Редактор Г.А. Клебче

Корректоры Л. И. Ганина, К. В. Федорова

Оформление художника А.В. Лебедева

Оригинал-макет выполнен О.В. Белынской

Выпускающие редакторы Н.А. Лалаян, Г.А. Полякова

Лицензия № 071252 от 04.01.96. Подписано в печать 2.03.98

Формат 70х100 1/16. Усл. печ. л. 48,75. Уч.-изд. л. 32,65

Доп. тираж 5000 экз. Заказ 1819

Издательство «Культура и спорт»

Издательское объединение "ЮНИТИ"

Генеральный директор В. Н. Закаидзе

123298, Москва, Тепличный пер., 6. Тел. (095) 194-00-15 Тел/факс (095) 194-00-14. E.mail: [email protected]

Отпечатано в ГУП ИПК "Ульяновский Дом печати" 432601, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14

1 Эвдемонизм — этическое направление, считающее счастье, блаженство (греч. eudaimonia) высшей целью человеческой жизни.

2 См.: Долгов К.М. От Кьеркегора до Камю: Очерки европейской философско-эстетической мысли XX в. - М., 1990. - С. 202.

1 Философский энциклопедический словарь. – М., 1983. – С.292-293.

2 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. – С.218-219.

1 Бердяев Н.А. Самопознание. — М., 1991. — С. 320—321.

1 Конформизм (от позднелат. conibnnis — подобный, сообразный) — приспособленчество, пассивное принятие существующих порядков, господствующих мнений, отсутствие собственных позиций.

1 Архетип (от греч.arche — начало и týpos — образ) — в аналитической психологии К. Юнга бессознательная форма восприятия фундаментальных структур обыденной жизни: любви, насилия, счастья, труда и т. д.

2 Манкуртизм — социально-психологическое понятие, характеризующееся разложением системы ценностей, созданных и накопленных опытом предшествующих поколений, и пренебрежительным отношением к ним современных людей, потерявших историческое сознание (память).

1 Бердяев Н.А. Смысл истории. — М., 1990. — С. 164.

1 Экзистенциализм (позднелат. exsistentia — существование) — философия существования. Направление в философии, возникшее в начале XX в.

1 Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М.: Республика 1994. — С. 32.

2 Там же. С. 55.

3Упанишады (санскр. — сокровенное знание) — заключительная часть Вед, памятника древнеиндийской литературы. Упанишады являются основой всех ортодоксальных (принимающих авторитет Вед) религиозно-философских систем Индии.

4 Будда (санскр. букв. — просветленный) — имя, данное основателю буддизма Сиддхартхе Гаутаме Шахья Муни (623—544 до н. э.)

5 Заратустра (Зороастр) (V—1-я пол. VI вв.) —'пророк и реформатор древнеиранской религии. Для его религии характерен дуализм добра и зла, человеку вменялось вести праведный образ.

1 Ясперс К. Смысл и назначение истории. 2-е изд. — М., 1994. — С. 67.

1 Синкретизм (от греч. synkretismos — соединение) — сочетание разнообразных воззрений.

1 Об описании других этапов см.: Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства Изд-во МГУ, 1982. - С. 10-12.

1 См.: Грибунина Н.Г. История мировой художественной культуры. — Тверь, 1993. — С 11— 12.

1 От греч. petros — камень и gliphe — резьба,' то же, что наскальные изображения.

1 От terra mama — жирная земля.

2 Ямная культура эпохи энеолита (2-я пол. Ill — нач. II тыс. до н.э.) в степях Восточной Европы. Названа по устройству могильных ям под курганами.

3 От бретон. сгот—круг и lech — камень.

1 Мегалит — от греч. megas — большой и lithos— камень.

2 От бретон. dol—стол и men- камень.

3 См.: Формозов А.А. Памятники первобытного искусства на территории СССР. — М., 1980. — С.

4 От бретон. men — камень и hir —.длинный.

1 Фрэзер Дж. Золотая ветвь — М.: Политиздат, 1983.

2 Токарев С.А. Ранние формы религии. — М., 1990. — С. 408.

1 Боас Ф.Ум первобытного человека. — М. — Л., 1926. — С. 64

1 Иероглиф — рисуночное символическое письмо - важнейшая составная часть культуры Древнего Египта.

1 Первым древнеегипетские надписи расшифровал французский ученый Ж.Ф. Шампольон (1790-1832), основатель египтологии.

1 Мусейон — от греч. nwseion — храм муз.

1 Идеографическое письмо (от греч. idea — идея, образ и grafho — пишу) — принцип письма, использующий идеограммы—письменные условные знаки, соответствующие сути изображаемого слова. Так, глаз обозначал слова "видеть", "смотреть", нога — слова "ходить" или "стоять" и пр.

1 Традиция ошибочно связывает сооружение висячих садов с именем ассирийской царицы Семирамиды (IX в. до н.э.), тогда как сады созданы при Навуходоносоре II в VI в. до н.э.

