Осн. и вспомогательные эл-ты газеты

Дизайн газеты как особый вид прикладного ис-ва.

Дизайн газеты – специфическая область прикладного искусства, связанная с организацией текстовой и визуальной информацией в газете.Дизайн сочетает в себе:

- функциональное начало (польза); - эстетическое начало (привлекательность).

Функции дизайна:

- утилитарная (ф-ция визуальной инф-ции);

- идеологическая (комментирование информации);

- эстетическая (распространение культуры);

- рекреативная (релаксация).

Задачи дизайна:

1) в удобной форме донести инф-цию до читателя;

2) способствовать выявлению содержания печатных материалов;

3) ориентироваться на полосе; облегчить восприятие наиболее важных мат-лов;

4) делать издание привлекательным.

Законы дизайна:

- З. пропорции; - контраста; - равновесия (одна часть полосы не должна быть «тяжелее» другой); - ритма (чередование и повторение однородных элементов – пробелов, колонок); - гармонии (все эл-ты стр.-цы – представлять единое целое).

Осн. принципы дизайна периодич. изданий.

1. подчиненность содержанию. Все эл-ты формы, приемы оформления должны быть направлены на выявление актуальности, особенностей публикаций, их значимости (идея, тема, проблема, жанр и т.д.).

2. единство стиля. Все эл-ты, детали оформления должны гармонично сочетаться друг с другом.

3. Контрастность (контраст большого и малого, широкого и узкого, длинного и короткого, черного и белого и др.) помогает не только привлечению внимания, но и его удержанию.

4. Принцип пропорциональности (в отношении 2:3, 3:5)

5. Направленность. Эффективное оформление «ведет» читателя по газетным полосам, страницам.

6. Экономность и сдержанность - сознательное ограничение дизайнера в подборе тех или иных средств оформления. Дизайн должен быть изящным, но простым, понятным.

7. Экспериментальность: импровизационные решения дизайнера в рамках утвержденной научно разработанной композиционно-графической модели; ее совершенствование;

8. системность - без системного подхода дизайнер не сможет реализовать, например, такие из выделенных нами принципов, как «единство стиля», «целостность»… Системность суть любой проектной деятельности, в том числе и дизайна.

Следование перечисленным выше принципам дизайна повышает удобочитаемость газеты, позволяет делать ее красивой.

Осн. и вспомогательные эл-ты газеты.

Осн. эл-ты газеты:

1) Логотип (название издания, выполненное фирменным шрифтом) – это своеобразный товарный знак, торговая марка издания. Логотип нередко в уменьшенном виде повторяется в колонтитулах внутренних и последней страниц;

2) Заголовок;

3) Въезд, вводка, лид (в суть публикации вводят);

4) Колонцифра (колонтитул) – элемент, обозначающий порядковый номер полосы, название, дату выхода;

5) Блок-анонс (реклама интересных публикаций);

6) Рубрика;

7) Врезка (выноска) – особым образом оформленная цитата.

Основные элементы полосы:

1) Заголовочный комплекс (заголовок, подзаголовок, вводка);

2) Иллюстрации;

3) Комментарий к иллюстрациям;

4) Текст материала.

Вспомогательные эл-ты полосы:

1) Пробельный материал (межколонные, междустрочные пробелы; отбивки – пробелы между текстом и линейки);

2) Графический материал (линейки, рамки, буквицы, цвет, шрифты).

4. Разделительно-выделительные элементы:

1) Линейки – наборные печатающие эл-ты, рост которых равен росту литер, а длина и кегль изменяются в зависимости от вида линейки и ее назначения.

Виды линеек: тонкая, полутупая, тупая, двойная, пунктирная, фигурная.

Главное назначение – разделять весь представленный материал на блоки, удобные для читательского восприятия. Вторая роль линеек (а также пробелов и украшений) – связующая. Разъединяя, они в то же время что-то и объединяют. Отделяя один смысловой блок от другого, мы тем самым и выделяем его среди остальных. Линейки – это еще и активное декоративное средство. Принято использовать вертикальные линейки не более 2 пунктов, горизонтальные – от 4 до 12 пунктов. Осн. свойствами разделительных средств должны быть нейтральность и универсальность.

2) Украшения – усики, звездочки, ромбики, точки и т.д. – могут сделать внешний вид полосы привлекательнее, красивее (из них иногда даже составляются линейки). Но это еще прекрасные указатели, ориентиры, средства акцентировки отдельных участков текста. Т.е. украшения еще и руководят вниманием читателя.

3) Пробел – не есть нечто непроизвольное, случайно образовавшееся. Это вполне осмысленный эл-т. Необходимое условие аккуратности, привлекательности издания – продуманное распределение горизонтального и вертикального пространств между эл-тами формы – свободных от печати участков полос, обычно называемых пробелами. Как и линейки, они могут разделять, выделять и объединять. Разнобой в применении пробелов делает полосу неряшливой, плохо читаемой. Пробелы между колонками (6-12 пунктов).

Стандартным пробелом должны отделяться: заголовок от начала статьи, заголовок от фотографии, подпись к ней от самого снимка, фотографии друг от друга и т.д. – т.е. все эл-ты, относящиеся друг к другу. Четко выдержанные пробелы в газете – это свидетельство культуры оформления.

