.). Дезинтеграция российского общества вызвала и дифференциацию общепринятых культурных ценностей, поэтому формирование новой системы общих ценностей для россиян является актуальной задачей.

Наши рекомендации