1 Кинжалов Р.В., Луконин В.Г. Памятники культуры Сасанидского Ирана. — Л.: Изд-во Государственного Эрмитажа, I960. — С. 9.

1 Дравидская мифология — мифология населяющих Индию дравидских народов (тамилов, малаяльцев, телугу и др.). Подробнее см.: Мифы народов мира. — М.: Советская энциклопедия, 1980. T.I. — С. 393 — 394.

1 Санскрит (букв. очищенный, обработанный) — один из основных древнеиндийских языков. Отличался строго нормализованной и унифицированной грамматикой. Ученый брахман (жрец) Панини, живший в V—IV вв. до н.э., создал первую в Индии нормативную грамматику санскрита.

1 Нирвана — центральное понятие джайнизма и буддизма, означающее высшее состояние, цель человеческих устремлений.

1 Ступа — санскр. букв. куча земли, камней.

1 Васильев Л. С. Некоторые особенности системы мышления, поведения и психологии в традиционном Китае//Китай: традиции и современность. — М., 1976. — С. 68—70.

2 См.: Бидерманн Г. Энциклопедия символов: Пер. с нем. — М.: Республика, 1996. — С. 148.

1 Ахейцы — одно из основных греческих племен в Фессалии (Северная Греция).

1 Политеизм (от поли...и греч. theos — бог) — многобожие, вера во многих богов.

2 В греческой мифологии — дочери Зевса и Мнемосины, богини наук, поэзии и искусств: Евтерпа — лирической поэзии, Клио — истории, Талия — комедии, Мелъпомена— трагедии, ^Терпсихора — танцев, Эрато — любовной поэзии, Полигимнш — гимнов, Урания — астрономии, Каллиопа — эпической поэзии.

1 Агонистика (греч. agon — борьба) — стремление к успеху в спорте, музыке; поэзии и т. д.

1 Сафо приписывают воспевание лесбийской любви.

2 Понятие «эзопов язык» вошло в нашу речь и означает завуалированное высказывание. Создателя басенного жанра Эзопа легенды рисуют хромым рабом, юродивым, народным мудрецом, безвинно сброшенным со скалы.

1 Софисты — от греч. sophistes — искусник, мудрец, лжемудрец.

1 Гетера (от греч. hetaira — подруга, любовница) — в Древней Греции образованная незамужняя женщина, ведущая свободный, независимый образ жизни.

2 Скульптура Поликлета "Дорифор" настолько поразила современников гармонией пропорций, что была признана каноном идеального телосложения. В сохранившихся фрагментах сочинения "Канон" Поликлет вывел цифровой закон идеальных пропорциональных соотношений человеческого тела.

1 Киники (от греч. kynosaiges — Киносарг, холм в Афинах, где основатель школы Антисфен занимался с учениками) высшим благом признавали духовную свободу человека.

2 Гедонисты (от греч. hedone — удовольствие) высшим .благом считали наслаждение.

1 Выражение "черта Апеллеса" означает высокое совершенство, достигнутое упорным трудом.

1 Софокл «Антигона»

1 Это путешествие описано римским поэтом Вергилием в эпической поэме «Энеида» (30—19 до н.э.)

1 Гладиатор (от лат. gladius — меч) — рабы, военнопленные и другие лица, которых заставляли сражаться на арене цирка между собой или с дикими зверями; обучались в специальных школах.

1 От лат. res publica — букв. общественное дело.

2 От греч. ekiektikos — выбирающий. Механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов и т.п.

1 Базилика (от греч basilike — царский дом) — прямоугольное здание, разделенное внутри рядами колонн или столбов на продольные части.

1 Евангелия (от греч. euangelion — благая весть) — раннехристианские сочинения, повествующие о земной жизни Иисуса Христа. Авторы Евангелий — апостолы или их ученики. Время написания — 2-я пол. ib. — нач. II в. н.э.

1 Катакомбы (лат. coemetena — кладбище) — подземные искусственного или естественного происхождения сооружения, использовавшиеся для погребения христиан и иудеев.

1 Русские Веды. Песни птицы Гамаюн. Велесова книга. — М.: Наука и религия, 1992.

1 Леля — богиня незамужних девушек, богиня весны. Ее имя встречается в словах, связанных с детством: «ляля», «лялька», «лелеять».

2 Космогония — от греч. слов «космос» — мир, Вселенная, «гонеа» — рождение.

1 Русские Веды. — М.: Наука и религия, 1992. — С. 8—11.

1 Открытие Индии. — М., 1987. — С. 54—55; Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). — М.: Инсан, 1992. — С. 90.

2 Русские Веды. С. 8.

3 Упанишады. Т.Н. - М.: Наука, 1992. - С. 39.

1 Монотеизм — система религиозных верований, основанная на представлении о едином Боге.

2 Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — С. 110.

3 Манизм (от лат. Manes) – душа умерших предков.

1 Хрестоматия по истории России. В 4 т. Т 1. — М.: МИРОС-МЮ, 1994. — С 17.

