Вспомогательные парогенераторы
Водные пути, по которым могут плавать морские суда. Регистр РФ делит морские суда по Р.п. на суда неограниченного Р.п. и суда ограниченного Р.п. Первые могут плавать в открытых морях с удалением от порта-убежища до 200 миль, с допустимым расстоянием между портами-убежищами до 400 миль. В закрытых морях (Балтийском, Черном и др.) могут плавать без ограничений. Вторые могут плавать в открытых морях с удалением от порта-убежища до 50 миль, с допустимым расстоянием между портами-убежищами до 10 миль. В закрытых морях могут плавать в границах, установленных Регистром РФ. К третьему классу относятся суда портового, рейдового и прибрежного плавания с установлением границ для каждого конкретного района. С учетом классификации судов по Р.п. производится оценка риска для целей страхования и определяется тарифная ставка в отношении морских судов.
Ранго́ут (от нидерл. rondhout, букв. — круглое дерево) — общее название устройств для подъёма и растягивания парусов, он обеспечивает их постановку и удержание в штатном (рабочем) положении. С древних времён, когда рангоут изготовляли исключительно из дерева, все его части называют рангоутными деревьями, несмотря на то, что в настоящее время для сооружения рангоута используют многие материалы нерастительного происхождения.
Регенератор (от лат. regenero — вновь произвожу) в теплотехнике, теплообменник, в котором передача теплоты осуществляется путём поочерёдного соприкосновения теплоносителей с одними и теми же поверхностями аппарата. Во время соприкосновения с "горячим" теплоносителем стенки Р. нагреваются, с "холодным" — охлаждаются, нагревая его.
Регистр РФ
государственный орган, осуществляющий технический надзор, классификацию и обмер невоенных морских судов.
Реги́стровая то́нна (англ. register ton) (брутто-регистровая тонна) — единица объёма, равная 100 кубическим футам, то есть 2,83 м³. В настоящее время не применяется.
РЕДУКТОР (от лат. reductor - отводящий назад, приводящий обратно),1) зубчатая (в т. ч. червячная) или гидравлическая передача, предназначенная для изменения угловых скоростей и вращающих моментов.2) Прибор для снижения и поддержания постоянным давления рабочей среды на выходе из баллона или др. емкости.
Ресурс (техника) — объём работы или срок эксплуатации, на который рассчитывается машина, здание и т. п. После исчерпания ресурса безопасная работа устройства не гарантируется, ему требуется капитальный ремонт или замена.
Рефрижераторное судно — грузовое судно специальной постройки, оборудованноехолодильными установками для перевозки скоропортящихся грузов.
Рулевая машинка - Назначение рулевой машинки очевидно: она предназначена для того, чтобы пропорционально и синхронно с ручкой управления на передатчике изменять положение руля управления модели, развивая при этом необходимое усилие.
Суднo на воздушной подушке(СВП) — тип судна с динамическим принципом поддержания, которое может двигаться с большой скоростью и над водой, и над твёрдой поверхностью (амфибийные СВП) на небольшом расстоянии над ним, на так называемой воздушной подушке, образованной нагнетаемым под днище воздухом.
Сейнер (англ. seiner, от (purse) seine — (кошельковый) невод) —рыбопромышленное судно для лова рыбы кошельковым неводом, который также может называться сейной..
СКУЛА - Место перехода от днища к борту судна. Форма скула зависит от типа судна и ее расположения по длине корпуса. Малые суда (глиссирующие, СПК) чаще имеют острую скулу, а средние и большие — криволинейную, обычно скругленную по радиусу.
Спасательное средство - спасательное средство, предназначенное для спасения пассажиров и экипажей тонущих судов и летательных аппаратов при вынужденной посадке на воду.
Ботани́ческий сад СПбГУ —ботанический сад Санкт-Петербургского государственного университета. Находится во дворе здания Двенадцати коллегий. Был организован[когда?]по инициативеА. Н. Бекетова, который внёс большой вклад не только в становление, но и в развитие ботанического сада.
Судно на подводных крыльях (СПК) — тип скоростного судна сдинамическимпринципом поддержания, у которого под корпусом расположены специальные крылья.
Средства связи - На маломерных судах связь и сигнализация необходимы для связи с берегом и другими судами, для подачи сигналов бедствия.
Все виды средств связи или сигнализации на маломерных судах подразделяются на три основных вида: визуальную, звуковую, радиотехническую.
В течение многих веков термин навигация означал совокупность указанных значений. В XX веке, с развитием науки и техники, появлением воздушных судов, космических кораблей — новых объектов навигации, появились смысловые значения термина. Теперь, в общем смысле, навигация — процесс управления некоторым объектом (имеющим собственные методы передвижения) в определённом пространстве передвижения.
