Лексические и фразеологические нормы русского литературного языка
1. Лексические нормы современного русского литературного языка. Требования, предъявляемые к слову (какие языковые и социальные факторы следует учитывать при определении лексических норм).
2. Охарактеризуйте лексику русского языка с точки зрения сферы ее употребления (активный/пассивный запас, лексика, ограниченная в употреблении). Индивидуально-стилистические неологизмы (окказионализмы).
3. Метафора, метонимия, синекдоха, сравнение и другие тропы как источник яркой, эмоциональной речи.
4. Синонимы и речевая культура. Антонимы и речевая культура. Использование омонимов в речи. Слова-паронимы и точность речи.
5. Иноязычные слова (экзотизмы, варваризмы) в современной русской речи.
6. Типы лексических ошибок. В чем заключается особенность фразеологических норм?
Задание: Пользуясь словарем, определите значения следующих слов:
антагонизм апартеид саммит импичмент
маркетинг генезис феномен вето
коммюнике прессинг демагог аннексия
харизма феминизм экстремизм эксклюзивный
унитаризм субкультура саботаж рандеву
псевдопатриотизм нувориш масс-медиа муниципалитет
ликвидность либерализм консолидация консерватизм
деструкция депортация дайджест гильдия
волонтер венчурный бартер авторитаризм
Задание: Определите, какие из приведенных плеонастических словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие не соответствуют языковой норме: народная демократия, патриот своей родины, экспонат выставки, букинистическая книга, свободная вакансия, прейскурант цен, народный фольклор, автобиография жизни, монументальный памятник, габаритные размеры, реальная действительность, период времени, огромная махина, практика работы, взаимно друг к другу, памятный сувенир, частная собственность, информационное сообщение, вечерняя серенада, травматическое повреждение, хронометраж времени, мизерные мелочи, коллега по профессии, ведущий лидер, внутренний интерьер, движущий лейтмотив, демобилизация из армии, необычный феномен, ответная контратака, прогрессировать вперед, странный парадокс, временный цейтнот, в мае месяце.
Задание: Определите, в каких случаях лексическая сочетаемость нарушена намеренно, в каких – в результате незнания истинного значения слова.
Живой труп, три единственные дочери, обыкновенное чудо, очевидное – невероятное, большая или меньшая половина, облокотиться спиной, страшная красавица, сломать стеклянную вазу, отменный негодяй, ужасно интересная книга, страшно удобная обувь.
Домашнее задание: Возьмите 10 каких-либо понятий, например, мужчина, женщина, совесть, любовь, ложь, милосердие, неприязнь, нежность, юмор, сарказм, мечта (можно взять другие слова, другие части речи!) и запишите к каждому слову синонимы, примерные аналоги, которыми можно это слово заменять. Синонимы могут быть приблизительные, допустимые в каком-то новом контексте. Например, «мужчина» — это парень, мальчик, муж, чувак, приятель, пацан, герой, любовник – и так далее. Выполните задачу: найти не менее 10 заменителей на каждое из выбранных слов.
Семинар №4 (9 ноября)