2 Сквозь века. — М.: Знание, 1986 — С. 15 — 24.

1 Хрестоматия по истории России. С. 20—22.

2 Древнерусская литература: Книга для чтения. — М.: Школа-Пресс, 1993. — С. 21-22.

1 Скифов-сколотов не следует путать с их южными соседями — ираноязычными скифами-кочевниками Крыма и Северного Кавказа.

1 Массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект.

2 Архантроп (от греч. archaios — древний и ап1гбро&-человек) — обобщенное название древнейших ископаемых людей (питекантропы, синантропы, неандертальцы и др.).

1 Топоним (греч. topos — место) — географическое название.

2 От индейского слова «эскимантьик» — поедающий сырое мясо.

1 Основатель английской колонии в Северной Америке (Пенсильвании).

2 Американский просветитель и государственный деятель, ученый, один из авторов Декларации Независимости и Конституции США.

1 Изогнутая деревянная палица.

2 Военный трофей в виде кожи, снятой с головы вместе с волосами.

1 Религиозные традиции мира. В 2 т. Т 1. — М.: Крон-Пресс, 1996. — С. 274.

2 Эманация (позднелат. emanatio) — истечение, исхождение — переход от высшей онтологической ступени универсума (Единое — Бог) к низшим, менее совершенным.

1 Шаман — от эвенкийск. шамаан, саман — возбужденный, исступленный человек.

2 Лабораторные исследования показали, что барабанный бой, звуки трещотки вызывают изменения состояния центральной нервной системы; ритмическая стимуляция воздействует на активность обычно бездействующих областей мозга, а продолжительный танец способствует выбросу большого количества энергии. Все вместе это приводит к экстатическому состоянию — трансу.

1 Тотем — на яз. оджибве от отем — его род.

2 Североамериканские индейцы создали целую религию — пейотизм (мескализм). Сходный культ у индейцев пуэбло был связан с дурманом (толоаче). За ним каждый год после предварительного очищения (поста, бани и т.п.) в пустыню отправлялись целые экспедиции. Иногда дурман и кактус заменялись водой зеленого табака.

1 Связано это с тем, что в «другой реальности» форма не играет решающей роли. Там сохраняется родство людей и животных, и они по-прежнему понимают друг друга.

1 Под харизмой (от греч. charisma — милость, божественный дар) понималась способность, дарованная духом, к пророчеству, учительству, совершению чудес, исцелению и т.п.

1 Филиокве (от fllioque — и от сына) добавление, сделанное в VII в. западнохристианской (католической) церковью к христианскому «Символу веры» IV в. в догмате Троицы: об исхододении святого духа не только от Бога-Отца, но и от Сына. Православная церковь не приняла филиокве.

1 Гуревич А.Я. Категория средневековой культуры. 2-е изд. — М., 1984. — С. 182.

1 От итал. gotico — готский, по названию германского племени готов.

1 Тэн И. Характер человека в эпоху итальянского Возрождения//Искусство. Книга для чтения. Живопись, скульптура, графика, архитектура. — М.: Просвещение, 1969. — С. 82.

1 Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1990. — С. 61—62.

1 Капелла — католическая часовня; небольшое отдельное сооружение или помещение в храме.

2 Франциск Ассизский (1181—1226) — итальянский проповедник, основатель ордена францисканцев, в 1228 г. канонизирован.

1 См., например: Кондратьев Н.Д. Большие циклы экономической конъюнктуры//Избранное. М., 1996.

1 В христианской церкви совокупность священнослужителей и церковнослужителей; то же, что духовенство.

1 Маньеризм (от итал. manierismo, от maniera — манера, стиль) — программное стремление выражать субъективную, внутреннюю идею художественного образа, рождающегося в душе художника.

1 Лозинский С.Г. История папства. — М.: Политиздат, 1986. — С. 226—227.

1 Поэт Ганс Сакс фигурирует в опере Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры».

1 Название группы произошло от одноименного созвездия, состоящего из семи звезд.

1 Реконкиста — отвоевание коренным населением Пиренейского полуострова в VIII--XV вв территорий, захваченных арабами.

1 Гардарика — скандинавское название Руси, означающее "страна городов".

1 См. Хрестоматия по истории России. В 4 т. — М.: МИРОС-МЮ, 1994. Т. I. — С. 39.

1 Игумен Иоанн Экономнее. Православие. Византия. Россия: Сб. ст. — М.: Христианская литература, 1992. - С. 37.

1 Триодь (от грвч. triodion) — православная богослужебная книга, содержащая песнопения и молитвы, приурочиваемые к определенным датам.

1 Апокриф (греч. apokiyphos — тайный, сокровенный) — произведение иудейской и раннехристианской литературы, не включенное в библейский канон.

2 Патерик (от греч. pater— отец) — в православии сборник жизнеописаний отцов церкви, монахов, признанных священными.

1 Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв. — М , 1982 — С 53.

1 Слово о полку Игореве и его время. – М.: Наука, 1985. – С.21.