Стапель (судостроение) (от голл.— stapel), а также стапельный помост — сооружение для постройки судна и спуска его на воду.
Стрингер — продольное ребро жёсткости корпуса судна. Стрингеры (традиционно произносится стрингера́) бывают днищевыми или бортовыми.
Струг (от «строгать») — русское плоскодонное парусно-гребное судно XI—XVIII веков, служившее для перевозки людей и грузов.
Такелаж (нидерл. takelage (от takel— оснастка)) — общее название всех снастей на судне или вооружение отдельной мачты или рангоутного дерева, употребляемое для крепления рангоута и управления им и парусами. Такелаж разделяется на стоячий и бегучий. Стоячий такелаж служит для удержания рангоутных частей в надлежащем положении, бегучий — для постановки, уборки парусов, управления ими, изменения направления отдельных частей рангоута.
Та́нкер (англ. tanker) — морское или речное грузовое судно, предназначенное для перевозки наливных грузов.
Теплохо́д — самоходное судно, основным двигателем которого являетсядвигатель внутреннего сгорания, чаще всего — дизельный.
Торпе́да (от лат. torpedo narke — электрические скаты, сокращённолат. torpedo) — самодвижущееся подводное оружие. Состоит из цилиндрического обтекаемого корпуса с оперением и гребными винтами, или с реактивным сопломв хвосте (ракета-торпеда). В корпусе заключён заряд взрывчатого вещества или ядерный заряд, детонатор, топливо, двигатель и приборы управления. Некоторые типы торпед дополнительно оснащались кабиной пилота-камикадзе.
Трал — это орудие лова, широко применяемое в мировом промышленном рыболовстве.
Тральщик — корабль специального назначения, задачей которого является поиск, обнаружение и уничтожение морских мин и проводка кораблей (судов) через минные заграждения. Являются основной составляющей минно-тральных сил.
Транец — нижняя часть прямой кормы, набранная горизонтальными балками; на шлюпках — доска, образующая корму, к которой крепится наружная обшивка.
ТРА́УЛЕР, -а, м. Морское судно, оборудованное рыболовными тралами.
Трейлер (транспорт) — специальный многоосный прицеп или полуприцеп для перевозки крупных и тяжёлых неделимых грузов.
Удельная масса - физическая величина равная отношению массы тела к его объему, показываетмассу единичного объема вещества.
У́зел — единица измерения скорости, равная одной морской миле в час. Применяется в мореходной и авиационной практике.
мПодши́пник (от слова шип) — изделие, являющееся частью опоры или упора, которое поддерживает вал, ось или иную подвижную конструкцию с заданнойжёсткостью. Фиксирует положение в пространстве, обеспечивает вращение,качение или линейное перемещение (для линейных подшипников) с наименьшимсопротивлением, воспринимает и передаёт нагрузку от подвижного узла на другие части конструкции
Парогенера́тор — теплообменный аппарат для производства водяного пара с давлениемвыше атмосферного за счёт теплоты первичного теплоносителя, поступающего из ядерного реактора[1][2].
Форштевень — брус, образующий переднюю оконечность судна (продолжение киля в носовой части). Часть форштевня около грузовой ватерлинии деревянного судна (также металлическая накладка на деревянный форштевень небольших и гребных судов) носит название «водорез» или «грен».
Фрегат — трёхмачтовый парусный корабль с мощным артиллерийским вооружением (до 60 пушек, располагавшихся в двух палубах). Был меньше линейного корабля, но имел большую скорость. Предназначался для дальней разведки и крейсерства.
Фунда́мент (лат. fundamentum) — несущая конструкция, часть здания, которая воспринимает все нагрузки от вышележащих конструкций и передает его наоснование. Как правило, изготавливаются из бетона, камня или дерева.
Чёлн, челно́к (праслав. *čьlnъ — пень, также однодеревка, моноксил) — гребная, реже со съёмной мачтой лодка, выдолбленная из единого ствола дерева. Обычно не имеет киля.
Шала́нда (фр. chaland) — небольшая баржа для погрузки и разгрузки крупнотоннажных судов на рейде, перевозки земли и т. п. Также шаландой на Чёрном море называется плоскодонная парусная рыболовная лодка.
Швартовка — подход и закрепление судна с помощью канатов (тросов) к причалу, пирсу, бочке, стенке или набережной или к другому судну.
Ше́льф (англ. shelf) — выровненная область подводной окраиныматерика, примыкающая к суше и характеризующаяся общим с ней геологическим строением.