Пробелы (белое пространство) должны располагаться на полосе равномерно.

4) Шпации – для заполнения промежутков между словами и, если нужно, между буквами. Они имеют кегль, равный шрифту, с которым применяются.

5) Квадраты – для заполнения больших свободных от текста промежутков. Кегль равен кеглю шрифта, толщина – 1 квадрат.

6) Шпоны – для увеличения промежутков между строками текста или заголовков. Кегль – 1, 2, 3, и 4 п.

5. Формат, объём и структурная организация газеты.

Формат газеты определяется форматом страницы (в мм). Газеты выпускаются форматом А2, А3 и А4.

А2 = 420x594 мм (8 колонок)

А3 = 297x420 мм [ширина = длина предыдущего делить на 2, высота = ширина предыдущего] (5-6 колонок)

А4 = 210x297 мм (3-4 колонки)

Формат текста (ширина колонки, длина строки) может быть шире или уже стандартных.

Чем крупнее кегль, тем крупнее формат текста (и наоборот).

нормальный межколонный пробел: 5-6 мм. Чем больше формат колонки, тем шире межколонный пробел (и наоборот).

Объем газеты

От формата газеты, размеров ее полосы, а также от кол-ва полос номера зависит объем газеты. Чем больше формат, тем больше мат-лов можно поместить в номере.

Кол-во страниц газеты обуславливает особенности её иллюстрирования — число иллюстраций, их размеры и характер. Так, в малоформатной и малостраничной газете помещают минимальное число иллюстраций, поскольку осн. площадь отводится для текстов, здесь редко применяют сложные виды иллюстраций (это не касается рекламных материалов).

Кол-во страниц и полос в номере газеты во многом зависит от её типа и формата. Большинство газет, выходящих в форматах А2 и A3, имеет от 4 до 8 полос, а неежедневные газеты обычно издаются на большем кол-ве полос.

6. Шрифт как осн. эл-т газеты: классификация, удобочитаемость и эстетика.

Шрифт – комплекс букв, необходимых для воспроизведения к.-либо алфавита; шрифт, независимо от техники его исполнения, представляет собой упорядоченную графическую форму определенной системы письма.

Классификация шрифтов.

По рисунку (виду гарнитуры) шрифты бывают:

- без засечек; - с засечками;

Гарнитура – комплекс шрифтов различных размеров, начертания и плотности, но одинаковых по характеру рисунка.

1. Группа рубленых шрифтов.

Имеют равное соотношение ширин основных и соединительных штрихов, засечки отсутствуют.

2. Группа шрифтов с едва наметившимися засечками.

Примерно равное соотношение ширин соединительных и осн. штрихов с едва наметившимися засечками в виде некоторого утолщения концов вертикальных штрихов.

3. Группа медиевальных шрифтов.

Характеризуются умеренным контрастом осн. и соединительных штрихов, с заческами близкими по форме к треугольнику и наклонным расположением оси симметрии округлых букв.

4. Группа обыкновенных шрифтов.

Гарнитуры с контрастными штрихами, с длинными тонкими заческами, соединяющимися с осн. штрихами под прямым углом или с легким закруглением. Оси округлых букв вертикальные.

5. Группа брусковых шрифтов.

Шрифты с неконтрастными и малоконтрастными штрихами, с длинными утолщенными засечками, соединенными с осн. штрихами под прямым углом или с легким закруглением.

6. Группа новых малоконтрастных шрифтов.

Шрифты с малым контрастом штрихов и длинными утолщенными засечками с округленными концами. Засечки соединены с осн. штрихами под прямым углом или с легким закруглением.

7. Дополнительная группа.

Шрифты, не имеющие ярко выраженных графических признаков, т.е. все шрифты, которые нельзя отнести ни к одной из остальных групп.

Удобочитаемость шрифта определяется скоростью восприятия отдельных знаков и текстов в целом.

Условия удобочитаемости шрифта:

- Ясный контур каждой буквы;

- Различимый внутрибуквенный просвет;

- Соразмерность пробелов между буквами;

- Пропорциональность между широтой и высотой знака;

- Контрастность букв;

- Соразмерность кегля шрифта межстрочным пробелам;

- Соразмерность кегля шрифта длине строки;

- Соответствие длины строки интерлиньяжу;

Удобочитаемость зависит от след. параметров:

1) Гарнитуры: шрифты с засечками более удобочитаемы, чем без них;

2) Кегля: наиболее читабельный кегль текстового шрифта 8-9 пт;

В тексте, состоящем из прописных букв, воспринимаются только первые несколько слов.

3) Начертания: курсив не для всех текстов;

4) Формата строк;

5) Интерлиньяжа и трекинга: слишком «плотный» интер. и трекинг влияют на удобочитаемость текста.

6) Междусловного пробела. Чтобы слова в тексте не сливались, нужно применять рекомендуемый размер междусловного пробела от 1/2 до 3/4 кегля шрифта.

Лучшей удобочитаемостью хар-ся шрифт прямого нормального светлого начертания.

Наши рекомендации