2 Павленко Н.И. и др. История СССР с древнейших времен до 1861 г. — М.: Просвещение, 1989. С. 93.

1 Потир (греч.ро1ег — чаша, кубок) — сосуд для освящения вина или принятия причастия.

2 Глиптика (от греч. glypho — вырезаю, выдалбливаю) — искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях.

1 Русское прикладное искусство XIII — начала XX в. Из собр. Государственного Владимире-Суздальского музея-заповедника. — М.: Советская Россия, 1982. — С. 14—15. Илл. № 1—5.

1 Род многоствольной флейты.

1 Включен в список Всемирного наследия. В 1972 г. ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия .Ратифицировали Конвенцию 123 страны, в том числе и Россия. В списке Всемирного наследия 358 объектов из 80 стран.

1 Пилястра (от лат. pila — столб) — плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба. Пилястра имеет те же части и пропорции, что и колонна. Служит для членения плоскости стены.

1 Флоренский П.А. Иконостас. — М.: Искусство, 1994. — С. 68.

2 Деисус — искаженное греческое слово "деисис" — моление. Известны деисусы оплечные (по плечи), поясные (по пояс) и во весь рост. Наиболее древними в иконописи являются оплечные деисусы из трех фигур.

1 Известняк, привозимый из подмосковного села Мячково.

1 В настоящее время в Андрониковом монастыре создан музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

1 Уния (церк.) — объединение православной и католической церкви с признанием главенства папы римского при сохранении своих обрядов и богослужений.

1 Опасаясь опалы, Андрей Курбский в 1563 г. бежал в Литву.

2 Часослов — церковно-богослужебная книга, содержащая псалмы, молитвы, песнопения и другие тексты богослужения.

3 Псалтырь — сборник псалмов, молитвенных песнопений, входящих в Ветхий Завет.

1 «Апостол» — богослужебная книга, включающая почти весь Новый Завет, за исключением Евангелий.

2 Терракота — неглазурованное керамическое изделие, в основном красно-коричневого и кремового цвета.

1 Восьмерик — в русской архитектуре восьмиугольное в плане сооружение или его часть.

1 Акафист — хвалебное песнопение православной церкви в честь Богородицы, Иисуса Христа и святых.

1 Ныне Стамбул

1 Колоны (лат. coloni) — одна из категорий зависимых крестьян.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.4. С. 122.

1 Канон (греч. kanon — правило) — вид религиозного гимна; состоит из 9 «песней».

1 Нынешний купол, реконструированный в 989 г. после землятрясения армянским архитектором Трдатом, меньше первоначального.

2 «Хвала Господу, который удостоил меня чести создать такое творение. О, Соломон, я победил тебя!» — воскликнул император Юстиниан, открывая 27 декабря 537 г. храм Софии.

1 Ныне Салоники

1 Мелос (греч. melos) — напев, мелодия, собственно музыкальная сторона песни.

1 Слово «Суда» до XX в. принималось за имя автора и читалось как Свида; теперь полагают, что Суда обозначает «оплот» , «твердыню» (знаний).

1 Ислам (араб. букв. покорность) — одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом).

1 В русском языке встречаются также варианты написания имени пророка — Магомет и близкий к арабскому произношению — Мухаммад.

2 Мусульманская теократия во главе с халифом — верховным правителем, соединившим духовную и светскую власть.

1 Суннизм — одно из основных направлений в исламе Наряду с Кораном признает Сунну (Связанное Предание) Не признает возможности посредничества между Аллахом и людьми после смерти Мухаммеда и особого права Алидов (потомков Али) на имамат

2 Шиизм — одно из двух основных направлений в исламе Шииты не признают суннитских халифов, считая законными преемниками Мухаммеда лишь имамов — Алидов

1 Родионов М. Голубая бусина на медной ладони. — М , 1988 — С. 40.

1 Хаджж — паломничество мусульман для совершения жертвоприношения в праздник Курбан-байрам. Одна из основных обязанностей мусульманина.

1 Шариат (от араб. шариа, букв. надлежащий путь) — важнейшая часть мусульманского права, его источник. Излагает общие положения Корана и Сунны, касающиеся поведения верующих мусульман.

1 Родионов М. Голубая бусина. С. 79.

2 Джинн (араб , букв. дух), по Корану — фантастическое существо из "чистого" (бездымного) огня, сотворенное Аллахом.

1 На санскрите понятию философия соответствует слово «даршана», что буквально означает взгляд, видение.

1 От греч. panegyrihos logos — похвальная публичная речь; литературный жанр, восхваляющий божество или власть.

1 Джизья (араб.) — подушный налог, взимавшийся с немусульманского населения стран мусульманского Востока.

1 Газель (араб. газаль) — распространенный на Востоке вид лирического стихотворения, состоящего из двустиший и связанного единой рифмой.

1 От позднелат. praecessio — движение вперед.

1 В Европе этот процесс открыли в 1863 г. Мартен и Сименс.