Шитик — небольшое плоскодонное парусное судно, части корпуса которого были сшиты ремнями или виней (прутьями можжевельника и ели). Длина 10 м, ширина до 4 м.
Шлюп (тип парусного вооружения) (англ. sloop) — устоявшийся к середине XIX в тип косого вооружения — одна мачта и два основных паруса, передний (стаксель) и задний — (cоответственно, грот).
Шлюпба́лка — устройство для спуска шлюпки с борта корабля (судна) на воду и подъёма её на борт. При этом каждую шлюпку обслуживает две шлюпбалки, чем обусловлено частое использование термина во множественном числе.
Шпига́т (нидерл. spiegat от spuiten «брызгать, лить» иgat «отверстие») — отверстие в палубе илифальшборте судна для удаления за борт воды, которую судно приняло при заливании волнами,атмосферных осадках, тушении пожаров, уборке палубы и др.
Шпиль — механизм на судне, служащий для вытягивания якорной цепи из воды.
Шрапне́ль — вид артиллерийского снаряда, предназначенный для поражения живой силы противника. Назван в честь Генри Шрэпнела (англ. Henry Shrapnel) (1761—1842) —офицера Британской армии, который создал первый снаряд такого вида.
Отличительными особенностями шрапнельного снаряда являются два конструктивных решения:
Наличие в снаряде готовых поражающих элементов и заряда взрывчатого вещества для подрыва снаряда.
Наличие в снаряде технических приспособлений, обеспечивающих подрыв снаряда только после того, как он пролетит некоторое расстояние
Штевень — прочный брус в носовой и кормовой оконечностях корабля.
Шху́на (нидерл. Schoener) — тип парусного судна, имеющего не менее двух мачти косые паруса на всех мачтах. По типу парусного снаряжения шхуны делятся на гафельные, бермудские, стаксельные, марсельные и брамсельные.
Экранопла́н (от экран + (аэро)план), в официальной советской классификации «Судно на динамической воздушной подушке» — высокоскоростное транспортное средство, аппарат, летящий в пределах действия аэродинамического экрана, то есть на относительно небольшой (до нескольких метров) высоте от поверхности воды, земли, снега или льда.
Эффективная мощность двигателя является объективным показателем его общего технического состояния.
Коэффицие́нт поле́зного де́йствия (КПД) — характеристика эффективности системы (устройства, машины) в отношении преобразования или передачи энергии.
Ют (от нидерл. hut) — кормовая надстройка судна или кормовая часть верхней палубы
ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА: |
составная часть судовой энергетической установки, предназначенная для обеспечения на судне жизнедеятельности людей и работы судовых механизмов. Основными элементами В.Э.У. являются вспомогательные паровые котлы. Производимый в В.Э.У. пар используется на судне для обогрева помещений, приготовления пищи, работы водоопреснителей, привода в действие турбонасосов, грузовых лебедок, защиты от обледенения и т. д. На судах с паросиловыми энергетическими установками и на судах малого водоизмещения вспомогательные паровые котлы могут отсутствовать. Кроме того, в зависимости от размеров и назначения судна В.Э.У. может включать установки водоопреснительную, компрессорную, холодильную и кондиционирования воздуха, утилизационные паровые котлы, которые обеспечивают работу судовых систем и системы судовой энергетической установки. Ранее в понятие В.Э.У. входили электро-энергетическая установка (ЭЭУ) и все вспомогательные механизмы (насосы, вентиляторы, сепараторы и др.). В настоящее время, вследствие увеличения мощности источников электрического тока, повышения роли ЭЭУ в использовании судна по назначению и необходимости рассмотрения при проектировании судов их электро-энергетической системы в целом, ЭЭУ выделена в отдельную установку (составную часть СЭУ). Часть вспомогательных механизмов в связи с развитием судовой энергетики и совершенствованием ее систематизации вошла в состав соответствующих систем. |
Вспомогательная силовая установка (ВСУ) — вспомогательный источник энергии на транспортном средстве, не предназначенный для приведения средства в движение. Во многих случаях назначением ВСУ является запуск основного двигателя, а также обеспечение средства энергией на стоянках. Различные типы ВСУ устанавливаются на самолёты, а также на некоторые большие наземные и морские транспорты.
Вспомогательные парогенераторы
Вспомогательные парогенераторы служат для получения пара, используемого во вспомогательных целях (например, для отопления помещений, различных цистерн и т. д.), для питания паровых противопожарных установок. Иногда они используются в качестве привода для насосов или вспомогательных турбин.