1 Пантеизм (от пан... и греч. theos — бог) — религиозное и философское учения, отождествляющие бога и мировое целое.

1 Современная китайская живопись водяными красками на шелковых и бумажных свитках называется гохуа (кит. — национальная живопись).

1 Несторианство — течение в христианстве, основанное Константинопольским патриархом Несторием в Византии в 428—431 гг. и утверждавшее, что Христос, рожденный человеком, лишь впоследствии стал сыном божьим (мессией). Осуждено как ересь на Эфесском Соборе 431 г. Пользовалось влиянием до XIIT в. в Иране и от Средней Азии до Китая.

1 Микадо (япон.букв. величественные врата) — титул императора Японии.

1 Акутагава Рюноекэ. Паутинка. Новеллы. — М.: Правда, 1987. — С. 226—227.

1 Светлов Г. (Г.Е.Комаровский). Колыбель японской цивилизации: Пара. История, религия, культура. — М.: Искусство, 1994. — С. 113.

1 Катакана — система, используемая для записи заимствованных слов, применяется с VIII в.

1 Ноо (но, ногаку) — один из жанров традиционного театра Японии.

1 Кабуки — от японск. "мастерство музыки и танца".

1 Гейши - профессиональные танцовщицы, певицы, музыкантши, развлекающие посетителей чайных домиков или гостей на приемах.

1 Сельва — густой, труднопроходимый тропический лес из саподельи, сейбы, кедра, каучукового дерева, различных пальм и проч., густо переплетенных лианами.

2 Существуют различные способы транслитерации термина, который обозначает особую культурно-географическую область, впервые выделенную мексиканским ученым П. Кирхгофом на основе ряда общих черт культуры; включает 2/3 материковой Мексики, Гватемалу, Белиз, Сальвадор, частично Гондурас, Никарагуа, Коста-Рику; в научной литературе получила название зоны высоких цивилизаций

3 Озерные огороды, плавучие сады. На плетенку из тростника, водяных лилий и водорослей ежегодно набрасывали слой земли, ила и сажали овощи; под новыми слоями земли плоты оседали в воду и становились островами.

1 Ольмеки (от ацтекс. олли) — каучук, дословно «люди с земли резиновых деревьев».

1 Их окружность в среднем равна б м 58 см, а высота — 2,5 м.

2 Ольмеки, как и все культуры Мезоамерики, не знали колеса, тягловых и вьючных животных.

3 Земляные насыпи, курганы.

1 Игра в мяч, сопровождаемая танцами, упоминается в "Одиссее" Гомера.

1 «Дымящееся Зеркало» — вечно юный бог карающего правосудия, ночи и судьбы.

2 «Оперенный Змей» — бог ветра, воздуха, покровитель знания и жрецов.

3 «Колибри-слева» — бог войны; назван так потому, что считалось, будто души храбрых воинов превращались в колибри.

1 Для сравнения в конце XIX в. такой была численность жителей городов Риги, Вильнюса, Харькова, Тифлиса.

2 В 1972 г. ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия. Ратифицировали Конвенцию 123 страны-участницы, в том числе и Россия. Город Теотиуакан включен в список Всемирного наследия (358 объектов из 80 стран).

3 Название дали ацтеки в XIV в. Впервые увидев покрытые землей и растительностью пирамиды, они приняли их за могилы.

4 По форме и функциональному назначению пирамиды отличались от египетских пирамид. Они служили не усыпальницами, а использовались для проведения религиозных ритуалов.

1 Мифическая гора — источник пищи, дождя, семян, изобилия.

1 Каараска Д. Религии Мезоамерики//Религиозные традиции мира — М.: Крон-Пресс, 1996. — С. 146.

2 На языке науатль — «место тростника»; существовал с IX по XII вв. н.э.

3 Длительное время считалось, что Теотиуакан был столицей тольтеков, но после систематических археологических раскопок Тулы (штат Идальго) выяснилось, что именно она былаих главным городом.

1 См.: Испанская версия М. Леона Порткльи//Соди Д. Великие культуры Мезоамерики. Знание,1985. — С. 134

1 Флорентийский кодексу/Религиозные традиции мира. — М.: Крон-Пресс, 1996. — С. 146—161.

2 Название года рождения входило в имена тольтеков.

3 Соди Д. Великие культуры Мезоамерики. — М., 1985. — С 123—124

1 Анналы Теночтитлана//Религиозные традиции мира. — М.: Крон-Пресс, 1996. — С. 147.

2 Испанская версия М. Леона Т1ортилъи//Соди Д. Великие культуры Мезоамерики. — М.: Знание, 1985. — С. 124.

3 Интересно, что все крупные события в жизни Кетцалькоатля происходили именно в этот год (рождение, приход к власти, смерть). В этом же году на американскую землю высадились испанские конкистадоры во главе с Кортесом, которого приняли за возвратившегося Кетцалькоатля.

1 Oт слова «альмехенооб», букв. «те, кто имеет оба имени»: по отцу и по матери. Мужчины простого происхождения носили только имя отца, а дочери — только матери; кроме этого, каждый человек имел имя, данное ему при рождении, и имя, характеризующее его внешний вид (прозвище).

1 Черная краска символизировала скорбь и использовалась в трауре. Синей краской натирались тела жертв.

1 По современньм данньм, год длится 365, 242198 дней.

1 Название города придумали археологи, переведя на язык майя слою «раскрашенные стены».

2 В этом учебнике принято написание «ацтеки», хотя ближе к транскрипции «астеки», т.е. «люди из Астлана».

3 Орел, сидящий на вершине кактуса и пожирающий змею, был затем изображен на гербе ацтеков и на гербе современной Мексики.

1 Конкистадоры — испанские авантюристы, отправлявшиеся в Америку после ее открытия для завоевания новых земель.

2 Чистоплотность была правилом жизни ацтеков: они совершали обязательные ежедневные омовения: муж имел право наказать жену, которая не приготовила ему теплой воды для купания ко времени его возвращения; к тому же после каждого приема пищи ацтеки чистили зубы зубными щетками.

1 Население средневековых столиц, например Лондона, составляло около 200 тыс. человек.

1 Правильнее Мокгекусома. Получившая распространение транслитерация "Монтесума" связана с неправильным прочтением имени, имевшим место в романе Р. Хаггарда «Дочь Моктесумы».

1 Флорентийский кодексу/Религиозные традиции мира. — М.: Крон-Пресс,1996. — С. 181.

1 Примером является великий каменный календарь, высеченный около 1502 г.: в центре изображен бог солнца текущего века, окруженный четырьмя мифическими датами - символами предыдущих эпох творения и разрушения. Центральное ядро камня окружают знаки двадцати дней, остроконечные звездные лучи выходят за пределы звездного пояса, а обрамляют календарь два небесных змея — символы беспощадного времени.

2 Дюрер А. Дневники. Письма. Трактаты. Т. I. — Л.—М., 1957. — С. 118.

1 Флорентийский кодекс//Портилья Л. Философия нагуa. — М.: Иностранная литература, 1961. С. 246

1 Область Центральных Анд включает почти всю территорию нынешних Перу, Боливии (за исключением восточных тропических районов), южную часть Эквадора, север Чили и северо-запад Аргентины. Она распадается на три географические зоны: прибрежную (пустыня, пересекаемая в некоторых местах реками, в долинах которых возникают основные культуры доинкской эпохи), горную (в бассейнах рек которой обитало большинство индейского населения Центральных Анд) и Восточные Анды с прилегающими к ней низменностями —Монтанья (мир первобытных культур).

2 В эту территорию входили земли, расположенные между Мезоамерикой и Центральными Андами.

1 Петроглифы (от rpeч.petrós — камень и gluphe — резьба) — древние изображения на стенах пещер, на скалах, камнях, выполненные краской, резьбой, рельефом.

1 Древние перуанские жрецы знали и гончарный круг, и даже токарный станок, но считали кощунством их применение для изготовления предметов повседневного обихода. Эти приспособления использовались только для производства парадных ритуальных сосудов и культовых каменных предметов.

1 Полихромия — многоцветность произведения декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры.

1 Пончо — короткий плащ из прямоугольного куска ткани с отверстием для головы посередине.

2 Особый вид плота под парусами.

1 Геометрический орнамент из непрерывной кривой или ломаной под прямым углом линии, образующей ряд спиралей.

1 Термин «инка», образованный от слова «солнце», на языке индейцев кечуа означает название государства; его жителей; титул их верховного правителя.

1 Дорога такой длины могла бы пересечь весь Европейский континент, начинаясь от Атлантического побережья и заканчиваясь на западе Сибири.

2 Стингл М. Государство инков. — М.: Прогресс, 1986. — С. 347.

1 Кант И. Соч. В 6 т. - М„ 1963-1966. Т. VI. - С. 27.

2 Деизм (от лат. деиз — бог) — форма веры, возникшая в эпоху Просвещения и признающая, что хотя Бог и существует в мире как его первопричина, однако после сотворения мира движение мироздания совершается без его участия.

1 Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха Просвещения. — М.:Политиздат, 1991. — С. 343.

1 Левиафан (др.-евр. — изогнутая, скрученная змея) — в книге Иова — крокодил, изображенный как сила природы, принижающая человека.

1 Составители «Энциклопедии» получили название энциклопедистов.

1 Пиэтет (от лат. pietas) — глубокое уважение к кому-либо или к чему-либо.

2 Цит по Гулыга А. Кант. — М.: Молодая гвардия. 1981. — С. 243.

1 Цит. по: Человек'. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха Просвещения. — М.: Политиздат. 1991. — С. 373.

2 Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. С. 390.

1 Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. С. 416.

1 Стиль, распространившийся в Европе в 1600—1750 гг., которому присущи выразительность, пышность, динамика.

1 Комедия дель арте — итальянский импровизированный театр, комедия масок. Основные маски: «слуги» — Бригелла, Арлекин, Серветта, Пульчинелла; сатирические — старик-купец Панталоне, Капитан и др.

1 Вид многоголосия, представляющий собой сочетание в одновременном звучании двух или более мелодий.

1 Подробнее см.: Философский энциклопедический словарь. —М.: Советская энциклопедия, 1983. - С.780.

1 Всемирная история. Т. VI. — М., 1959. — С. 626.

1 Бурбоны — королевская династия во Франции в 1589—1792, 1814—1815, 1815—1830 гг. Лилия королевский и государственный герб Франции в период Средневековья.

1 Театр открыт в 1876 г. С 1882 г. функционирует во время ежегодных Байрёйтских фестивалей.

1 Опера-сериа (итал. opera seria — серьезная опера) — жанр итальянской оперы, сложившийся в начале XVIII в. Для этого жанра типично господство историко-мифологического и легендарно-сказочных сюжетов и ярко выраженное разделение функций слова и собственно музыки.

2 Опера-буффа (итал. opera buffa — комическая опера) — итальянская разновидность комической оперы, сложившаяся в 30-е г. XVIII в. Для этого жанра характерны небольшие масштабы, 2—3 действующих лица, веселая буффонада, подвижность действия, пародия, яркая, живая жанровая мелодика, ясность стиля, а также речитатив, а не разговорные диалоги.

1 Бельканто (итал. bel canto — прекрасное пение) — вокальный стиль, возникший в Италии в XVII в., отличающийся певучестью, легкостью, красотой звучания, виртуозностью колоратуры.

1 Способ печати, разработанный в 1798 г. Основан на принципе отделения жира от воды. Рисунок выполняется жирным мелком на абсорбирующей поверхности камня, которая затем смачивается. Мокрый камень отторгает жирную краску, нанесенную на его поверхность, и мел ее впитывает, так что рисунок можно печатать.

1 Пленэр (фран. plein air, букв. — открытый воздух) — в живописи воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленных солнечным светом и состоянием атмосферы.

1 Офорт (от франц. азотная кислота) — вид гравюры, где рисунок процарапывается гравировальной иглой в слое кислотупорного лака, покрывающего металлическую пластину. Процарапанные места протравливаются кислотой, а полученное углубленное изображение запоняется краской и оттискивается на бумагу.

1 Инверсия (от лат. перестановка) — изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение.

1 Миракль (от франц. miracle, от лат. rniraculun — чудо) —жанр средневековой религиозно-назидательной стихотворной драмы, в основе сюжета которой «чудо», совершаемое святым или девой Марией.

1 Цит. по кн.: Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. III. — М.: Искусство, 1993. — С. 6.

1 Секуляризация — процесс освобождения всех сфер общественной и личной жизни из-под влияния религии и церкви.

2 Азбуковники — толковые словари или справочники учебного характера, в которых термины размещались в алфавитном порядке.

1 Церковный раскол возник в результате проведенной патриархом Никоном (1605—1681) церковной реформы, унифицировавшей все церковные обряды по греческому чину (образцу). У реформы оказалось много противников, требовавших возврата к старым традициям, названных старообрядцами.

1 Другие названия — «нарышкинское барокко», «русское барокко». Барокко (от итал. странный, причудливый) — направление в литературе и искусстве в XVI — начале XVII вв., которому свойственны контрастность, динамичность, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии.

1 Парсуна (искаженное слово «персона») — условное наименование портретной живописи XVI — XVII вв., сочетающей приемы иконописи с правдивой передачей индивидуальных особенностей изображаемого.

1 Знаменное пение — одноголосое пение.

2 Партесное пение — многоголосое пение.

1 Сентиментализм (от франц. чувство) — направление в литературе и искусстве в конце XVIII — начале XIX вв., провозглашающее культ чувств и природы.

1 Дома расположены вдоль тротуаров, а не в глубине усадеб, как было прежде.

1 Эрмитаж (от франц. ermitage — место уединения) — один из крупнейших в мире художественно-исторических музеев. Здания Эрмитажа — Зимний дворец (1754—1762, архитектор В.В. Растрелли), Малый Эрмитаж (1764—1767, архитектор Ж.Б. Валлен-Деламот), Старый Эрмитаж (1771— 1787, архитектор Ю.М. Фельтен), Новый Эрмитаж (1839—1852, архитектор Л. фон Кденце), Эрмитажный театр (1783—1787, архитектор Дж. Кваренги).

1 О русском сентиментализме см. гл. 24.

1 Ампир (от фр. empire, букв. — империя) — стиль в архитектуре и декоративном искусстве, первоначально сложился во Франции при Наполеоне I, служил воплощению идей государственного могущества.

1 Оперу Даргомыжский не успел завершить: первую картину дописал Ц.А. Кюи, инструментовал оперу Н.А. Римский-Корсаков.

1 На средства К.Т. Солдатенкова построена также бесплатная больница (ныне клиническая больница им. С.П. Боткина).

1 Цит. по: Шульгин B.C., Кошман Л.В., Зезина М.З. Культура России IX—XX вв. Уч. пособие. — М.: Простор, 1996. — С. 205.

1 Импрессионизм (от франц. imhression — впечатление). Сложился во французской живописи 60— 70 гг. XIX в. Подробнее см. гл. 23.

2 Модерн (от франц. moderne — новейший современный) — стилевое направление в европейском и американском искусстве конца XIX — началаXX вв.

1 Футуризм (от лат. futurum будущее) — авангардистское направление в европейском искусстве 1910-1920 гг.

1 Супрематизм (от лат. supremus — наивысший). Разновидность абстрактного искусства: сочетание окрашенных простейших геометрических фигур, позже наложенные на плоскость объемные формы.

1 Пуритане — последователи кальвинизма в Англии в XVI—XVII вв., выступавшие за углубление реформации.

1 Трансцендентальный (от лат. — перешагивающий, выходящий за пределы) – в данном случае отход от единой трактовки христианства.

1 Фронтир — понятие, обозначающее эпоху освоения свободных земель в США.

2 Пенталогия— пятитомник.

1 Аболиционизм (отмена, уничтожение) — в данном случае за отмену рабства негров в южных штатах США.

2 Тему этого памфлета Торо дал его отказ платить налоги — он выступает в защиту мирного неподчинения несправедливым законам. Памфлет оказал большое влияние даже на умы людей в XX в.

1 Небоскреб — здание настолько высокое, что кажется, что оно «скребет небо». Небоскребы начали строить в 1868 г. в США, так как цены на землю были очень высокие, а геологические показатели позволили использовать такое строительство. В Чикаго в 1883—1885 г. было построено одно из первых высоких зданий — Хауминшуренс-билдинг — десятиэтажное здание с металлическим каркасом.

1 Этатизм (от франц. etat —государство) — политика государственного вмешательства в экономическую жизнь.

1 Бердяев Н.А. Новое средневековье//Вестник высшей школы, 1991. № 3—4.

1 Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество.— М.,1992. — С.433.

2 Ленин В.И. Пот. собр. соч. Т. 32. С. 318.

3 Введением культурологию—М.: Владос, 1995. — С. 282.

1 Сциентизм (от лат. scientia — знание, наука) — абсолютизация роли науки в системе культуры, в духовной жизни общества.

2 См.: Гвардини Р. Конец Нового времени//Вопросы философии. 1990, № 4.

1 От франц. dadaisme, от dada — конек, деревенская лошадка, детский лепет. Авангардистское направление, зародившееся в Швейцарии (А. Бретон, М. Дюшан, Т. Тзара — автор термина «дадаизм» и др).

2 От франц. surrealisme — сверхреализм. Направление, провозгласившее источником художественного творчества сферу подсознательного (инстинкты, сновидения и др.).

1 Герменевтика (от греч. hermeneutikos — разъясняющий, истолковывающий) — искусство толкования текстов (классической древности. Библии и др.).

1 Аллюзия — от лат. allusio — шутка, намек.

1 Врачи отмечают рост расстройства по этой причине слухового аппарата у молодых людей.

1 Атональность — отсутствие тональности, в музыке нет определенного тонального (ладового) центра.

2 Додекафония — вид композиторской техникиXX в., когда музыкальная ткань выводится из двенадцати звучных серий.

1 Во второй половине 20-х гг. деятельность Пролеткульта ослабла, а в 1932 г. он был упразднен.

1 От фр. maiginal, лат. margo — край, граница. Человек, оказавшийся по своему положению вне определенного социального слоя, группы.

1 Имажинизм (от аист. image — образ) — литературное направление, утверждавшее примат самоцельного образа и формотворчества над смыслом, идеей.

1 А.И. Солженицын — лауреат Нобелевской премии 1970 г. В лекции на церемонии вручения премии он сказал: «Спасение человечества должно стать долгом каждого; только тогда оно возможно».

1 От греч. pragma — дело, действие. Философское учение, трактующее философию как общий метод решения проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях.

1 От лат. persona — личность. Философское направление, признающее личность первичной творческой реальностью.

2 Фидеизм (от лат. fidis — вера) — религиозное мировоззрение, утверждающее примат веры над разумом.

1 От греч. baptizo — погружать, крестить в воде. Баптисты не признают таинства; крещение совершают над взрослыми.

2 Отделение цветного населения от белых и поселение его в специально отведенных районах.

1 Декаданс (от фр. decadence) — упадок, вырождение, разложение культуры.

1 Сведение сложного к более простому.

2 Эскейпизм (от англ. escape — бежать, спастись) — стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий, фантазий.

1 Направление в искусстве, отказывающееся от изображения реального.

2 Разновидность абстрактного искусства.

3 Направление, считающее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение — главной целью искусства.

1 От англ. pop-art, сокр. от popular art — общедоступное искусство.

Наши рекомендации